Фрагмент для ознакомления
2
Сущность программно-целевого планирования заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учётом эффективного их использования 5.
Российский опыт индикативного планирования включает в себя следующие аспекты:
1. Принятие нормативных документов. Ранее были приняты Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (1995 г.), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.), Стратегия национальной безопасности на период до 2020 г. (2009 г.) и стратегия государственной национальной политики на период до 2025 г. (2009 г.).
2. Использование Форсайта. Это практика будущего, которая позволяет оценить долгосрочные перспективы в социально-экономической сфере и определить стратегические направления развития. Методы Форсайта используются для прогнозирования будущего как на глобальном, так и на региональном уровнях.
3. Использование ориентировочных инструментов планирования. К ним относятся Программирование, ориентированное на результат бюджетирование и государственные закупки (контрактная система).
4. Программный метод формирования бюджетов. В 2013 году были приняты поправки к Бюджетному кодексу, направленные на составление бюджетов на основе государственных программ, которые сделали государственные и муниципальные программы ключевым инструментом бюджетирования.
Также практический опыт российских регионов, например Республики Татарстан, свидетельствует об эффективности применения индикативного планирования.
Основной концепцией индикативного планирования является «индикатор» - параметр, определяющий границы системы, включая технические связи, организационные механизмы и материальные и финансовые потоки, которые будут работать и развиваться для достижения национальных целей. Примером такого показателя является поставленная в 2003 году задача удвоить ВВП в течение 10 лет. Этот показатель задает вектор развития системы и указывает на то, что ключевые показатели достигнуты или целевые значения не достигнуты. В этом случае необходимо принимать управленческие решения и корректировать стратегии. Индикаторами могут быть такие показатели, как динамика, экономическая и структурная эффективность, а также уровень жизни населения 11.
Способность концентрировать ресурсы для достижения стратегических планов и обеспечения экономического баланса является основной функцией индикативного планирования.
Для России опыт использования индикативного планирования и активной промышленной политики связан с тем, в какой степени мы решаем проблему реструктуризации экономики в пользу высокотехнологичного производства, образования, науки, здравоохранения и культуры. Среди инструментов индикативного планирования в российской практике используются программирование, бюджетирование, ориентированное на результат, и государственные закупки (контрактная система) 8.
Планово-целевой метод составления бюджета (поправка к Закону о бюджете о подготовке бюджетов на основе государственных планов была принята в 2013 году) превратил государственные и муниципальные планы в ключевой инструмент составления бюджета. Внедрение планово-ориентированного подхода в бюджетный процесс осуществляется путем принятия государственного (муниципального) плана.
При подготовке проекта бюджета главный управленческий персонал бюджетного фонда подготавливает обоснования бюджетных расходов определенного качества и количества, исходя из стратегических целей деятельности и возложенных на них функций.
Услуги, связанные с предоставляемыми конкретными эффектами; целевые планы для определенных областей деятельности и основных задач.
Контрактная система государственных закупок - это переход от инструктажа к индикативному планированию (принятию управленческих решений на основе рыночных отношений).
С одной стороны, индикативное планирование является формой государственного надзора за рыночной экономикой и определяет национальные приоритеты, с другой стороны, это механизм координации действий страны и хозяйствующих субъектов на основе разработки показателей социально-экономического развития. Индикативное планирование широко используется в российской практике, но сам термин в основном используется на страницах научных публикаций 13.
Процесс индикативного стратегического планирования распространяется и на региональный уровень. Закон о бюджете предусматривает ограничения на государственный долг и дефицит регионального бюджета. В настоящее время необходимо обеспечить методологическую поддержку разработки системы индикаторного планирования социально-экономических показателей на региональном уровне.
Перед вынесением проекта Стратегии и проекта плана мероприятий по реализации Стратегии на общественное обсуждение, данные документы направляются в министерство экономического развития региональной территории для согласования с органами исполнительной власти.
Нормативно-правовыми основами стратегического планирования в Российской Федерации являются:
1. Конституция Российской Федерации, правовое регулирование основано на этом и осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Документ устанавливает правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и другими организациями в области стратегического планирования.
