Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕВЫХ ИГР КАК АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА 6
1.1. Социальная ролевая игра и ее виды 6
1.2. Основные арт-терапевтические инструменты 8
1.3. Возможности социальной ролевой игры как арт-терапевтического инструмента 10
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ДНД КАК АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА 14
2.1. ДНД как социальная ролевая игра 14
2.2. Опыт применения ДНД как арт-терапевтического инструмента 17
Выводы по второй главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Под социальной ролевой игрой в научной литературе понимается вид ролевой игры с определенным сюжетом, связанным с непосредственным и плотным социальным взаимодействием участников, которое осуществляется по определенному сценарию с возможностью импровизации, проявления творческих способностей и т.д. В социальной ролевой игре каждый участник представляет собой конкретного персонажа, который либо придуман создателями игры, либо сформирован на основе личностных качеств участников .
На рисунке 1.1 представлены основные функции социальной ролевой игры .
Рисунок 1.1. – Основные функции социальной ролевой игры
Социальные ролевые игры представляют собой некую модель реальной жизни, где участники должны преобразовывать действительность в соответствии с выданной им ролью, сюжетом и правилами. Основная цель – гармоничное включение в групповую деятельность по созданию определенных ситуаций, которые придумывает создатель или ведущий в ходе импровизации .
В процессе социальной ролевой игры каждый участник как бы соединяет то, что существует на самом деле с вымышленными сюжетом, а каждый предмет наделяется новыми свойствами, которые необходимы для реализации заданного повествования.
Самое важное для социальной ролевой игры – это развитие и расширение опыта социального взаимодействия участника, формирование навыка гармоничного соединения собственных усилий с усилиями других. У каждого в такой игре есть своя зона ответственности, а есть некоторые общие задания, которые объединяют людей в конкретном направлении деятельности .
Исследователи выделяют различные виды социальных ролевых игр.
В первую очередь, по форме, они делятся на:
– живые (физическое участие игроков);
– словесные (обычно настольные игры, где действие остается в воображении и вербализируются, игру ведет мастер);
– компьютерные (все действия участников определяются и управляются специально разработанными для этого создателями компьютерными программами).
По характеру, социальные ролевые игры можно дифференцировать на:
– творческие – направлены на стимулирование творческого компонента в поведении участников;
– описательные – представляют собой инсценировку какой-либо социальной ситуации;
– тренировочные – необходимы для тренировки какого-либо важного социального навыка;
– демонстративные – заключаются в том, что ведущий или создатель на собственном примере демонстрирует желательное поведение в определенной социальной ситуации;
– рефлексивные – предполагают не только действия участников, но и их быструю оценку и самоанализ.
1.2. Основные арт-терапевтические инструменты
Арт-терапия исследователями характеризуется как одно из актуальных а сегодняшний день направлений психокоррекции и психотерапии, связанных с активным применением творческого компонента или искусства для реализации целей и задач работы с клиентами (пациентами). Основная цель арт-терапии – формирование гармоничного состояния психики человека посредством предоставления ему возможности самовыражения и обучения познания собственных эмоций и психологических ресурсов .
Многие исследователи дают примитивную классификацию арт-терапии, беря в ее основу вид творчества, который используется для того, чтобы в стрессовой или иной сложной, с психологической точки зрения, ситуации, происходила гармонизация эмоционального состояния человека, он чувствовал себя защищенным посредством создания нового продукта. Такой подход в рамках современных направлений арт-терапии уже нельзя назвать достаточным, поскольку инструментарий арт-терапии в последние годы значительно расширился .
Некоторые исследователи глубоко рассматривают значение и сущность арт-терапии. Каждый человек имеет в своем подсознании определенные образы, которые составляют его внутреннее «Я». Зачастую эти образы сам человек не может понять и визуализировать, они доставляют ему различные психологические неудобства .
