Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В наше время ключевой задачей для государственных структур является внедрение проектного менеджмента в управление. Этот метод обладает многими достоинствами и способствует улучшению результативности работы государственных органов при его правильной реализации. Переход от традиционного процессного управления к сочетанию процессного и проектного уже дал положительные эффекты, но, учитывая, что практика применения проектов в России началась недавно, по сравнению с некоторыми зарубежными странами, существуют определенные проблемы и недочеты. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью внедрения передовых практик, способствующих повышению эффективности деятельности на всех уровнях управления, среди которых проектный менеджмент занимает особо важное место.
Это касается не только бизнес-структур, но и государственных органов, которые недавно перешли от процессного управления к проектно-процессному. В связи с этим, сравнительно новая модель управления в государственных структурах все еще имеет свои проблемы, что вызывает активный интерес со стороны научного сообщества.
Проектный подход имеет одинаково важное значение как на федеральном уровне государственного управления, так и на региональном и местном уровнях, поскольку достижение целей и ключевых показателей проектов возможно лишь при совместных усилиях всех уровней власти.
Например, на официальном веб-сайте Администрации города Санкт-Петербурга представлены 34 региональных проекта в рамках национальных программ. Кроме того, существуют разнообразные проекты внутри города, целевые программы, проекты государственно-частного партнерства, ведомственные проекты и другие.
Объектом исследования является деятельность Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики.
Предметом исследования –организация проектного управления в Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики.
Целью курсовой работы является изучение этапов внедрения проектных технологий в организации
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы проектного управления.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую проектное управление.
4. Проанализировать деятельность Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики.
5. Разработать предложения для решения выявленных проблем и оценить их эффект.
В процессе выполнения работы были использованы такие методы, как: анализ, синтез, сравнение, дедуктивный метод, метод графического представления данных, метод экспертных оценок, документальный анализ.
Курсовая включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Характеристика проектного управления
Проектный подход занимает центральное место в системе управления в современном обществе. Социально-экономическое развитие России, основанное на применении проектных методов, обуславливает актуальность темы. Этот подход применяется не только в бизнесе, но и в государственном управлении, где недавно произошёл переход от функционального к проектно-функциональному подходу. Тем не менее, новый подход к управлению в органах государственной власти всё ещё сталкивается с определёнными проблемами, поэтому данная тема активно изучается учёными. В России официальное закрепление проектного подхода в государственном управлении произошло позднее, чем в коммерческом секторе. Рассмотрим основные понятия и определения, связанные с этой тематикой. В соответствии с постановлением правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в правительстве Российской Федерации» проект определяется как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений [1].
Данное постановление устанавливает и определяет:
-порядок организации работы над проектами;
-Структуру организации проектной деятельности;
-единые правила ведения проектной работы;
-управление проектами;
-этапы реализации проектов;
-функции;
-полномочия и ответственность участников проектной деятельности на всех стадиях проектов[1].
Сейчас в государственных органах Российской Федерации осуществляются различные типы проектов. На рисунке 1 показана схема проектов, реализуемых в органах власти РФ.
Рисунок 1 -Виды проектов в органах власти Российской Федерации
В постановлении отражены ключевые термины, а именно:
Национальный проект –проект (программа), обеспечивающий достижение целей и целевых показателей, выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Председателя Правительства Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решению Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [2].Федеральный проект, входящий в состав национального проекта -проект, обеспечивающий достижение общественно значимых результатов, выполнение задач национального проекта и их показателей, а также дополнительных показателей по решению Совета, президиума Совета, проектного комитета или куратора[2].
Федеральный проект, не входящий в состав национального проекта -проект, обеспечивающий достижение и (или) вклад в достижение целей и (или) показателей государственной программы Российской Федерации (в случае если федеральный проект является структурным элементом государственной программы Российской Федерации), а также достижение иных показателей по поручению и (или) указанию Президента Российской Федерации, поручению Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, по решению проектного комитета, куратора, ответственного исполнителя государственной программы Российской Федерации, структурным элементом которой такой проект является[2].
Ведомственный проект -проект, обеспечивающий достижение и (или) вклад в достижение показателей государственной программы Российской Федерации (в случае если ведомственный проект является структурным элементом государственной программы Российской Федерации), а также достижение иных показателей и (или) решение иных задач соответствующего федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации [2].
