Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что культура, как система генерации, сохранения и трансляции генетически унаследованного социального опыта, всегда формировала материальную и духовную среду общества, способствуя формированию и совершенствованию человеческой личности. Формирование новых социальных отношений реализует изучение проблем социокультурной сферы. С одной стороны, культура испытывает на себе влияние общественно-политических и социально-экономических механизмов, которые формируются сегодня. С другой стороны, сама культура оказывает ярко выраженное влияние на их развитие и является своего рода социальным катализатором. Положительное влияние культуры как важного социального явления распространяется на досуг всех слоев и категорий населения.
В современных социально-экономических условиях механизмы реализации стратегии по развитию учреждений культуры вопросы стратегического управления деятельностью различных учреждений культуры и искусства; развитие культурных противоречий, позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости поиска путей и средств повышения эффективности услуг учреждений культуры клубного и библиотечного типов направленных на развитие внебюджетной деятельности.
Социальная значимость того, как работает лицо, ответственное за социально-культурную деятельность (СКД), заключается в том, что от этого зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношения между сотрудниками, а также отношения между подчиненными и руководителем.
Стиль, ориентированный на укрепление творческого сотрудничества и поддержание межличностных отношений, позволяет руководителю обеспечить необходимый уровень профессионального взаимодействия в коллективе. Таким образом, учреждения в сфере социальных и культурных вопросов работают эффективно, качество предоставляемых социальных и культурных услуг улучшается, спрос населения на социальные и культурные услуги растет, а цели, поставленные перед Организацией, достигаются. В то же время растет и удовлетворенность сотрудников своей профессиональной деятельностью.
Кроме того, деятельность менеджеров в социально-культурной сфере особенно важна для формирования гражданского общества, поскольку она помогает развивать личность в процессе производства, распространения, сохранения и интерпретации культурных ценностей.
Степень разработанности проблемы. Изучение стиля руководства связано с именем германо-американского психолога Курта Левина. В 30-е годы XX века он с группой своих сотрудников провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. В современных исследованиях тема работы находит отражение в трудаз таких авторов, как: Бессонова Ю.А., Бочарникова И.С., Гревцева Г.Я. и др.
Объект исследования: «ОКЦ СВАО» Алексеевского района». Предмет исследования: Стиль работы руководителя организации СКД.
Цель исследования: анализ стилей работы руководителя организации СКД.
В соответствии с проблемой, гипотезой и целью исследования определены следующие исследовательские вопросы:
рассмотреть сущность и функции учреждения культуры;
описать особенности работы руководителя организации СКД;
привести организационную характеристику «ОКЦ СВАО» Алексеевского района»
провести анализ работы руководителя.
Методы исследования: анализ, синтез.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в работе направления совершенствования работы организации СКД, могут быть апробированы на практике.
Структура курсовой работы определена обозначенными задачами и включает: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты стиля работы руководителя СКД, во второй главе проведен анализ стиля работы руководителя СКД и разработаны перспективные направления его совершенствования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ СКД
1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ СКД
Культура изначально была предметом изучения философов, социологов и историков. Начиная с древнейших времен и заканчивая современностью, вопрос о сущности культуры по-прежнему очень актуален. Наиболее распространенное определение дано в антропологическом подходе к определению культуры, поэтому в широком смысле она определяется как процесс культурной эмансипации личности и общества, а в узком смысле - как специфическая сфера общественной жизни. Согласно широкой антропологической концепции, культура - это все, что заставляет нас думать о людях с критической и этической точки зрения. В результате человек выражает и реализует себя, сравнивая свою работу с работами других, постоянно ища новые импульсы, которые двигают его вперед. В этом широком смысле культура является необходимым условием существования человека в обществе, и поэтому, как это делали марксисты, ее нельзя считать простой «материальной основой», но, конечно, материальный, культурный или духовный аспект личности является одним из очень важных аспектов.
Культура делится на два вида:
материальная;
духовная.
Краткое описание видов культуры приведено в таблице 1
Таблица 1
Описание видов культуры
Материальная Духовная
Совокупность всех материальных ценностей, созданные человеком или возникшие в результате их деятельности.
Например: здания, памятники, одежда, оружие, техника, парки, сады, сельскохозяйственная продукция. Составная часть культурных достижений человека.
Например: искусство, наука, литература, религия
Рассмотрим так же основные направления культуры:
Рисунок 1. Основные направления культуры
Материальная культура – воплощение материальных потребностей человека, это материальные результаты труда человека (произведения) - дома, предметы быта, одежда. Он реализует стремление человечества адаптироваться к условиям жизни. К материальной культуре относятся: технические сооружения (инструменты, оружие, здания, бытовая техника, одежда), технологии; физические аспекты развития человека (физическая культура и спорт; культура здорового образа жизни); различные институты [11].
Духовная культура-это явления, связанные с внутренним миром человека, его интеллектуальной, эмоциональной деятельностью. Как правило, сюда входят идеология, наука, мораль, искусство и религия, которые, в свою очередь, включают: нормы, правила, закономерности, стандарты, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, идеи, обычаи, традиции, язык, мифы и т.д. [20].
