Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации
В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть Согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В развитие этого положения Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» установил, судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами, представленными судьями и заседателями, и участвует в отправлении правосудия в соответствии с Законодательством Российской Федерации, в соответствии с процедурами, установленными законом (ст. 1) .
При определении природы судебной власти важное значение имеет ее концепция. Отечественная юридическая наука не дает четкого представления о судебной власти. В связи с этим профессор М. Н. Марченко замечает: «Анализ специальных научных источников, посвященных рассмотрению проблем судебной власти, показывает, что в одних случаях ее определяют в основном путем перечисления свойственных ей функций и назначения.
В других случаях судебная власть определяется сквозь призму форм и принципов её организации и деятельности. В некоторых работах судебная власть рассматривается в виде «самостоятельного публично-правового образования» .
Развивая взгляды на понятие и сущность судебной власти, профессор Л. А. Воскобитова предлагает три подхода в их обозначении. «Во-первых, судебная власть является в нашем понимании разновидностью власти, следовательно, ей присущи общие характеристики и черты, определяющие сущность власти как таковой. Во-вторых, судебная власть анализируется в контексте теории разделения властей и должна соответственно рассматриваться как одна из ветвей государственной власти .
Структура судебной системы Российской Федерации и судебная статистика указаны в приложении 1 и 2.
Всемирный институт правосудия был восстановлен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить удобную судебную защиту простым людям, а не просто для того, чтобы повторить модель дореволюционного мирового суда или создать автономную судебную систему субъектов Российской Федерации. Судебная практика подтвердила, что благодаря достаточно сложным действиям эта цель была достигнута в рамках единой общероссийской судебной системы.
Важным нормативно-правовым актом в деятельности районных судей является Гражданский процессуальный закон Российской Федерации. Его задачей является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел с целью защиты граждан, организаций, прав и законных интересов Российской Федерации от нарушения или оспаривания прав, свобод и законных интересов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В системе федерального конституционного законодательства особое значение имеет Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ [4].
Одним из основных нормативных актов в области мирового суда является Федеральный закон Российской Федерации «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998 № 188-ФЗ . В действующем законодательстве Российской Федерации сформулировано определение термина «мировой судья» в ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее – закон о мировых судьях). Под мировым судьей обычно понимается физическое лицо (должностное лицо), принадлежащее к Мировому органу. Он осуществляет правосудие и иную деятельность, избирается или назначается центральным или местным органом власти, рассматривает дела отдельно и помогает установить мирные отношения между сторонами спора.
Мировой судья осуществляет правосудие от имени Российской Федерации, и такой порядок установлен федеральным законом. Мировой судья является судом общей юрисдикции субъекта Российской Федерации и входит в единую судебную систему Российской Федерации. Мировым судьям и членам их семей также гарантируются независимость и неприкосновенность судей, а также социальная защита и материальное обеспечение.
Статьей 1 предусмотрено, что мировые судьи Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Статья 2 называется «гарантии статуса мировых судей». В этой статье говорится, что на мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты. В статье 3 «Компетенция мирового судьи» перечислены все дела, рассматриваемые мировым судьей. Статья 4 Закона отражает деятельность судебной инстанции: мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах своей юрисдикции.
Общее число мировых судей и количество судебных округов субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по статусу (от лат. Status - положение, статусный статус, англ. status) - в общем смысле правовой статус гражданина или юридического лица (совокупность прав и обязанностей, предусмотренных законом). Под правовым статусом судей понимается совокупность их прав и обязанностей при отправлении правосудия, а также их прав и обязанностей, вытекающих из их высокого статуса.
Законодательное определение понятия «мировой судья» закреплено в Федеральном законе от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» . Согласно этому закону, судьи, обладающие общей юрисдикцией в субъектах Российской Федерации, признаются мировыми судьями и являются частью единой судебной системы, осуществляющей правосудие по определенным гражданским, административным и уголовным делам, но особенность Академии местных судей заключается в том, что эти судьи являются только судьями первой инстанции и не могут быть привлечены к ответственности. выполняют свои функции на территории судебных округов, закрепленных за каждым судьей. Эти судебные округа формируются на основе решений, принятых по согласованию между законодательными органами субъектов Российской Федерации и председателями областных или приравненных к ним судов. Что касается других судей, то у мировых судей есть общие характеристики: единство судебных функций, единство порядка рассмотрения дел и наличие общих принципов. Правовой статус мировых судей зависит от их статуса в национальной институциональной системе, а также от требований, предъявляемых к кандидатам, процедур назначения и отстранения от должности.
На данном этапе развития мировой юстиции статус мирового судьи отличается от статуса федерального судьи всего двумя способами:
1) порядок его назначения (избрания) на должность относится к компетенции не Президента Российской Федерации, как для федеральных судей (за исключением судей высших судов страны), а законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или населения соответствующего судебного участка – пункт 1 статьи 6 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»;
2) тот факт, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (но не предоставление ежемесячного денежного вознаграждения, стимулирующих и иных выплат) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации – п. 3 ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», а не судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, как в отношении федеральных судов (за исключением вышестоящих) .
