Фрагмент для ознакомления
2
Председатели и заместители председателей других федеральных судов назначаются Президентом РФ на основании заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Президент РФ также сохраняет за собой право назначать судей федеральных судов после получения положительной рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей.
Совет Федерации РФ наделяется полномочиями прекращать в соответствии с федеральными конституционными законами по представлению Президента РФ полномочия председателей и заместителей председателя Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Данные изменения меняют расстановку сил в системе сдержек и противовесов в сторону усиления законодательной и президентской властей. На первый взгляд данные поправки могут говорить о большей демократизации процедуры назначения руководящего состава высших судебных органов.
Решения в рамках новой процедуры назначения председателей и заместителей председателей высших судов принимаются законодательным органом по предложению главы государства без участия представителей органов судебной власти и судейского сообщества. Данные лица не могут в полной мере оценить профессиональные качества кандидатов, предлагаемых к назначению на должности председателей и заместителей председателей высших судов.
Выводы по первой главе исследования.
Суд - самостоятельный орган государственной власти, осуществляющий правосудие в установленной законом процессуальной форме. Суд рассматривает и разрешает гражданские, уголовные, административные дела, а также дела, связанные с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Цель - защита и восстановление нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также прав и интересов общества и государства.
Судебная власть осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. В судебной системе РФ выделяют Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции субъектов РФ (мировые судьи). Высшим судебным органом для судов общей юрисдикции и арбитражных судов выступает Верховный Суд РФ. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определённой законом. Принцип разделения властей не только существует в теории государства и права, но и реализуется на практике в разных странах мира, принимая различные формы и варианты, не теряя при этом своего содержания. В РФ государственная власть также основана на принципе разделения властей, хотя и со своими особенностями.
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ СРЕДСТВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
2.1.Средства осуществления судебной власти
Судебная власть - это предназначенная для обеспечения правового порядка, поддержания законности и привлечения нарушителей к ответственности разновидность государственной власти, реализуемая посредством конституционного, гражданского, уголовного, арбитражного судопроизводства.
Средства осуществления судебной власти включают:
Во-первых, конституционное судопроизводство - это особый способ осуществления судебной власти, основанный на деятельности судебного органа конституционного контроля по разрешению относящихся к его компетенции дел. Назначение конституционного судопроизводства - утверждение верховенства конституции и конституционной законности, обеспечение реализуемости основных прав и свобод. Особенности конституционного судопроизводства: общеобязательность и многократность применения итоговых решений, которые распространяются на всю правовую систему государства; решения Конституционного Суда РФ не подлежат обжалованию, они вступают в силу немедленно после их провозглашения; Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
Во-вторых, гражданское судопроизводство - средство осуществления судебной власти при защите гражданских прав судам, это особая процессуальная деятельность суда, в рамках которой он устанавливает фактические обстоятельства, применяет нормы права, определяет способ защиты и выносит решения. Цель гражданского судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций РФ в целом и её субъектов, а также муниципальных образований.
Задачи гражданского судопроизводства - правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Суд в гражданском процессе - представитель государства, выразитель государственной воли. Он осуществляет защиту прав, свобод и законных интересов граждан, своим постановлением разрешает материально-правовой спор лиц, участвующих в деле, направляет решение на исполнение.
В-третьих, административное судопроизводство - это средство осуществления судебной власти, самостоятельный вид правосудия по рассмотрению и разрешению в особом процессуальном порядке административно-правовых споров между гражданами, организациями и органами публичной власти. Основная функция административного судопроизводства - судебный контроль за органами власти. При его осуществлении суды проверяют на соответствие закону решения, акты, действия других органов власти. Цель административного судопроизводства - защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций от незаконных действий со стороны органов власти. Задачи административного судопроизводства также включают укрепление законности, предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений, обеспечение доступности правосудия в этой сфере.
В-четвертых, уголовное судопроизводство - средство осуществления судебной власти. Механизм реализации судебной власти посредством уголовного судопроизводства - это структурно организованная совокупность процессуально-правовых средств и способов, а также определённая последовательность осуществления судебно-властных отношений при производстве по делу. Назначение уголовного судопроизводства - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. В уголовном судопроизводстве судебная власть реализуется судом через отправление правосудия путём рассмотрения и разрешения уголовного дела, а также иных вопросов, требующих судебного вмешательства, в специальной процедуре, с вынесением решения, обязательного к исполнению и обеспеченного силой государственной власти. 5
В-пятых, арбитражное судопроизводство - урегулированная арбитражно-процессуальным законодательством деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей. Арбитражные суды - это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.
Задачи арбитражного судопроизводства:
-защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
-обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
-справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 10.02.2014, № 6, ст. 550.
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 898,
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ, 16.03.2020, № 11, ст. 1416
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2016,
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023) // СПС Консультант плюс
Научная и учебная литература
Апалько, М. С. Понятие и основные признаки судебной власти / М. С. Апалько // Научный Лидер. – 2023. – № 53(98). – С. 103-107.
Атаманов, А. А. Судебная система в РФ и её Развитие / А. А. Атаманов // Аллея науки. – 2023. – Т. 1, № 2(77). – С. 420-424.
Березовская, М. А. К определению понятия "судебная система" / М. А. Березовская // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 45. – С. 1498-1503.
Гусев, Е. С. Судебная система России в эпоху цифровизации / Е. С. Гусев // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – Т. 2, № 3(15). – С. 9-16.
Жариков, Ю. С. К вопросу о понятии судебной власти / Ю. С. Жариков // Право и образование. – 2023. – № 6. – С. 71-75.
Кириченко, А. А. Судебная система Российской Федерации / А. А. Кириченко // Научный Лидер. – 2022. – № 52(97). – С. 112-114.
Корсаков Д.Н. О поправках в Конституцию РФ, регулирующих статус и полномочия органов судебной власти // Российская юстиция. 2020. № 7. С. 55 - 58.
Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
Нагапетян, А. А. Понятие и признаки судебной власти / А. А. Нагапетян // Международный научный студенческий журнал. – 2023. – № 17. – С. 127-129.
Нудненко Л.А. Конституционное право России : учебник для вузов / Л. А. Нудненко. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 527 с.
Полухин, М. Ю. Судебная власть и судебная система РФ / М. Ю. Полухин, С. В. Студеникина // Научное образование. – 2021. – № 3(12). – С. 184-188.
Раковский, Д. Э. судебная система Российской Федерации / Д. Э. Раковский, А. Е. Зайцев // Интернаука. – 2023. – № 18-7(288). – С. 61-64.
Скорев В.А. Судебная система Российской Федерации : учебное пособие для вузов / В. А. Скорев. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 101 с.
Снарова, Е. А. Систематизация теоретических подходов к определению функций судебной власти / Е. А. Снарова // Юридическая наука. – 2023. – № 9. – С. 62-65.
Соломонова, Т. М. Судебная система Российской Федерации: проблемы и перспективы / Т. М. Соломонова // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 9(60). – С. 605-607.
Чашин А.Н. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие для вузов / А. Н. Чашин. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 262 с.