Региональный проект -проект, обеспечивающий достижение и (или) вклад в достижение целей и (или) показателей и реализацию мероприятий (результатов) федерального проекта, входящего в состав национального проекта, и (или) структурных элементов государственной программы Российской Федерации, и (или) государственной программы субъекта Российской Федерации[2].Внутренний (локальный) проект -проект, обеспечивающий достижение отдельных направлений деятельности и показателей деятельности федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, не предусматривающий финансового обеспечения на его реализацию и не являющийся структурным элементом государственной программы Российской Федерации [2].
Другими словами, система управления проектами не является изолированной, а функционирует во взаимосвязи с другими системами организации. При этом внутри каждого процесса управления проектами есть свой набор элементов, связей и принципов взаимодействия. Именно свойства этих процессов формируют общие принципы и характеристики всей системы в целом. Наглядно система управления проектной деятельностью представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Система управления проектной деятельностью
Анализируя данную схему, можно сделать следующие выводы о системе управления проектами:
1. В ней определена иерархическая структура, включающая стратегический, тактический, оперативный и операционный уровни;
2. Выделены основные процессы: планирование, исполнение и контроль. Они последовательны и циклические;
3. Кроме того, в систему управления проектами включены вспомогательные процессы: мотивация, развитие компетенций, организационная и технологическая поддержка.
Таким образом, система управления проектами имеет многоуровневую структуру и включает в себя как основные, так и обеспечивающие процессы.
1.2 Нормативно-правовое регулирование-проектного управления
История развития современной системы проектного управления начинается с открытия в Аппарате Правительства Российской Федерации Проектного офиса Правительства Российской Федерации. В ходе послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию В.В. Путин сказал: «...необходимо вносить точечные изменения в законодательство, снимать административные барьеры, оказывать помощь с развитием инфраструктуры, с продвижением на внешние рынки. Часто эти вопросы выходят за рамки одного ведомства, поэтому предлагаю создать механизм сопровождения наиболее значимых проектов. Этим мог бы заняться специальный проектный офис...» [8]. Согласно статье 179, Бюджетного Кодекса РФ [6], Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –Справочная правовая система КонсультантПлюс. –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 03.12.2024).
2. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. –Справочная правовая система КонсультантПлюс. –URL: https://docs.cntd.ru/document/551979680 (дата обращения: 03.12.2024).
3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года № 163 «О Комитете Санкт-Петербурга по делам Арктики» [Электронный ресурс]. –Справочная правовая система КонсультантПлюс. –URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5956469/ (дата обращения: 05.12.2024).
4. Счетная палата указала недостатки и риски нацпроектов. [Электронный ресурс]. –Официальный сайт РБК «РосБизнесКонсалтинг». URL: https://www.rbc.ru/eco№mics/13/01/2020/5e184e2a9a79470bf49655c3 (дата обращения: 08.12.2024)
5. Проектный подход в государственном управлении [Электронный ресурс]. –Официальный сайт «Российский экспортный центр». –URL: https://www.exportcenter.ru/company/international-cooperation/project/ (дата обращения: 10.12.2024)
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2005 № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» [Электронный ресурс]. –Справочная правовая система КонсультантПлюс. –URL: http://base.garant.ru/188085/ (дата обращения: 10.12.2024)
7. Добросоцкий, В.И. Совершенствование проектного управления в России [Электронный ресурс]. –Электронная библиотека «Киберленинка». –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-proekt№go-upravleniya-v-rossii(дата обращения: 12.12.2024).
8. Методические рекомендации по созданию паспортов приоритетных проектов Проектного офиса Администрации Губернатора Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. –Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. –URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kalinin/social№-eko№micheskoe-razvitie/ (дата обращения: 12.12.2024).
9. Каскадная методология разработки Waterfall [Электронный ресурс]. –информационный портал «QAevolution». –Режим доступа: https://qaevolution.ru/metodologiya-menedzhment/waterfall/ (дата обращения: 14.12.2024).
10. Ефимов, Я.Г. Проектное управление в системе государственного управления [Электронный ресурс]. –Электронная библиотека «Киберленинка». –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proekt№e-upravlenie-v-sisteme-gosudarstven№go-upravleniya(дата обращения: 15.05.2024).
11. ГОСТ Р 58184-2018. Система менеджмента проектной деятельности. Основные положения. Project management system. Fundamentals: Национальный стандарт Российской Федерации: издание официальное: утвержден и введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии [Текст]–М: Стандартинформ, 2018. –16 с.
12. Васильев, А.И. Организация проектного управления в органах государственной власти / А.И. Васильев, С.Е. Прокофьев // Управленческие науки. –2016. –№ 4. Том 6. –С. 44-52. –ISSN 2304-022X.
13. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года "Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302869/?ysclid=lvcel8x444993227262 (дата обращения: 16.12.2024).
14. "Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года" (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р) (с изм. от 24.12.2021). –Режим доступа: https://qaevolution.ru/m022556ya-menedzhment56(дата обращения: 17.12.2024).
15. Исаков, Н.А. Система адаптивного проектного управления: от концепции до внедрения / Н.А. Исаков // Финансовый бизнес. –2023. –№ 5 (239). –С. 52-55. –ISSN 0869-8589.
16. AdaptiveProjectFrameworkMethodology// Think Theme: [сайт]. –Текст: электронный–URL: https://thinkthyme.com/projectmanagement/adaptive-project-framewormethodology(датаобращения: 18.12.2024).
17. Franklin, T.M. Using Adaptive Management to Meet Conservation Goals / T.M. Franklin, R. Helinski, A. Manale // U.S. Environmental Protection Agency Papers. –2007. –Technical Review 07-1. –P. 103-113. –ISSN отсутствует.
18. Исаков, Н.А. Перспективы внедрения системы адаптивного проектного управления в органах государственной власти / Н. А.Исаков // Экономика и предпринимательство. –2022. –№ 10 (147). –С. 1118–1120. –ISSN 1999-2300.
19. Oppenheim, C. Do citations count? Citation indexing and the Research Assessment Exercise (RAE) / C. Oppenheim // Journal of Documentation. –2003. –№ 59 (6). –P. 709-730. –ISSN 0022-0418.
20. Зяблицкая, Н.В. Адаптивное управление современными компаниями / Н.В. Зяблицкая // Современные проблемы науки и образования. –2012. –№ 1. –С. 34-40. –ISSN 2070-7428.
21. Международная и российская практика проектного управления [Электронный ресурс]. –Официальный информационный портал «Discover. Share. Learn.» –Режим доступа: https://www.slideshare.net/ssuser33b2bc/ss-73074066 (дата обращения: 18.12.2024).
22. Восканян, Е.В. Цифровизация экономики: влияние на управление / Е.В. Восканян, И.Л. Кривошапка // Стратегические решения и риск-менеджмент. –2016. –№ 5. –С. 7-17. –ISSN 2618-947X.
23. Силуанов, А.Г. Обзор международного опыта проектного управления в государственном секторе / А.Г. Силуанов, А.В. Пенчук // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XIX Международной научно-практической конференции ; под редакцией Г.Ю. Гуляева : в 2-х частях. Часть 2. –Пенза : МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. –С. 76-78. –302 с. –ISВN 978-5-00159-187-0.
24. Губачиков, А.М. Организация проектного управления в органах государственной и муниципальной власти в условиях цифровизации экономики /А.М. Губачиков // Право и экономика: прогресс и цифровые технологии:сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 томах. Том 1. –Нальчик : Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова, 2019. –С. 291-303. –ISBN 978-5-906771-71-1.
25. Заруба, Н.А. Адаптивное управление в системе государственного и муниципального управления / Н.А. Заруба // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. –2015. –№ 1 (6). –С. 51-56. –ISSN 2311-410X.
26. Использование адаптивных / регулируемых рамок проектов APF (Adaptive Project Framework). –Текст : электронный // GANT BPM : [сайт]. –2016. –URL: https://gantbpm.ru/adaptive-project-framework/ (дата обращения: 25.12.2024).
27. Коваленко, Б.Б. Влияние цифровизации экономики на методологии управления проектами / Б.Б. Коваленко, И.В. Гусейнова, Т.И. Гусарова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». –2019. –№ 2. –С. 135-144. –ISSN 2310-1172.
28. Шмелева, А.С. Методы и инструменты гибкого управления цифровыми инновационными проектами: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: менеджмент»: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Шмелева Анастасия Сергеевна; Санкт-Петербургский государственный политихнический университет Петра Великого. –Санкт-Петербург, 2022. –243 с. –Библиогр.: с. 110–112.
29. Юрьева, Т.В. Проектно-целевой подход и его роль в современной экономике / Т. В.Юрьева // Современные технологии управления. –2015. –№ 6 (54). –С. 71–76. –ISSN 2226-9339.
30. Бакланова, Ю.О. Эволюция подхода к проектному управлению инновациями: инициатива, проект, программа, портфель / О.Ю. Бакланова // Современные технологии управления. –2012. –№ 3 (15). –С. 1–8. –ISSN 2226-9339.