3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения Федерального государственного реестра документов стратегического планирования», от 13 июля 2015 г. № 699 «Об утверждении правил разработки и корректировки прогноза научно-технического развития Российской Федерации» и другие.
Разработка, утверждение и выполнение документов стратегического планирования, в частности стратегий социально-экономического развития субъекта РФ, входит в компетенцию исполнительных органов государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 12.12.2024).
2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_22142/ (дата обращения 12.12.2024).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22142/ (дата обращения 12.12.2024).
4. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL.: https://legalacts.ru/doc/FZ-o-strategicheskom-planirovanii-v-Rossijskoj-Federacii/ (дата обращения 12.12..2024)
5. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2030 года, от 08.12.2011 года № 2227-р в редакции от 18.10.2018 года [Электронный ресурс]. URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/ (дата обращения 15.12.2024)
6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2020/07/22/ukaz-dok.html(дата обращения 12.12..2024)
7. Азанова, О. Ю. Особенности стратегического планирования: муниципальный уровень / О. Ю. Азанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 159-161 – Текст электронный (дата обращения 07.02.2024)
8. Ансофф И. Стратегическое управление. – 1989.
9. Асеева И. А. Медиариски и трансформация культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. - № 2 (870). – с. 81-92.
10. Ахмедуев А. Ш., Рабаданова А. А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. – 2023. – 125 с.
11. Бабина, О. И. Теория, методология и практика регионального стратегического планирования : монография / О.И. Бабина. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 122 с.
12. Байгереев М. Основы стратегического менеджмента //Человек и труд. – 2022. – №. 2. – С. 12-16.
13. Болтунов С.А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С.А. Болтунов, Ю.Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115-121–
14. Веснин В. Р. Стратегическое управление. – «Издательство» Проспект», 2024. – 420 с.
15. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
16. Даминдарова Ф.В. Особенности реализации национального проекта «Культура» в Республике Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2023. - № 4. - С. 81–86
17. Научный редактор О. Нижельская Портер Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Портер ; Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2022. — 453 с.
18. Национальный портал о стратегическом планировании и устойчивом развитии Электронный ресурс - URL: https://www.strategy.ru (дата обращения: 13.12.2024).
19. НП «Культура» Электронный ресурс- URL: https://spending.gov.ru/np/A/fp/ (дата обращения: 15.12.2024).
20. О.С. Виханский: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Издательство: Гардарики, 2022 - 296с
21. Отчет о ходе реализации национального проекта «Культура» на 31 мая 2023 года (Культурная среда) [Электронный ресурс]. URL: https://culture.bashkortostan.ru/documents/ reports/492379/ (дата обращения 12.12..2024)
22. Отчет о ходе реализации национального проекта «Культура» на 31 мая 2023 года (Творческие люди) [Электронный ресурс]. URL: https://culture.bashkortostan.ru/documents/ reports/492382/ (дата обращения 12.12..2024)
23. Отчет о ходе реализации национального проекта «Культура» на 31 мая 2023 года (Цифровая культура) [Электронный ресурс]. URL: https://culture.bashkortostan.ru/documents/ reports/492389/(дата обращения 12.12..2024)
24. Официальный сайт Министерства культуры Владимирской области Электронный ресурс — URL: https://mincult.avo.ru/ (дата обращения: 15.12.2024).
25. Пивень И. Г., Мартынова Т. А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона //Новые технологии. – 2021. – №. 2. – С. 120-124.
26. Портал «Инновации и развитие регионов» Электронный ресурс — URL: https://www.innregion.ru (дата обращения: 11.12.2024).
27. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов. – Альпина Паблишер, 2022. – 156 с
28. Сангадиева И. Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. – 2024. – 177 с.
29. Филобокова Л. Ю. SNW-, STEP-и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством //Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – №. 17. – С. 36-39.
30. Халтурина О. А., Терешкина Н. Е. Национальный проект «Культура» как этап реализации государственной культурной политики в России // Региональная и отраслевая экономика. - 2023. - № 1. - С. 77-83.
31. Шестопал Ю. Т. и др. Стратегический менеджмент //учебник/ЮТ Шестопал, ВД Дорофеев.–М.: КноРус. – 2023. – Т. 320.