Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что дошкольный возраст является одним из важным периодов жизни человека. На данном этапе онтогенеза создаются условия для формирования такого важного компонента двигательной сферы, как мелкая моторика. Развитость мелкой моторики имеет огромное значение для психического и общего физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного периода. Без мелкой моторики невозможно точное и правильное управление движениями пальцев рук, освоение таких видов деятельности, как самообслуживание, игра, изобразительная деятельность, конструирование и другие.
Особенно важную роль мелкая моторика играет в формировании действий с различными предметами – бытовыми, учебными, в развитии речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, среди ориентиров дошкольного образования является владение предметными действиями, умение пользоваться различными предметами, наличие навыков самообслуживания, проявление самостоятельности в бытовом и игровом поведении, овладение различными видами продуктивной деятельности. Все перечисленное невозможно без достаточно развитой мелкой моторики.
Важность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отмечают Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р Лурия, Д.Б. Эльконин и другие. В научной литературе рассматриваются особенности мелкой моторики детей дошкольного возраста, средства, способствующие развитию мелкой моторики в различных видах деятельности (игры, пальчиковая гимнастика, аппликация, лепка и другие). Среди данных видов деятельности также выделяется конструирование. В ФГОС ДО отмечается, что для обучения детей дошкольного возраста должны быть созданы условия, которые будут способствовать освоению различными видами и формами конструирования из разных материалов.
В дошкольном возрасте дети овладевают различными видами конструирования, учатся использовать различные материалы для построек, изготовления поделок. К старшему дошкольному возрасту дети накапливают опыт конструктивной деятельности, в том числе из бросового материала. Но умения и навыки конструирования не формируются стихийно, необходима целенаправленная и систематическая работа по стороны педагога по обучению детей конструированию с обоснованием наиболее оптимальных форм, методов и средство обучения дошкольников, которые будут способствовать развитию мелкой моторики.
Конструирование из бросового материала является эффективным средством развития мелкой моторики детей, что является важной задачей дошкольного образования. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, педагог готовит руку к письму, развивает внимание, мышление, координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Многими исследователями (Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина) отмечается, что конструирование оказывают большое влияние на развитие познавательных процессов дошкольника – восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. У детей повышается настроение через положительные эмоции. При этом в научной и методической литературе недостаточно раскрыты вопросы развития мелкой моторики посредством конструирования из бросового материала. Это обусловило выбор темы исследования: «Развитие мелкой моторики детей старшого дошкольного возраста посредством конструирования из бросового материала».
Объект исследования: образовательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить влияние конструирования из бросового материала на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть сущность понятия «мелкая моторика» и конструирование из бросового материала, а также раскрыть особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2. В ходе практического исследования составить и апробировать комплекс занятий по конструированию из бросового материала для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и оценить его эффективность.
3. Дать методические рекомендации по теме исследования.
Гипотеза исследования: занятия по конструированию из бросового материала способствуют повышению уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы и опыта практической деятельности, синтез, обобщение), эмпирические (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента, тестирование), методы обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ №26 Островок г. Южно-Сахалинска, дети в возрасте 5-6 лет. Контрольная группа – 20 детей (группа «Звездочки»), экспериментальная группа – 22 ребенка (группа «Солнышко»).
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
1.1 Понятие «мелкая моторика» в психолого-педагогической литературе
Состояние моторики в детском возрасте является одним из важнейших показателей физического и психического развития. Это обусловлено тем, что движение играет важную роль в полноценном психическом развитии ребенка, познании окружающего мира и освоения важных умений и навыков. Без моторики невозможно осуществление большинства видов деятельности. Важное значение моторики в развитии личности отмечают многие исследователи (И.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, В.П. Дудьев, М.М. Кольцова, А.Р Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). А. Валлон писал, что именно движения образуют то единство моторного, сенсорного и эмоционального, из которого и возникает психика [13, с. 24].
Моторика в научной литературе рассматривается как собирательный термин, который обозначает совокупность движений рук, ног, тела человека. И.А. Бернштейн под моторикой понимает систему двигательных умений, реакций, действий, которые осуществляются в процессе деятельности для достижения двигательной задачи [2, с. 31].
В.П. Дудьев выделяет несколько уровней моторики: общая (крупная) моторика, мелкая (тонкая) моторика, артикуляционная моторика. Все виды моторики последовательно развиваются от рождения и на последующих этапах онтогенеза. Особое значение в формировании личности имеет мелкая моторика. Под тонкой (мелкой) моторикой понимается высокое дифференцированное движение пальцев рук с определенной амплитудой и силой [8, с. 28].
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Под мелкой моторикой понимается двигательную деятельность, которая обусловливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза, умение выполнять точно дозированные целенаправленные действия руками [21, с. 194].