В целом духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества. Массовая культура-это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией
Бюджетное учреждение города, центр народного творчества, проводит мероприятия по:
исследование, сохранение, развитие и популяризация народного творчества в МО;
координация деятельности учреждений культуры клубного типа (культурно-просветительных учреждений) по осуществлению функций методического руководства, информационно-методической поддержки и развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности;、
Целью учреждения является:
создание условий для поддержки и развития любительских объединений и творческих коллективов на территории МО;
максимальное содействие развитию народного и непрофессионального искусства, сохранению комплекса культурных традиций стран и народностей, проживающих в МО;
организация систем мониторинга культурно-досуговых мероприятий;
исследование, обобщение и распространение передового опыта в творческой работе;
организация обучения, повышения квалификации руководителей и специалистов в области культуры;
внедрение и развитие современных форм культурного досуга, инновационных методов, организация новых технологий с учетом потребностей различных социальных возрастных групп населения МО;
организация и развитие форм и методов работы учреждений культуры в сфере образования, воспитательной работы, досуга и культурно-массовых мероприятий среди населения МО;
организация межнационального сотрудничества по профилю своей деятельности.
1.2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ СКД
Стиль работы лица, отвечающего за социально-культурную сферу, является наиболее характерным и стабильным методом решения проблем, используемым руководителем, и его поведением по отношению к подчиненным 12.
Некоторые стили лидерства:
1. Авторитарный. Руководители закрывают все свои связи и предоставляют подчиненным минимум информации. Характерной чертой этого стиля является строгий контроль, сводящий к минимуму возможность проявления инициативы.
2. Демократический. Основная идея этого стиля заключается в вовлечении сотрудников организации в процесс управления, и каждый из них должен четко понимать смысл и цели своей работы. Другими словами, демократический стиль ориентирован на силу коллектива, а не на власть лидера.
3. Либеральный. Этот стиль основан на минимальном вмешательстве менеджера в дела команды. Использование этого стиля указывает на то, что цели в организационном управлении неясны, поскольку в организациях с таким стилем руководства решения принимаются самой командой или ее неформальными лидерами.
На практике редко встречаются менеджеры, специализирующиеся на соблюдении того или иного стиля, и чаще наблюдаются сочетания различных элементов стиля.
Особенности работы руководителя социально-культурной деятельности (СКД):
1. Управление пространством организационной культуры. Это означает умение взаимодействовать с подчинёнными, мотивировать их на достижение конкретных целей, сплачивать командный дух, организовывать рабочий процесс.
2. Управление процессом производства и потребления культурно-досуговых услуг. Задача руководителя — найти способ вовлечения населения в культурный процесс, донести до потребителя услуги культуры и создать условия для достижения максимального эффекта от услуги.
3. Организация деятельности локальных подразделений. Это позволяет гибко и динамично варьировать направления в работе.
4. Использование различных методов менеджмента. Выбор метода зависит от средств и функций управления, которые имеются в распоряжении менеджера в данный момент.
Для успешной работы руководителю СКД необходимы такие качества, как профессиональные знания, высокий интеллект, хорошая адаптивность, ответственность, лидерские качества, инициативность, творческое отношение к делу, упорство в достижении цели, коммуникабельность, эрудиция, мобильность 3.
Процесс планирования напрямую связан с формированием элементов стратегического выбора, таких как миссии и стратегии. Миссия - это общая цель организации, которая определяет смысл ее существования, но стратегия включает в себя набор действий, которые определяют линию действий организации в долгосрочной перспективе.
Для эффективной работы учреждений культуры большое значение имеют наличие организации и точно поставленные цели задачи, то есть сиюминутные, ограниченные по времени результаты, которых организация планирует достичь в своей деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
3. Бабаева, Е.В. Организация досуга студенческой молодежи: историка-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - 167 с.
4. Баукова, Е.И. Феномен популяризации торгово-развлекательных центров, как основной формы досуга современной молодежи / Е.И. Баукова // Культура: теория и практика. - 2015. - Т. 6. - № 9. - С. 8.
5. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.
6. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности / Ю.А. Бессонова, О.В. Степанченко. - М.: Лань, 2017.- 160 с.
7. Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
8. Бочкарева, Т.Н. Концепция воспитания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности / Т.Н. Бочкарева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - № 24. - С. 9-14.
9. Брагина, А.А. Организация досуга молодежи в учреждениях культуры / А.А. Брагина // Вопросы педагогики. - 2018. - № 7. - С. 22-25.
10. Бурыкин, С.Е. Сущностные характеристики и понятия организации досуговой деятельности молодёжи в образовательных организациях / С.Е. Бурыкин, Я.Я. Кайль // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 1. - С. 134-141.
11. Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности молодежи / М.И. Васильковская, В.С. Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-13. - С. 17-21.
12. Гревцева, Г.Я. Рефлексивная деятельность как средство социально-культурного образования студентов / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина // Развитие студента как субъекта культуры и социальной практики. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2017. - С. 225-237.
13. Грибкова, Г.И. Некоторые особенности управления проектами в социально-культурной сфере / Г.И. Грибкова // Международный академический вестник. - 2015. - № 2. - С. 56-59.
14. Грибкова, Г.И. Проектная деятельность в социально-культурной сфере: становление и развитие / Г.И. Грибкова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4-2. - С. 147-154.
15. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А.Ю. Домбровская. - М.: Лань 2013. - 160 с.
16. Еремеева, Л.И. Досуговая деятельность как фактор саморазвития студенческой молодежи / Л.И. Еремеева // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 43-48.
17. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности / А.А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 4. - С. 60-62.
18. Заярская, Г.В. К постановке проблем организации досуга современной молодежи / Г.В. Заярская // Научные исследования и образование. - 2017. - № 1. - С. 113-115.
19. Ионова, О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи / О.В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3. - С. 106-113.
20. Исламова, А.А. Досуговая деятельность молодежи / А.А. Исламова // Научный обозреватель. - 2016. - № 10. - С. 42-43.