Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде непрерывно происходят содержательные изменения. Продолжается развитие российского общества на основе гуманистических ценностей. Необходимым условием качественного обновления образовательной среды является умножение интеллектуального потенциала граждан страны.
Современные образовательные программы, в том числе, адаптированные, в соответствии с требованием ФГОС для каждого образовательного уровня, направлены на передачу субъектам обучения необходимой суммы знаний, умений и соответствующих компетенций. Педагогам, и иным специалистам при этом важно обеспечить необходимое психолого-педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
Под психолого-педагогическим сопровождением (ППС) понимают целостную систему, где созданы специальные педагогические, психологические и социальные условия для успешного развития и обучения каждого субъекта образования. Это имеет непосредственное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ППС в образовательных организациях обеспечивают педагоги, психологи, социальные работники, и при необходимости, иные специалисты.
Задача педагога заключается в том, чтобы каждого ребёнка успешно включить в воспитательно-развивающий процесс. Для этого необходимо обеспечить формирование и развитие его мотивации, познавательных потребностей и др. Дети с детства должны учиться опыту ведения диалога, дискуссий, быть приобщёнными к творческой деятельности.
Для педагогической науки и практики остаётся актуальной проблема индивидуализации образования субъектов в любой образовательной системе, поскольку в основе современной образовательной среды лежат личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы. Это также имеет непосредственное отношение к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Учёные С.П. Золотницкая, Н.Г. Гоцкин, Н.В. Елухина, Н.С. Харламов и др., изучали проблемы обучения детей с ОВЗ письменной и устной речи, пониманию речи на слух и др. Теоретическую основу работы составили труды известных ученых Л.Б. Ананьева, Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др.
Чтобы каждый обучающийся активно использовал в образовательном процессе свой личностный ресурс и свои образовательные возможности, педагогам необходимо поддерживать у них устойчивую учебную мотивацию. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и адаптированные основные образовательные программы школы ориентированы на развитие мотивации и познавательного интереса школьников с ОВЗ.
К особенностям образования детей с ОВЗ можно отнести формирование нового общественного заказа на качественное инклюзивное образование каждого субъекта. Образовательная среда должна быть доступна каждому субъекту, и современная государственная политика учитывает необходимость образования для всех категорий детей.
Инклюзия – это, прежде всего, обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней особенно нуждается. При инклюзивном образовании предполагается совместное обучение физически и психически здоровых детей и тех, у кого ограничены возможности здоровья. Такого рода процессы требуют создания соответствующей образовательной среды в каждой образовательной организации.
Речь идёт о создании специальных условий для обучающихся с ОВЗ, чтобы каждый ребёнок, который имеет отличия в развитии и особенностях здоровья, мог иметь возможность обучаться с другими детьми. Технологии индивидуализации и ППС в обучении позволяют решать такого рода проблемы.
В настоящее время существует противоречие между количеством разработанных теоретических материалов в данной области исследования и недостаточным количеством практических средств и способов обучения и ППС детей с ОВЗ в современной образовательной среде. Данное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в определении роли использования ППЗ и технологий индивидуализации как условия обеспечения детям с ОВЗ качественного усвоения учебного материала.
Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Предмет исследования: средства и способы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Задачи:
1. Провести анализ понятия инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить средства и способы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
3. Описать организационно-педагогические условия организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
4. Предложить методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что использование технологий индивидуализации и ППС в образовательном процессе может служить условием обеспечения учащимся с ОВЗ качественное содержание учебных предметов в школе.
Методологическую основу исследования составили:
-системный подход (В.П. Беспалько, В.Г. Афанасьев и др.);
-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических материалов и рекомендаций, которые могут быть рекомендованы учителям практикам, работающими со школьниками с ОВЗ.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, описание педагогического опыта, изучение документов.
Задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования
1.1. Анализ понятия инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС
Государство выполняет обязательства по совместному обучению детей, в том числе тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Этот процесс обеспечивается на всех образовательных уровнях в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированных образовательных программ. Образовательная практика показала, что наиболее значимой проблемой детей с ограниченными возможностями здоровья является оптимизация психологической и коррекционной помощи. Это актуально для образовательных организаций на всех образовательных уровнях .
Российская Федерация в 2012 году утвердила Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Основным фактором успешной реализации инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение (ППС) детей с ОВЗ и индивидуализация образовательного процесса. Эти вопросы рассматривали учёные и исследователи И.А. Боброва, О.А. Сергеева, Н.В. Савицкая и др.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования системная организованная деятельность педагогов и специалистов, которые создают соответствующие образовательные и развивающие условия для каждого субъекта с ОВЗ, включая школьную среду. ППС инклюзивного образования охватывает всех участников процесса, педагогов, специалистов, воспитанников, родителей и др. К основным направления ППС детей с ОВЗ относят:
-коррекционное;
-развивающее;
-диагностическое;
-профилактическое, консультативное;
-образовательное;
-просветительское сопровождение.
