Фрагмент для ознакомления
2
В современной психологии самооценка рассматривается как ключевой элемент Я-концепции, определяющий значимость и ценность личных характеристик, поведения и деятельности индивида в целом. Она трактуется как субъективная оценка своей личности, действий, способностей, а также своего положения в обществе.
Сегодня самооценка представляется как сложная психическая структура внутреннего мира, включающая такие аспекты, как самоотношение, уровень самоуважения и принятие себя. Основные функции самооценки заключаются в защите и регулировании поведения.
Изучение самооценки как важной психологической категории привлекает внимание множества исследователей.
Еще в Советском Союзе такие психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и А.Г. Спиркин, тщательно исследовали данный аспект. Несмотря на кажущуюся простоту термина, самооценка требует четкого определения.
А.В. Петровский рассматривает ее как основополагающий элемент личности, который значительно влияет на поведение и развитие индивида. Это мнение делит большая часть ученых, поскольку стремление к самосовершенствованию непосредственно связано с внутренними ощущениями и самооценкой человека. Лица с завышенной самооценкой нередко воспринимают себя как идеальных и, следовательно, не стремятся к саморазвитию.
Американский психолог Г.С. Селевко определяет самооценку как важный аспект самосознания, отражающий внутреннее и внешнее «Я» личности, а также эмоции и мысли, связанные с ним. Г.Крайг поддерживает это мнение, подчеркивая рациональные и эмоциональные аспекты самооценки , а Р. Бэрон выделяет ее как ключевой фактор, определяющий поведение и социальное принятие.
Одним из первых исследователей самооценки был А.Л. Журавлев, который выделял два типа самооценки: самодовольство, проявляющееся в таких чертах, как высокомерие и гордость, недовольство, выражающееся в скромности, стыде и неуверенности.
Психологи анализируют самооценку человека по определенным критериям, что позволяет выделить различные её виды. Среди них можно встретить такие категории, как адекватная и неадекватная, стабильная и переменная, а также общий, частный и ситуационный виды самооценки.
Адекватная самооценка основывается на здравом смысле и способности человека к самокритике. Часто субъективное восприятие собственных успехов и неудач делает такую оценку сложной для диагностики.
Стабильная самооценка формируется в процессе взросления и отражает общее представление о своих талантах и достижениях. В то время как переменная самооценка может колебаться в зависимости от внешних факторов: настроения, оценок со стороны окружающих и результатов в конкретных ситуациях.
Таблица 1 - Различные виды формирования самооценки
Вид формирования самооценки Описание Примеры
Социальное сравнение Оценка себя в сравнении с другими людьми Сравнение своего успеха с успехами коллег или одноклассников
Личностные достижения Оценка на основе собственных достижений и результатов Успехи в учебе, карьере или спорте
Обратная связь от других Оценка себя через призму мнений и отзывов окружающих Комментарии друзей, коллег или преподавателей
Саморефлексия Анализ собственных мыслей, чувств и действий Ведение дневника, анализ прошедших событий
Культурные и социальные нормы Оценка себя в контексте общественных стандартов и ожиданий Соответствие стандартам красоты, успеха в обществе
Личностные установки Влияние внутренних убеждений и установок на самооценку Уверенность в своих силах или, наоборот, заниженная самооценка
Эмоциональное состояние Влияние текущего эмоционального состояния на восприятие себя Чувство счастья или грусти, влиющее на самооценку
Классификация по уровням позволяет лучше понять, как человек воспринимает себя. Ощущение успеха может быть высоким общей оценкой, но в узких областях может проявляться низкая самооценка. Уровни самооценки не делятся на «хорошую» и «плохую», а разбиваются на повышенную, низкую и среднюю.
1.2. Функции и сущностные признаки самооценки
Самооценка — это когнитивная конструкция, которая отражает отношение человека к самому себе. Она играет важную роль в формировании личностной идентичности и влияет на поведение и эмоциональное состояние индивида.
Таблица 2 – Функции самооценки
Функция Описание
Регулирующая Способствует оценке задач и выбору решений.
Защитная Обеспечивает стабильность личности и её независимость.
Развивающая Стимулирует рост и совершенствование себя.
Отражающая Позволяет осознать реальное отношение к себе и своим действиям, а также их адекватность.
Эмоциональная Способствует ощущению удовлетворённости собственными качествами.
Адаптационная Поддерживает адаптацию к социальной среде и окружающему миру.
Прогностическая Регулирует активность на начальных этапах деятельности.
Корригирующая Обеспечивает контроль в процессе выполнения заданий.
Ретроспективная Позволяет оценить свое поведение по завершении действий.
Мотивирующая Стимулирует действия для получения одобрения и повышения самоуважения.
Терминальная Принуждает к остановке действий, вызывающих самокритику.
