Фрагмент для ознакомления
2
Речевое развитие тесно переплетено с психическим развитием ребенка, формируя фундамент его когнитивных, эмоциональных и социальных способностей. Нарушения речи, возникающие в раннем возрасте, могут оказывать значительное влияние на весь спектр психического развития, создавая цепную реакцию, которая затрагивает различные аспекты личности. В данном разделе мы рассмотрим, как различные типы речевых нарушений (от задержки речевого развития до сложных речевых расстройств) коррелируют с особенностями психического развития детей, подробно изучив возможные когнитивные, эмоциональные и социальные последствия. Будут проанализированы механизмы этого влияния, а также представлены данные современных исследований, демонстрирующие связь между речевыми проблемами и рисками развития психических расстройств.
Нарушения речи представляют собой отклонения от нормы в речевой деятельности, которые создают препятствия для эффективной коммуникации и могут оказывать влияние на различные аспекты развития, обучения и социализации человека. Эти нарушения могут проявляться в разнообразных формах и иметь разную степень тяжести, начиная от незначительных искажений отдельных звуков и заканчивая полной утратой речевой способности.
Классификация нарушений речи осуществляется по нескольким признакам, позволяющим более точно определить характер и особенности речевого дефекта. Различают как устные так и письменные нарушения речи (рис.1).
Рис.1 – Виды нарушения речи
Основные виды нарушений речи:
Можно выделить несколько ключевых категорий, каждая из которых включает различные специфические нарушения:
- Нарушения голосообразования (дисфония, афония): Проблемы с голосом, такие как хрипота, осиплость, потеря голоса. Могут быть вызваны органическими причинами (например, заболеваниями гортани) или функциональными (например, перенапряжением голосовых связок).
- Нарушения темпа и ритма речи (брадилалия, тахилалия, заикание): Слишком быстрая или медленная речь, запинки, повторения звуков и слогов. Заикание — наиболее распространенное нарушение этой группы, имеющее сложную природу и проявляющееся в непроизвольных остановках и повторениях в речи.
- Нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия): Неправильное произношение звуков, их замена, искажение или пропуск. Дислалия — нарушение произношения отдельных звуков при сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное органическим поражением нервной системы, приводящим к нарушению иннервации речевых мышц.
- Нарушения строения и подвижности органов артикуляции (ринолалия, дизартрия): Аномалии строения артикуляционного аппарата (губ, языка, неба), которые влияют на произношение звуков. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, связанное с нарушением резонанса в носовой полости. Дизартрия, как уже упоминалось, также может быть связана с нарушениями подвижности органов артикуляции.
- Нарушения фонематического восприятия (фонематическая дислексия, фонематическая дисграфия): Трудности в различении звуков речи на слух, что может приводить к проблемам с чтением и письмом.
- Общее недоразвитие речи (ОНР): Комплексное нарушение, затрагивающее все стороны речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй. Выделяют несколько уровней ОНР в зависимости от степени тяжести.
- Алалия: Отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением речевых зон головного мозга.
- Афазия: Полная или частичная утрата речи, возникшая вследствие поражения головного мозга (например, после инсульта). Встречается преимущественно у взрослых.
Речь – наиболее совершенная форма коммуникации, позволяющая людям взаимодействовать друг с другом, излагать мысли. Речь – одно из важнейших средств связи человека с окружающим миром, одна из важнейших высших психических функций, которая организует и связывает другие психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, воображение, произвольное внимание. В то же время, речевая функция является одним из самых сложноорганизованных физиологических процессов в организме, т. к. требует одномоментного участия зрительного, слухового, двигательного и кинестетического анализаторов, согласованной деятельности сразу нескольких корковых центров, полноценной периферической иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, правильной координации дыхания и произношения звуков (рис.2).
Рис.2 – Строение носоглотки
Речевые нарушения могут оказывать существенное влияние на психическое развитие детей, затрагивая различные сферы, от эмоциональной и социальной адаптации до когнитивных способностей. Важно понимать, что речь не изолирована, а тесно связана с мышлением, восприятием, памятью и вниманием (рис.3).
