Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях с развитием информационных систем возникает множество возможностей их использования в различных бизнес-процессах, что позволяет сократить время на получение информации, формирование отчетности, осуществлять обмен электронными документами, получать возможности использования коммуникационных каналов взаимодействия с клиентами и партнерами.
1.ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Анализ предметной области и постановка задач
В данной работе проведено исследование деятельности санатория ООО «КОЛОС». Компания работает как в формате оказания платных услуг, так и организации приема и проведения кура лечения за счет фонда ОМС.
Перечень оказываемых услуг включает:
оздоровление пациентов в соответствии с назначением врача;
проведение диагностических, оздоровительных процедур и консультаций с клиентами;
услуги SPA-центра и фитнес-центра.
Организация проведения оздоровительных услуг проводится на основании предъявления санаторно-курортной карты, в которой указываются назначения врача, перечень противопоказаний, а также результаты обследований.
Структурные подразделения клиники включают:
директор, осуществляющего руководство клиникой, принимающего управленческие решения по основной деятельности, имеющего право подписи приказов и финансовых документов, планирование деятельности компании на перспективные периоды;
регистратуру, сотрудники которой осуществляют организацию приема пациентов, планирование оказания услуг, оформление договоров, прием оплат за оказанные оздоровительные услуги, консультирование клиентов по вопросам прохождения оздоровительных и SPA-процедур;
подразделения, задействованные в проведении оздоровительных процедур;
отдел бухучета, сотрудники которого осуществляют учет поступающих оплат, проведение платежей по налогам, расчетам по оплате труда и оплате услуг компаний-партнеров, формирование финансовой и аналитической отчетности по основной деятельности ООО «КОЛОС»;
отдел кадров, осуществляющий ведение личных дел сотрудников, кадровые перемещения, организацию повышения квалификации, проведение аттестации, воинский учет и др.;
административный отдел, осуществляющий содержание зданий и помещений, закупку материалов, используемых в работе клиники, управление системами охраны.
1.2. Разработка модели IDEF0 функционирования системы
Далее проведено построение модели бизнес-процессов технологии обслуживания пациентов в ООО «КОЛОС». Для построения модели использована методология IDEF0 [1]. На рис.2 показана контекстная диаграмма, на которой показана структура входной информации, включающей реквизиты заявок пациентов, данные об оказанных услугах, истории болезни. Структура результатной информации включает: кассовую отчетность, данные статистики оказанных услуг, нагрузки на медработников и др. На диаграмме также указана цель и точка зрения. Построение модели позволяет провести анализ информационных потоков, выявить недостатки существующей технологии [3].
Как показано на рисунке 6, учет данных об оказании услуг санатория включает: назначение времени приема, выполнение работ по договору оказания услуг, прием оплаты от клиентов, запись информации о выполненных лечебных процедурах в карточку.
На рис.7 приведена диаграмма процесса «Формирование отчётности». Как показан на рис.7, формирование отчётности включает печать выходных документов по оплатам, нагрузке на сотрудников, спросу на услуги, а также сводной информации. На рис.8 приведена диаграмма процесса «Учет услуг». Диаграмма процесса «Расчет себестоимости оказания услуг» приведена на рис.9. Диаграмма процесса «Расчет себестоимости для клиентов» приведена на рис.10. Диаграмма процесса «Учет анкетных данных» приведена на рис.11.
Как показано на рис.17, назначение времени процедуры в санатории определяется в соответствии с формой проведения процедуры и наличием свободного времени.
По итогам анализа бизнес-процессов ООО «КОЛОС» было показано, что в отсутствие использования информационной системы в деятельности компании выявлены проблемы, связанные с:
высокими временными затратами на оформление документов, связанных с организацией приема пациентов;
необходимостью дублирования работы, связанной с учетом пациентов вследствие отсутствия соответствующего справочника;
высокими временными затратим на оформление документации;
отсутствием инструмента по формированию аналитической отчётности по работе клиники.