Функции самооценки играют ключевую роль в формировании личности и её взаимодействии с окружающим миром. Каждая из перечисленных функций указывает на уникальную сторону человеческого опыта, показывая, как самооценка влияет на оценку задач, эмоциональное состояние, адаптацию и личностный рост. Понимание этих функций позволяет глубже осознать, как мы воспринимаем себя и как это восприятие формирует наши действия и решения.
Важно помнить, что самооценка — это динамичный процесс, который изменяется в зависимости от жизненных условий и личного опыта. Осознание своих сильных и слабых сторон может стать мощным инструментом для улучшения качества жизни. Благодаря самооценке мы способны не только регулировать свои действия, но и налаживать более гармоничные отношения с окружающими.
Признаки самооценки могут варьироваться:
Низкая самооценка проявляется в стеснительности и неуверенности.
Адекватная самооценка основывается на реальном восприятии своих желаний и возможностей.
Завышенная самооценка проявляется в высокомерии, отсутствии критики и пренебрежении мнением других.
Таким образом, самооценка — это сложная и многофакторная характеристика, влияющая на жизнь человека во многих аспектах.
Работа над самооценкой может привести к общей устойчивости личности, большей удовлетворённости и способности к самосовершенствованию. Это неизменная опора на пути к самореализации и полноценному существованию.
1.3 Факторы формирования самооценки
Формирование самооценки связано с психическими функциями и личными интересами. С.Л. Рубинштейн определял самооценку как суть личности, основанную на восприятии окружающих и самопринятии. А. Захарова рассматривала самооценку как ядро личности, а А.Н. Леонтьев подчеркивал ее значимость в становлении индивидуальности.
Современная наука связывает самооценку с уровнем притязаний, который определяется стремлением к достижению целей и формируется на основе прошлых успехов или неудач.
Самооценка личности представляет собой изменчивую структуру, которая функционирует благодаря своим составным элементам. Эти компоненты образуют важные связи, которые поддерживают целостность системы. Известно, что самооценка тесно связана с различными психическими образованиями и одновременно выступает как фактор будущего роста и продукт этого процесса.
Существуют люди с гармонично развивающейся самооценкой, что способствует их успешному и активному образу жизни. В то же время, нередки случаи, когда индивиды с низкой или даже заниженной самооценкой строго критикуют себя за малейшие недостатки, хотя их реальная жизнь может быть более удачной, чем у других. Это подчеркивает важность выявления факторов, влияющих на самооценку.
К числу таких факторов относится статус, который определяет положение человека в социальной структуре и восприятие со стороны окружения. Например, ребенок из состоятельной семьи обычно имеет более высокую самооценку, чем сверстник из семьи со средним доходом.
Важное значение имеет влияние мнения окружающих и восприимчивость индивида к этому. Одного человека можно долго убеждать, и результат будет непредсказуемым, в то время как другого достаточно одного замечания, чтобы его самооценка резко упала.
Также значимы успехи в жизни: череда положительных событий часто ведет к росту самооценки. Однако у человека, который привычно считает себя неудачником, даже достижение целей не принесет удовлетворения из-за укоренившегося паттерна мышления.
Настроение и физическое состояние также играют ключевую роль: в состоянии усталости человек меньше склонен к достижению успехов, а недостаток результатов ведет к снижению самооценки. Важно и чувство собственной эффективности — уверенность в достижении целей. Самооценка формируется самим человеком и зависит от его внутреннего восприятия, а не от мнения окружающих, что позволяет индивиду выбирать желаемый уровень самооценки и стремиться к нему.
Развитие самооценки возможно и необходимо, и его основными условиями являются взаимодействие с окружающими и активная деятельность индивида. В процессе общения мы усваиваем различные формы оценок, наполненные нашим личным опытом и значениями. Анализируя как свои, так и чужие мнения, особенно принадлежащие важной для нас группе или обществу в целом, мы формируем способы самостоятельной оценки своей личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1..Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 2020. – 312 с.
2.Алексеева, Е.Л. Эффективные методы и приемы формирования адекватной самооценки // Концепт – 2021. - №4 – С. 18 – 26.
3.Аллахвердян, С.Р. Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности (на материале подросткового возраста) - Новосибирск: НГПУ, 2021. - 24 с.
4.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2020. – 33 с.
5.Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме - М: Олма-Пресс, 2020 - 558 с.
6.Барболин М.П. Социализация личности: методология, теория, практика.— СПб.: Петрополис, 2021.— 372 с.
7.Барлас Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». — М.: Академия, 2020. — 160 с.
8.Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки //Современные научные исследования и инновации - 2022. - №4. - С. 797-800.
9.Бернс, Р. Что такое Я – концепция. - Самара: БАХРАХ – М, 2023. – 334с.
10.Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. — М.: Флинта, 2022. — 158 c.
11. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. – 2024. — № 2. – С. 66-69
12.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал– 2022. – № 4. – С. 99-100.