М.М. Кольцова считает, что мелкая моторика осуществляется посредством взаимосвязанной деятельности различных систем (нервной, мышечной и костной систем) в сочетании со зрительной системой. Мелкая моторика осуществляется посредством действий пальцев руки и кисти. Благодаря мелкой моторики появляется возможность выполнять действия с предметами, манипулировать ими, решать задачи, для которых необходима правильная и четкая координация работы руки и зрительного анализатора. Мелкая моторика тесно связана с речью [13, с. 25].
Анализ литературных источников позволил выявить компоненты мелкой моторики. К ним относятся:
– мышечный тонус;
– сила;
– точность движений;
– кинестетический и динамический праксис [2, с. 30].
А.Р. Лурия выделяет следующие компоненты мелкой моторики:
– кинестетическая праксис (принятие и удержание позы пальцев рук);
– динамический праксис (последовательное воспроизведение нескольких пальцевых поз);
– мышечный тонус (напряженность, скованность движений, невозможность удержания созданной позы);
– ручная умелость (умение действовать с мелкими предметами, быстрота манипуляций с предметами) [16, с. 103].
При изучении мелкой моторики рассматриваются такие характеристики движения, как зрительно-моторная координация, оптико-кинестетическая организация движений, конструктивный праксис и другие. Моторные движения включают такие параметры, как:
– быстрота движений,
– точность движений,
– координированность движений,
– синхронность движений [19, с. 11].
При изучении особенностей двигательной сферы детей необходимо рассмотреть основные компоненты моторики:
– тонус мышц;
– темп и ритм движений;
– проприоцепция;
– координация [4, с. 17].
Мышечный тонус – это значимый компонент моторики, который определяет функционирование двигательных действий. Координация движений – это способность контролировать положение тела в процессе движения. Мелкая моторика – это движения, которые выполняются мелкими мышцами пальцев рук под контролем зрения.
Мелкая моторика тесно связана с различными видами восприятия, в первую очередь, с осязанием. А.Р. Лурия отмечает, что осязание включает в себя ощущения, возникающие в результате воздействия на рецепторы механических и пространственных свойств физических тел. В сознании отражаются такие свойства предметов, как упругость и твердость, особенности поверхности (гладкая или шероховатая), величина и форма предметов, их масса и другие характеристики [16, с. 112].
В осязании важную роль играет мелкая моторика – движения работающей и познающей руки. При осязании посредством движений руки выполняются различные действия – ощупывание, давление, прикосновение. В процессе целенаправленных действий происходит изучение свойств предметов [8, с. 42].
В процессе действия с предметами определяются основные свойства – непроницаемость, упругость и твердость. Твердость и мягкость распознается в результате противодействия, которое встречается при соприкосновении с предметом. Осязательные ощущения, в сочетании с другими ощущениями, отражают разнообразие свойств предметов. Например, это может быть ощущения температуры, влажности, давления, состояния вещества (жидкое, твердое, вязкое, гладкое, шероховатое и другие).
Мелкая моторика развивается на базе общей моторики. Младший школьный возраст – это возрастной период, когда ведущим видом деятельности становится учение. Дети осваивают письменную речь, что требует сформированности мелкой моторики. Недостаточно сформированные движения рук, низкий уровень координации вызывают трудности в овладении письмом. По мере своего взросления ребенку необходимы точные координированные движения, чтобы в совершенстве овладеть навыками письма, выполнять различные бытовые и прочие действия [15, с. 9].
Таким образом, мелкая моторика – это совокупность движений пальцев рук с определенной амплитудой и силой; движения характеризуются такими показателями, как быстрота, точность, координация, гибкость.
1.2. Особенности развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит развитие всех систем организма ребенка, в том числе заметные и качественные изменения движений детей. Двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. У старших дошкольников формируется вся моторная сфера, что обусловлено интенсивным физическим развитием, укреплением опорно-двигательного аппарата, освоения основных движений.
Старший дошкольный возраст – это период дальнейшего развития мелкой моторики, совершенствования двигательных действий, осуществляемых пальцами рук. Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается такими механизмами, как чувствительность пальцев, зрительный анализатор, ориентировка в пространстве, тонус мышц, двигательная память, которая позволяет автоматизировать двигательные умения [7, с. 12].
У старших дошкольников, по сравнению с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, движения пальцев рук более точные, координированные. Благодаря развитию костно-мышечного аппарата повышается тонус мышц, они становятся более сильными, что позволяет выполнять движения более точно и длительно. Дети укрепляют моторику в процессе рисования, конструирования, ручного труда и других видов продуктивной деятельности.