Негативное влияние указанных недостатков приводит к необходимости приема в штат дополнительных штатных единиц, что приводит к удорожанию услуг клиники и снижению ее конкурентоспособности.
Модернизация деятельности санатория предполагает внедрение программного решения с функционалом автоматизации обработки данных по пациентам, автоматизации формирования договоров и приема оплат, автоматизации формирования отчётности по выполненным работам.
2. РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ СИСТЕМЫ
2.1. Разработка ЕR-model БД
На рис.18 приведена ER-диаграмма информационной системы для автоматизации работы санатория.
2.2 Описание связей сущностей и их атрибутов
В рамках построения структуры данных информационной системы определен перечень сущностей, включающий:
пациентов;
медицинских работников;
оздоровительные процедуры;
оказанные услуги;
платежи;
специальности.
Далее проведено описание структуры данных проектируемой системы.
3 РАЗРАБОТКА ЗАПРОСОВ К БАЗЕ ДАННЫХ
Далее приведено описание результатов отработки запросов к базе данных.
1. Ведомость оплаты труда врачей за проведение процедур и оказание других услуг.
Программный код запроса:
SELECT TOP (100) PERCENT dbo.vrach.fio AS ФИО, dbo.vrach.proc_zp * 0.01 * SUM(dbo.gur_priem.stm) AS Начислено, dbo.vrach.proc_zp * 0.01 * SUM(dbo.gur_priem.stm) * 0.87 AS Выплата
FROM dbo.gur_priem INNER JOIN
dbo.vrach ON dbo.gur_priem.id_vrach = dbo.vrach.id_vr
GROUP BY dbo.vrach.fio, dbo.vrach.proc_zp
ORDER BY ФИО
Результат запроса приведён на рис.22.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях с развитием информационных систем возникает множество возможностей их использования в различных бизнес-процессах, что позволяет сократить время на получение информации, формирование отчетности, осуществлять обмен электронными документами, получать возможности использования коммуникационных каналов взаимодействия с клиентами и партнерами.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Григорьев, М. В. Проектирование информационных систем: учебное пособие / М. В. Григорьев, И. И. Григорьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 278 с.
2. Волк В. К. Базы данных: проектирование, программирование, управление и администрирование: учебник / В. К. Волк. - Санкт-Петербург: ЛАНЬ, 2020. – 241с.
3. Гордеев С. И. Организация баз данных в 2 ч. / С. И. Гордеев, В. Н. Волошина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 310 с.
4. Полуэктова, Н. Р. Разработка веб-приложений: учебное пособие / Н. Р. Полуэктова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 204 с.
5. Грекул, В. И. Проектирование информационных систем: учебник и практикум / В. И. Грекул, Н. Л. Коровкина, Г. А. Левочкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 423 с.
6. Даева С. Г. Основы разработки корпоративных информационных систем на платформе 1С: Предприятие 8.3: учебно-методическое пособие / Даева С. Г. - Москва : РТУ МИРЭА, 2020. – 562с.
7. Данелян Т. Я. Организация эксплуатации ИТ-инфраструктуры [Текст] : учебно-методический комплекс / Т. Я. Данелян. - Москва: МЭСИ, 2016. - 283 с.
8. Казанцев С.Я. Информационные технологии: учебное пособие / С. Я. Казанцев. - Москва: ЮНИТИ-Дана, 2020. - 351 с.
9. Коршунов, М. К. Экономика и управление: применение информационных технологий: учебное пособие / М. К. Коршунов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 111 с.
10. Молдованова О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие / О. В. Молдованова. - 2-е изд. - Саратов: Профобразование, 2022. - 182 с.
11. Стасышин В. М. Базы данных: технологии доступа: учебное пособие / В. М. Стасышин, Т. Л. Стасышина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 164 с.
12. Стружкин Н. П. Базы данных: проектирование. Практикум: учебное пособие / Н. П. Стружкин, В. В. Годин. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 291 с.