Мировой судья находится ближе всего к людям, поскольку этот институт занимается повседневными социальными проблемами граждан, будь то в спорных правовых отношениях или в бесспорных правовых отношениях. Однако, если мы подробнее остановимся на механизме деятельности мирового судьи, то столкнемся с некоторыми проблемами, которые наблюдаются как в законодательной, так и в практической составляющей этого института. Стоит отметить, что в российских судах мировые судьи не могут предоставлять юридические консультации гражданам. Как показывает практика, юридические консультации редко находятся рядом с местом нахождения суда. Решение этой проблемы позволит каждому судебному округу участвовать в оказании юридических услуг студентам юридических факультетов, младшим юристам и т.д. Желательно учредить должность внештатного консультанта в судебном округе. Консультант работает бесплатно, приобретет опыт работы в юридической сфере и поможет защищать интересы людей .
Таким образом, правовой статус российских мировых судей в настоящее время носит двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Российской Федерации, и его поведение зависит от содержания регионального законодательства. С другой стороны, законодатель признает его официальным носителем судебной власти, элементом единой российской судебной системы, и назначает судебным исполнителем. решения от имени Российской Федерации.
1.2 Основные полномочия мировых судей
Мировой судья - это специализированное должностное лицо, которое занимается делами небольшой юрисдикции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они независимы и обладают полномочиями, предусмотренными федеральным законом.
Основными особенностями мирового судьи являются:
1. Сфера деятельности: Мировой судья рассматривает гражданские, административные и небольшие уголовные дела, которые содержат небольшое количество спорных требований или незначительных нарушений правопорядка.
2. Компетенция: Мировой судья имеет право выносить решение без участия присяжных заседателей, принимать меры по приведению решения в исполнение и выносить решение о наложении штрафа.
3. Квалификация: Должностные лица, занимающие должность мирового судьи, должны получить высшее юридическое образование и пройти специализированные курсы повышения квалификации для повышения своей профессиональной квалификации.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 898
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета. – 1997. – № 3.
5. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. – 1995 – № 11; // Российская газета. – 2016. – № 149.
6. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Российская газета. – 1998. – № 242; // Российская газета. – 2016. – № 75.
II. Основная и специальная литература
7. Безруков, А.В. Общественный порядок, правопорядок и безопасность: грани пересечения и соотношение правовых категорий / А.В. Безруков, А.В. Жильцов // Административное право и процесс. 2020. № 6. С. 17-22.
8. Винокуров, М.А., Лошкарев А.В. История становления судебной системы Российской Федерации / М.А. Винокуров // Modern Science. 2020. № 7-1. – С. 121-126.
9. Горелкина, А. А. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации / А. А. Горелкина. // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 275-277.
10. Ивков Д. П. Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов / Д. П. Ивков. // Молодой ученый. – 2021. – № 47 (389). – С. 191-193.
11. Кушель, Е. В. Место мировых судей в судебной системе Российской Федерации / Е. В. Кушель. // Молодой ученый. – 2023. – № 40 (487). – С. 227-229.
12. Марьина, Е. В. Судебная система Российской Федерации: учебное пособие / Е. В. Марьина. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 144 с.
13. Нюдюльчиев, В.В. Краткий обзор истории преобразования судебной системы России / В.В. Нюдюльчиев // Столица науки. 2020. №7. С. 148-159.
14. Обзор статистических данных о рассмотрении в Верховном Суде Российской Федерации в первом полугодии 2024 года административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, дел об административных правонарушениях и уголовных дел [Электронный ресурс] URL: https://www.vsrf.ru/documents/statistics/33818/
15. Омельченко, А. И. Возникновение мировой юстиции в России / А. И. Омельченко. // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (189). – С. 137-139.
16. Предложения по совершенствованию судебной системы в РФ. Режим доступа: https://eusp.org/news/predlozheniya-po-sovershenstvovaniyu-sudebnoj-sistemy-v-rf
17. Проблемы и перспективы развития мировой юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.com/126057/ problemy_perspektivy_razvitiya_mirovoy_yustitsii_rossiyskoy_federatsii
18. Скорев, В. А. Судебная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов / В. А. Скорев. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 101 с.
19. Стабровская, Е.А. Актуальные проблемы организации деятельности мирового судьи на современном этапе развития мировой юстиции / Е.А. Стабровская // Мировой судья. 2020. № 8. – С. 15–17.
20. Судебная система Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%
21. Цечоев, И. А. Содержание правового статуса судьи / И. А. Цечоев. // Молодой ученый. – 2023. – № 44 (491). – С. 298-300.
22. Шахбанова Х.М. Основные проблемы в деятельности мировых судей. [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/73112-osnovnye-problemy-deyatelnosti-mirovykh-sudej
23. Щербинина, И. А. Теоретические аспекты нормативно-правового регулирования деятельности мировых судей / И. А. Щербинина. // Молодой ученый. – 2020. – № 3 (293). – С. 248-249.
24. Щербачева, Л.В. Судебная система в России: исторический анализ / Л.В. Щербачева // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2020. №1. – С. 106-111.