При этом уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста может быть различным. Это зависит от условий воспитания, от того, созданы ли условия в семье и в дошкольной образовательной организации для развития мелкой моторики. У одних детей мелкая моторика может быть сформирована, что говорит о готовности к обучению, готовности руки к письму. У других детей мелкая моторика может быть на низком уровне, что требует организации соответствующей работы.
В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одной из важнейших задач образовательного процесса, что обусловливает необходимость поиска эффективных методов и средств. Развитие мелкой моторики происходит в старшем дошкольном возрасте в процессе различных видов деятельности.
Средствами развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста являются изобразительная деятельность: раскрашивание, рисование, вырезывание и наклеивание различных фигур на лист бумаги, лепка из пластилина, солёного теста фигур животных, обводка и штриховка геометрических фигур и изображений животных, фруктов, цветов. Также развитию мелкой моторики старших дошкольников способствуют конструирование, ручной труд, труд по самообслуживанию, пальчиковые игры, самомассаж [14, с. 145].
При развитии мелкой моторики необходимо учитывать, что в старшем дошкольном возрасте формируются познавательные процессы, особенности личности в различных видах деятельности, в первую очередь, в игровой (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры). В процессе игровой деятельности у детей развиваются когнитивные психические процессы, умение подчиняться правилам, наблюдать, общая и мелкая моторика [24, с. 70].
У детей старшего дошкольного возраста активно формируются и развиваются продуктивные виды деятельности, особенно конструктивная и изобразительная деятельность, которые способствуют развитию мелкой моторики. Постройки становятся разнообразными, но сюжетные рисунки становятся недостаточно устойчивые. Это достигается благодаря тому, что у детей накапливается опыт впечатлений, совершенствуются процессы восприятия, внимания, воображения, умения и навыки продуктивных видов деятельности, умения пользоваться различными материалами и оборудованием [19, с. 27].
Можно выделить следующие особенности старших дошкольников:
– накопление опыта различных видов деятельности, обогащение знаний и формирование умений и навыков на основе произвольности познавательных процессов, в первую очередь, восприятия, мышления и памяти;
– достижение достаточно высокого уровня умственного развития, что позволяет осваивать элементы учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и регулировать свое поведение;
– формирование мотивационной сферы, развитие внутреннего плана действий, навыков адекватной оценки и самооценки своего поведения;
– развитие мелкой моторики, укрепление мышц, повышение координации движений, их точности, развитие согласованности действий обеих рук.
Таким образом, особенности развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте обусловлены формированием моторной сферы в целом, необходимостью организации различных видов деятельности, в которых создаются условия для выполнения различных двигательных действий пальцами рук. У старших дошкольников движения пальцев рук более точные, координированные, по сравнению с детьми младшего возраста. Благодаря развитию костно-мышечного аппарата повышается тонус мышц, они становятся более сильными, что позволяет выполнять движения более точно и длительно. В то же время уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста может быть различным. Это требует обоснования роли различных видов деятельности в развитии мелкой моторики, в том числе конструирования.
1.3 Конструирование в детском саду, понятие и виды
Конструирование является продуктивным видом деятельности детей дошкольного возраста, которое имеет важное значение в развитии мелкой моторики (Л.В. Куцакова, И.А. Лыкова, С.Н. Михайловская, С.В. Погодина, Е.В. Фешина и др.).
Конструирование – это вид деятельности, который направлен на создание определенных конструкций с помощью различных материалов. Л.В. Куцаковой считает, что в процессе конструирования дети осваивают различные виды работы, материала, что обогащает их представления об окружающем мире, способствует познавательному развитию [15, с. 28].
С.Н. Михайловская, И.П. Пупина отмечают, что конструирование – это процесс построения наглядных моделей различных предметов и явлений окружающего мира с помощью различных средств. Детское конструирование подразумевает изготовление различных видов построек, игрушек, предметов и других объектов с помощью деталей конструктора, природного материала, бумаги и т.д. В процессе конструирования у детей развиваются зрительное и пространственное восприятие, творческие способности, закрепляются представления об объектах и явлениях окружающего мира [19, с. 31].
По мнению И.А. Лыковой, конструирование – вид детской деятельности по созданию построек из различных материалов. Конструктивная деятельность оказывает значительное влияние на все сферы личности ребенка – познавательную, эмоциональную, нравственную, а также на развитие творческого мышления, мелкой моторики, пространственных представлений. Конструирование формирует у дошкольников сенсорные эталоны формы, величины, цвета, формирует перцептивные действия, способствует укреплению мышц кисти руки [17, с. 4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышникова Е. В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. 182 с.
2. Бернштейн Н. А. О построении движений. URL: https://classicbodybuilding.ru/item/127 (дата обращения: 23.11.2024).
3. Бехтерев В. М. Психология и педагогика. М.: Юрайт, 2016. 384 с.
