Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ИНТЕРФЕЙСА В АИС 3
1.1 Командный (текст ориентированный) интерфейс 4
1.2. Графический интерфейс 4
1.3 Post-WIMP интерфейс 6
1.4 WUI интерфейс 7
1.5 3D интерфейс 7
1.6 SILK-интерфейс 8
2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРФЕЙСА ЧМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПРАВОЧНЫХ АИС 9
3. АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРФЕЙСА ЧМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПРАВОЧНОЙ АИС 11
3.1 Стандарты определяющие требования к ЧМИ 11
3.2 Эргономический аспект оценки ЧМИ 12
3.3 Психофизический аспект оценки ЧМИ 14
3.4 Графический аспект оценки ЧМИ 16
4.АНАЛИЗ ИНТЕРФЕЙСА СПРАВОЧНОЙ АИС «ГАРАНТ» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время становится все более очевидно, что наиболее перспективный путь повышения качества информационных процессов в человеческой деятельности, социуме, ноосфере – совместное использование возможностей человека и технических средств как автоматизированных информационных систем [7].
С учетом растущего числа автоматизированных систем и необходимости высокой пользовательской удовлетворенности, исследования в области интерфейсов человеко-машинного взаимодействия становятся крайне актуальными. Эффективные интерфейсы способствуют улучшению работы справочных АИС и повышают их востребованность среди пользователей.
Тема моего курсового проекта «Исследование интерфейсов человеко-машинного взаимодействия в справочных АИС».
Целью работы является изучить интерфейсы человекомашинного взаимодействия в справочных АИС. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- провести анализ существующих интерфейсов АИС;
- изучить особенности справочных АИС;
- рассмотреть аспекты оценки интерфейсов АИС;
- исследовать интерфейс действующей справочной АИС;
Интерфейсом человекомашинного (ЧМ) взаимодействия называют точку сопряжения человека с машиной. В автоматизированных информационных системах (АИС) под интерфейсом человекомашинного взаимодействия понимают совокупность соглашений о процессах взаимодействия человека с АПИК АИС, формах представления, способах и правилах реализации данных процессов и средств поддержки указанных соглашений.
Данный интерфейс используется для [1]:
1) вывода информации, требуемой для автономного выполнения человеком «ручных» функций;
2) вывода результатов выполнения АПИК АИС «автоматических» функций;
3) для поддержки диалогового взаимодействия человека с аппаратно-программно-информационным комплексом АИС (ввод–вывод) при совместном выполнении ими «автоматизированных» функций.
Интерфейсы человекомашинного взаимодействия в автоматизированных системах управления (АСУ) предназначены для выполнения семи функций, первые четыре из которых обычно относят к основным, а остальные – к вспомогательным, но не менее важным[1].
Первая функция – рациональное распределение операций и информации между человеком и АПИК АСУ.
Вторая функция – предъявление человеку результатов выполнения операций в виде информационных моделей, форма и информативность которых должны соответствовать целям выполняемого этапа процесса управления или обработки информации и соответствующим психофизиологическим возможностям человека.
Третья функция – оценивание правильности принимаемых человеком решений в текущей проблемной ситуации (не путать с оцениванием альтернативных решений!).
Четвертая функция – планирование процесса подготовки решений, в результате реализации которого формируется оптимальный маршрут поиска решения.
Пятая функция – обмен информацией между членами коллективного органа подготовки и принятия решений для согласования их мнений.
Шестая функция – комментирование текущей проблемной ситуации и выполняемых АПИК АСУ действий.
Седьмая функция – взаимное обучение человека и АПИК АСУ правилам выполнения автоматизированных информационных технологий [1].
Данная технология предполагает использование клавиатуры как единственного средства ввода данных от пользователя к компьютеру. Вывод информации от компьютера к пользователю осуществляется посредством алфавитно-цифрового дисплея (монитора). Такая комбинация устройств (монитор + клавиатура) получила название терминала или консоли.
В данном режиме функционирования допускается одновременная работа только с одним приложением. Управление взаимодействием приложений осуществляется исключительно посредством командной строки, а верификация результатов возможна лишь после завершения выполнения программы.
Главный недостаток состоит в том, что для использования такого интерфейса нужно знать синтаксис команд, а так же опции для каждой из них.