Целью целостного ППС является максимальное обеспечения соответственного развития, обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в условиях обычной образовательной организации.
Учитывая разнообразие особенностей детей с ОВЗ, наиболее целесообразно говорить о реализации соответствующих технологий, которые предусматривают индивидуализацию и дифференциацию в образовательном процессе .
Под технологиями индивидуализации понимают особую организацию образовательного процесса, при которой учитель обеспечивает выбор средств, способов, приёмов, темпа обучения школьников. Это обусловлено индивидуальными особенностями детей. Учитель владеет соответствующими педагогическими технологиями и методиками, которые способны охватить все звенья целостного учебно-воспитательного процесса, в частности, цель, задачи, содержание образования, средства, методы, приёмы, способы и др., учитывая индивидуальные запросы каждого ребёнка с ОВЗ.
Использование технологий индивидуализации в учебном процессе позволяет говорить о формировании у школьников не просто освоение предметных знаний, умений и навыков. ФГОС на каждом этапе обучения регламентирует формирование личностных и метапредметных образовательных результатов, которые возможно обеспечить за счёт формирования комплекса универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных . Для детей с ОВЗ такого рода требования представлены в соответствующих адаптированных образовательных программах.
Обеспечить такого рода комплексный образовательный результат может использование следующих технологий индивидуализации:
-модульные технологии;
-проблемно-поисковые технологии и методики;
-дискуссионные технологии;
-игровые технологии;
-проектные и исследовательские технологии и др.
К технологиям индивидуализации для детей с ограниченными возможностями здоровья относят в первую очередь :
1. Обучение по индивидуальной образовательной программе при наличии индивидуального учебного плана.
2. Технология разноуровневого обучения и полного усвоения учебного материала.
3. Коррекционно-развивающие педагогические технологии, представляющие собой процесс использования различных методов и приёмов, позволяющих учитывать особенности каждого ребёнка с ОВЗ и гарантирующие получение заданного образовательного результата, направленного, в первую очередь на личностное развитие субъекта.
К технологиям индивидуализации для данной категории детей относят любые приёмы и методики, которые позволяют учитывать индивидуальные
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов, Л.И. Психологические основы социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л.И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2014. – 276 с.
2. Апарина, М.В. Адаптивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М.В. Апарина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/371/82954/ (дата обращения: 10.12.2024).
3. Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования детей с ОВЗ» (30 ноября 2020 г., г. Москва) / Сост. А.Я. Абкович, Н.В. Бабкина, Е.Л. Ворошилова, А.В. Закрепина, М.М. Либлинг, А.В. Мещерякова, Т.В. Николаева, Ю.А.Разенкова, Е.М. Алексапольская. — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. — 484 с.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: 2019. -157 c.
5. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общей редакцией Н.В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
6. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – Москва:
ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
7. Большакова, Ю.В. Психолого-педагогические особенности
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
инклюзивном образовательном пространстве / Ю.В. Большакова. – Москва: Педагогика, 2012. – 349 с.
8. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с
ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева,
Т. А. Исаева. – Москва: Академкнига, 2015. – 247 с.
9. Егоров, П.Р. Теоретические подходы к инклюзивному
образованию людей с особыми образовательными потребностями /
П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2017. – N 3. –
С. 35-39.
10. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2012. – 80 с.
11. Зайцева, И.А. Коррекционная педагогика / Под ред.
В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ
МарТ; Ростов–на–Дону: Издательский центр МарТ, 2009. – 352 с.
12. Костенкова, Ю.А. Дети с задержкой психического развития:
особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер,
С. Г. Шевченко. – Москва: Школьная Пресса, 2017. – 64 с.
13. Косачева, Е.В. Особенности тревожных состояний у детей / Е.В. Косачева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/. https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 10.12.2024).
14. Лебединская, К.С. Задержка психического развития /
К. С. Лебединская. – Москва: Педагогика. – 2017. – 280 с.
15. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2018.
16. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в
развитии / И.И. Мамайчук. – Санкт–Петербург: Речь, 2014. – 220 с.
17. Панфилова, Е.В. Особенности обучения в коррекционной школе:
проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья /
Е.В. Панфилова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два
комсомольца, 2012. — С. 141-143.
18. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А.М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
19. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М.
Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2018. - 176 с.
20. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья / под ред. Гусляковой Л.Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
21. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольная книга
педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие /
М.С. Староверова. - Москва: Владос, 2011. - 167 с.
22. Трушина, С.Н. Детская тревожность / С.Н. Трушина. Проект «Инфоурок», 2020. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/15/detskaya-trevozhnost (дата обращения: 10.12.2024).
23. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений
развития детей младшего школьного возраста / Л. М. Шипицина. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 92 с.
24. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности школьников / В.В. Щетинина. - Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – N 4. – С.441-444.