4. Виноградова А. Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5-7 лет: метод. пособие. СПб.: Образование, 1992. 86 с.
5. Вместе с радугой: развитие стратегического мышления дошкольников в условиях совместного конструирования. Ч. 2: Старший дошкольный возраст: программно-методическое пособие / Ю. А. Гулько, Н. В. Микляева, А. А. Осетрова и др.; под ред. Н. В. Микляевой. М.: Директ-Медиа, 2020. 218 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 431 с.
7. Дударева А. В., Абаскалова Н. П. Значение бросового материала в экологическом воспитании дошкольников // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2024. № 1. С. 11-20.
8. Дудьев В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие: учебное пособие. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2017. 187 с.
9. Замотаева Е. Ю., Мухамадеева А. Д. Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 2 (4). С. 116-117.
10. Карабаева С. И., Березова Н. А., Краснова С. В., Мензорова Е. И. Воспитание основ культуры потребления у старших дошкольников в процессе конструирования из бросового материала // Перспективы науки. 2022. № 12 (159). С. 172-174.
11. Коноваленко С. В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 109 с.
12. Конструирование: конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования / В. Н. Халамов, Р. А. Фролова, Е. А. Подрядова. М.: Перо, 2020. 202 с.
13. Куликова Т. С. Пальчиковая гимнастика – технология развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Вестник педагогического опыта. 2018. № 40. С. 23-29.
14. Куприна Н. Г., Маркова Д. Д. Развитие творческого воображения младших школьников посредством конструирования из природного и бросового материала в системе общего и дополнительного образования // Создание и совершенствование творческой образовательной среды в учреждении образования: проблемы, идеи, решения. Екатеринбург, 2022. С. 142-153.
15. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование: сценарии занятий с детьми 3-4 лет / Л. В. Куцакова. М.: Синтез, 2017. 113 с.
16. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учебное пособие. М.: Академия, 2016. 345 с.
17. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду: старшая группа: методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». М.: Цветной мир, 2022. 135 с.
18. Мельникова О. В. Лего-конструирование. 5-10 лет: программа, занятия. Волгоград: Учитель, 2019. 51 с.
19. Михайловская С. Н., Пупина И. П. Развитие мыслительных и творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликация, конструирование): методическое пособие. СПб.: Развивающие игры Воскобовича, 2019. 142 с.
20. Мышанская Н. А. Вариант планов-конспектов занятий по конструированию на базе авторской программы И. А. Лыковой «Фанкластик: весь мир в руках твоих»: подготовительная группа детского сада: 6-7 лет. М.: Мышанская Н. А., 2022. 324 с.
21. Нечаева Т. В., Зарлык А. Ж. Развитие мелкой моторики рук у детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 193-195.
22. Никандров В. В. Психомоторика: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2016. 104 с.
23. Османова А. Н., Сулейманов Р. И. Конструирование из бросового материала с детьми старшего дошкольного возраста // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2023. № 9 (13). С. 60-64.
24. Пирлик Г. П., Федосеева А. М. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности. М.: МПГУ, 2020. 370 с.
25. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 448 с.
26. Погодина С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2017. 269 с.
27. Программирование и робототехника: конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования / В.Н. Халамов, Р.А. Фролова, Ф.И. Семенов. – М.: Перо, 2021. – 198 с.
28. Психология / под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 20017. 656 с.
29. Развитие конструктивных способностей дошкольников: сборник методических материалов в рамках реализации образовательной концепции «ТЕМП: масштаб – город Челябинск» / сост.: Н. П. Мальтиникова. Челябинск: Искра-Профи, 2018. 65 с.
30. Ремезова Л. А., Тринбачева Е. В., Журавлева Ж. В. Спираль развития творческого воображения в конструктивной деятельности дошкольников: парциальная модульная образовательная программа дошкольного образования: для педагогов дошкольных образовательных организаций. Самара: Порто-принт, 2022. 164 с.
31. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: курс лекций / под ред. К. А. Альбухановой. М.: АСТ, 2020. 959 с.
32. Тихомирова О. Б. Конструирование из «бросового» материала как средство воспитания основ культуры потребления у детей дошкольного возраста // Наука и мир. 2020. № 8-2 (84). С. 54-55.
33. Уликанова Л. А. Использование вторичных ресурсов в работе воспитателя дошкольной образовательной организации для развития самовыражения детей: из опыта работы // Образование: традиции и инновации. 2024. № 3 (46). С. 54-57.
34. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / под ред. Г. А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 23.11.2024).
36. Федина Е. И. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала // Молодой ученый. 2019. № 44 (282). С. 357-360.
37. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие. М.: Сфера, 2008. 127 с.