Единственная область, где подобные типы человеко-машинного взаимодействия всё ещё актуальны, — это удаленное управление и конфигурация серверов. В таких случаях, когда требуется исключительно доступ к командной строке и имеется канал связи с ограниченной пропускной способностью, данный тип интерфейса может оказаться наиболее подходящим. [2]
Графический интерфейс пользователя сокр. ГИП (от англ. Graphical User Interface (GUI)) [4] — это способ взаимодействия пользователя с компьютером с использованием графических элементов, таких как окна, кнопки и меню.
В графическом человеко-машинном интерфейсе все элементы пользовательского интерфейса, как и сами данные в окнах, отображаются в графическом режиме, с помощью 256, 16-битной или 32-битной глубины цветового буфера.
Чаще всего элементы интерфейса в GUI реализованы на основе метафоры «рабочий стол» и отображают интерактивную справку о назначении и свойствах каждого элемента интерфейса, что облегчает понимание и освоение такого ЧМИ неподготовленными пользователями.
Важнейшие положительные свойства GUI интерфейса - возможность непосредственного манипулирования с элементам интерфейса и визуализируемыми на экране объектами; - поддержка «мыши» или другого указателя на экране; - использование активных графических объектов для интуитивного обозначения элементов интерфейса, а также для вывода данных о состоянии системы; - наличие областей для ввода команд и данных для работы.
Достоинства GUI интерфейса [2]:
- графический интерфейс является интуитивно понятным для большого числа «средних» пользователей, не прошедших специального обучения;
- графический интерфейс позволит визуализировать работу и результат в большом количестве приложений связанных с обработкой видео и изображений.
Недостатки GUI интерфейса [2]:
- GUI интерфейсы не используют слуховой и тактильный канал взаимодействия с пользователем. Хотя визуальный канал позволяет человеку получать до 90% от всей поступающей информации получения информации, без передачи задействования слуховых и тактильных каналов взаимодействие с физической технической системой не может быть полноценной;
- большее потребление ресурсов технической системы в сравнении с текстовым интерфейсом;
- удалённая работа с GUI интерфейсом требует высокоскоростных каналов связи и специального программного обеспечения как на передающей, так и на приемной стороне; - в таких ЧМИ сложнее автоматизировать рутинные действия пользователя, если это не предусмотрено в самой технической системе;
- чем более сложным является система, тем труднее осваивать его GUI интерфейс, причем эти трудности возрастают нелинейно.
В настоящее время широко распространены несколько WIMP интерфейсов, преимущественно для компьютерных операционных систем: Windows, MacOS, Unity, Gnome, KDE, xfce.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лукьянова Л.М. Человекомашинное взаимодействие: Учебное пособие для бакалавриата по направлению подготовки 09.03.01 – «Информатика и вычислительная техника». Ч. 2: Средства и методы организации диалога в автоматизированных информационных системах. Калининград: ФГБОУ ВО «КГТУ», 2019. 80 с
2. Макаренко С. И. Интероперабельность человеко-машинных интерфейсов //Монография СПб.: Наукоемкие технологии, 2023. – 185 с.
3. Сергеев С. Ф. Методы тестирования и оптимизации интерфейсов инфомационных систем: учебное пособие. – СПб: НИУ ИТМО, 2013. – 117 с.
4. Wikipedia: сайт / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
5. Статья: Информационно-справочная система как средство поддержки разработки учебных дисциплин: сайт / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-spravochnaya-sistema-kak-sredstvo-podderzhki-razrabotki-uchebnyh-distsiplin/viewer
6. Статья: Информационные системы: сайт / URL: https://studref.com/389835/informatika/interfeysy_formirovaniya_zaprosa
7. Статья: Проектирование веб-интерфейса для информационно-справочной онлайн системы "проблемы современной психодиагностики личности: теория и инструментарий": сайт / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-veb-interfeysa-dlya-informatsionno-spravochnoy-onlayn-sistemy-problemy-sovremennoy-psihodiagnostiki-lichnosti/viewer
8. Статья: Особенности проектирования интерфейса человеко-машинных систем (чмс): сайт / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-interfeysa-cheloveko-mashinnyh-sistem-chms/viewer
9. ГОСТ Р ИСО 9241-210— 2016. Эргономика взаимодействия человек — система: национальный стандарт российской федерации: 2 ноября 2016 г.