13.Будасси С.А. Самооценка личности. – М.: МГУ – 2022. – 287 с.
14. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи - СПб: Питер, 2023 – 507с.
15.Валявко С. М. Анализ формирования самооценки старших дошкольников // Системная психология и социология. - 2024. - № 3 (19). - С. 5-11.
16.Горобинский М.А., Ветвицкая С.М. Самооценка: особенности ее формирования и значение в жизни человека // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 6. – С. 113-119
17.Гулевич О. А. Влияние соблюдения/нарушения норм справедливости на самооценку человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2023. - № 2. - С. 98–104.
18. Дереча В. А. Теории личности: учебное пособие.— Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2023.— 120 c.
19.Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М.: Педагогика,2021. — 232 с.
20.Жокина П. А. Анализ научных подходов к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. научных статей. Ч. 2. М.: МГПУ, 2024. - С. 46-59.
21.Журавлев А. Л. Социально-психологическое пространство личности.— М.: Институт психологии РАН, 2022.— 496 c.
22.Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе.— М.: Когито-Центр, 2021.— 334 c.
23.Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 2024. - №1. - С. 5–14.
24.Зимина, М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. — 2023. — № 10 (114). — С. 1354-1357.
25.Козлова О. Н. Личность — граница и безграничность социального // Социально- гуманитарные знания. - 2023 - № 4 - С. 81–97.
26.Коломинский Я. Л. Социальная психология развития личности.— Минск: Вышэйшая школа, 2019.— 336 c.
27.Кон И.С. В поисках себя. – М.: Эксмо, 2023. – 260 с.
28. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2020. - 988 с.
29. Кречмер Э. Строение тела и характера. - М.: Пресс, 2020. - 208 с.
30.Лесникова, А. А. Самооценка и ее роль в формировании личности // Юный ученый. — 2021. — № 5 (46). — С. 88-90.
31.Лисова, А.А. Особенности взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников // NovaInfo - 2023. - № 8 - С. 67-71
32.Лысенко О.С., Сапожникова Е.Е. Влияние самооценки на успешность деятельности персонала // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2023 - № 3 - С. 100-108.
33.Мареева С. В. Социальный статус российской молодёжи: представления и реальность // Вестник Института социологии. - 2022 - № 2. - C. 159–183.
34. Маховская О.И. Коммуникативный опыт личности.— М.: Когито-Центр, 2020.— 253 c.
35.Меили Р. Структура личности // Экспериментальная психология. - 2020. - С. 14-18
36.Молчанова О. Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2024. - № 2. - С. 23–51.
37.Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. - 2021. - №1(65). - С. 82–95.
38.Морено Я.Л. Социометрия. – М.: Наука 2021. – 145 с.
39.Налчаджян А.А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание: монография.— М.: Когито-Центр, 2021.— 415 c.
40.Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка // Молодой ученый. – 2024. – № 48 (182). – С. 161-164.
41.Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. - 2022. - № 4. - С.17–30.
42.Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Концепт. – 2022. – № S1. – С. 221–225.
43.Позина М.Б. Компаративистский подход в исследовании когнитивной самооценки// Культурно-историческая психология. - 2023. - № 2. - С.74– 82.
44.Помванова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие. — М.: Наука, 2020. — 184 с.
45.Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения людей // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 18.
46.Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. – 2022. – №3. – С. 62-72.
47.Селевко Г.С., Тихомирова. Н.К. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, 2021. – 48 с.
48. Сенько, Т.В. Успех и признание в группе: старший дошкольный возраст. – Минск: Народная асвета, 2021. – 109 с.
49.Старовойтенко Е.Б. Возможности Я в диалоге с Другим // Мир психологии. Научно–методический журнал. - 2023. - № 4. - С.189– 203.
50.Ступина К.С., Бахолдина В.Ю. Морфоконституциональные особенности и самооценка у детей и подростков. // Вестник Московского университета – 2020 - № 3 – С. 3-6.
51.Тихонова Н.Е. Социальный статус и мобильность россиян // Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров - 2021. - С. 125-143.
52.Тыркало Д. А. Проблемы формирования адекватной самооценки дошкольников и младших школьников // Научный альманах - 2021. - №43 (45). – С. 116-119
53.Хлебодарова, О. Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка // Молодой ученый. — 2020. — № 1-2.— С. 227-229.
54.Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В.Г. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психология. - 2023.- №7. - С.71–76.
55.Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2020. – 508 с.
56.Шибутани Т. Социальная психология - М.: АСТ, 2022 - 539 с.
57.Щеголева Т.М., Диянова З.В. Самосознание личности. – Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2023. – 208 с.
58.Щербович, В. А. Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус в группе // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2022. – № 2. – С. 94-99.
59.Эриксон Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия. - Самара: БАХРАХ– М, 2020.–516 с.
60.Ярославцева, А. О. Влияние самооценки на статусное положение подростка в группе. - Самара, 2020. – 115 с.