В тот момент, когда происходит стимулирование творчества, эти образы как бы поднимаются наружу, они хаотично появляются в продуктах творческого самовыражения, тем самым происходит стабилизация эмоциональной сферы, и человек чувствует некоторое освобождение, зачастую даже сам не понимая, что конкретно его мучило, от чего ему удалось освободиться в творчестве.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаскина А.А. Терапевтические возможности цифрового художественного творчества // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 107–116.
2. Адилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2. С. 121–124.
3. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
4. Бортнюк О.А. Арт-терапия как инструмент социальной работы в сфере охраны общественного здоровья // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/art-terapiya-kak-instrument-sotsialnoy-raboty-v-sfere-ohrany-obschestvennogo-zdorovya?ysclid=m5qeufv6k3481525068 (дата обращения: 07.01.2025).
5. Вавулина А. Драконы вместо психиатров: как настолка «Подземелья и драконы» (D&D) спасает психику // Men Today. 2024. URL: https://www.mentoday.ru/life/news/18-07-2024/drakony-vmesto-psihiatrov-kak-nastolka-podzemelya-i-drakony-dd-spasaet-psihiku/ (дата обращения: 07.01.2025).
6. Герлах И.В. Социальные ролевые игры живого действия в работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2014. № 3. С. 185–188.
7. Исследование: «Dungeons & Dragons улучшает психическое здоровье игроков» // Disgasting men. 2024. URL: https://disgustingmen.com/games/dungeons-dragons-is-good-for-you/ (дата обращения: 07.01.2025).
8. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007. 336 с.
9. Короткиева Э.С. Влияние D&D на современную культуру // Материалы XVI международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2024. URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018036648 (дата обращения: 07.01.2025).
10. Лэгдрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Институт практической психологии, 1998. 368 с.
11. Маргошина И.Ю. Ролевая игра: структурные и процессуальные характеристики // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2019. Т. 32. № 2. С. 50–56.
12. Меньшова П. Настольная игра «Подземелья и драконы» (D&D) улучшила состояние психики // Naked Science. 2024. URL: https://naked-science.ru/article/psy/nastolnaya-igra (дата обращения: 07.01.2025).
13. Мустакас К. Игровая терапия (Живые отношения). СПб.: Речь, 2000. 281 с.
14. Нефедова О.И. Особенности сторителлинга в настольной ролевой игре «Dungeons & dragons» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16. Вып. 1. С. 97–103.
15. Никитин В., Чирков Ю. «Dungeons & Dragons» как культурно-психологический феномен // Искусство в психологии. 2019. URL: https://art-in-psychology.com/1/iurii-chirkov-kulturno-psihologicheskij-fenomen (дата обращения: 07.01.2025).
16. Писаревская Д.Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе. Дисс. на соиск. уч. ст. к. истор. н. М., 2009. 262 с.
17. Романов В. Ученые рекомендуют использовать ролевые игры Dungeons & Dragons в психотерапии // Техкульт. 2024. URL: https://www.techcult.ru/promo/14062-dungeons-dragons-v-psihoterapii (дата обращения: 07.01.2025).
18. Шукшина А. Игровая терапия: как «Подземелья и драконы» помогают людям с аутизмом // PervLife. 2024. URL: https://perv.life/news/v_rossii/igrovaya_terapiya_kak_podzemelya_i_drakony_pomogayut_lyudyam_s_autizmom/?ysclid=m5qdw419hi16414717 (дата обращения: 07.01.2025).
Щин, А.В. Режимы просмотра как основа для конструирования социокультурных практик внутри фэндома игры «Подземелья и драконы» до и во время пандемии Covid 19 // Телекинет. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhimy-prosmotra-kak-osnova-dlya-konstruirovaniya-sotsiokulturnyh-praktik-vnutri-fendoma-igry-podzemelya-i-drakony-do-i-vo-vremya?ysclid=m5pzb717jd506838394 (дата обращения: 07.01.2025).