Рис.3 – Взаимосвязь речи с другими навыками
1. Эмоционально-волевая сфера:
-Сниженная самооценка: Дети с речевыми трудностями часто сталкиваются с насмешками, непониманием и критикой со стороны сверстников, что может привести к неуверенности в себе, замкнутости и развитию комплексов.
-Повышенная тревожность и эмоциональная лабильность: Трудности в выражении своих мыслей и потребностей могут вызывать фрустрацию, раздражительность, плаксивость и агрессию.
-Затруднения в формировании произвольности: Речь играет важную роль в регуляции поведения. Дети с речевыми нарушениями могут испытывать трудности с контролем своих импульсов и выполнением инструкций.
2. Социальная адаптация:
-Проблемы в общении: Речевые нарушения затрудняют взаимодействие со сверстниками и взрослыми, что может привести к социальной изоляции и одиночеству.
-Трудности в установлении и поддержании дружеских отношений: Непонимание со стороны окружающих и невозможность полноценно участвовать в играх и беседах ограничивают возможности для социализации.
-Негативное влияние на формирование социальных ролей: Речевые трудности могут препятствовать развитию лидерских качеств и умения работать в команде.
3. Когнитивное развитие:
-Задержка развития мышления: Речь является инструментом мышления. Ограниченные речевые возможности могут замедлить развитие абстрактного мышления, способности к анализу, синтезу и обобщению.
-Трудности в обучении: Речевые нарушения могут негативно сказываться на усвоении учебного материала, особенно по предметам, требующим развитых навыков чтения, письма и устной речи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Петрушевич Г.А. Психологические особенности детей с нарушениями речи // Психология и образование. – 2010. – № 3. – С. 22–29.
2. Сидоренко Л.В. Дошкольное образование детей с речевыми нарушениями: проблемы и решения // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 12–18.
3. Афонин В.И. Развитие речи у детей-дошкольников с особыми потребностями // Современные исследования в педагогике. – 2018. – Т. 6, № 2. – С. 50–55.
4. Мартынова Н.А. Психология речевого развития дошкольников: теоретические и практические аспекты // Психология семейного воспитания. – 2017. – № 1. – С. 34–40.
5. Тихомирова Т.В. Социальная адаптация детей с речевыми нарушениями в дошкольном возрасте // Вопросы специальной педагогики. – 2019. – № 2. – С. 76–82.
6. Терещенко А.А. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников // Дошкольное развитие. – 2013. – № 5. – С. 23–30.
7. Дмитриева Е.М. Психологические аспекты работы с детьми с нарушениями речи в дошкольных учреждениях // Научные труды по психологии. – 2016. – Т. 7, № 3. – С. 45–52.
8. Герасимова О.Е. Роль детской литературы в развитии речи дошкольников с речевыми нарушениями // Литература и культура в образовании. – 2020. – № 6. – С. 18–24.
9. Егорова В.П. Специфика речевого развития детей с задержкой речевого развития // Вестник психолого-педагогических исследований. – 2021. – № 3. – С. 58–64.
10. Мельникова С.Н. Коррекционно-развивающие программы для детей с нарушениями речи в условиях дошкольного обучения // Образование и наука. – 2022. – № 1. – С. 72–80.
11. Арсенюк А., Гольдфельд И.Л. Конструктивная деятельность как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2014. – № 41. – С. 35–39.
12. Захарова Е.И., Васильева В.С. Особенности формирования ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Студенческий научный форум». – [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017032010 (дата обращения: 19.12.2024).
13. Поротиков Н.Е., Дерябина Г.И., Лернер В.Л. Развитие пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Гаудеамус. – 2018. – Ч. 17. – № 1 (35). – С. 69–75.
14. Спирина А.В. Формирование пространственных представлений у детей с дизартрией // Вестник Курганского государственного университета. – 2018. – № 4 (51). – С. 73–76.
15. Топычканова Т.Н. Создание условий для формирования пространственных представлений дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (350). – С. 55–60.
16. Ложкина Л.И., Шелыгин К.В. Общая психология и психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. – 126 с.
17. Желудкова Э.Н. Особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией //Наука в современном мире: вопросы теории и практики материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». 2018- с.317-324.