Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения сотрудничества как формы творческой деятельности младших школьников 6
1.1. Коллективная работа как основа сотрудничества 6
1.2. Метод сотрудничества в педагогическом процессе и творческом развитии 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников 14
1.4. Особенности деятельности вокальной студии для детей и значение обучения для личностного развития ребенка 16
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Анализ педагогического опыта использования принципов сотрудничества в творческой деятельности с детьми младшего школьного возраста в вокальной студии и рекомендации по их совершенствованию 20
2.1. Анализ педагогического опыта использования принципов сотрудничества в творческой деятельности с детьми младшего школьного возраста в вокальной студии 20
2.2. Рекомендации по совершенствованию принципов сотрудничества в творческой деятельности с детьми младшего школьного возраста в вокальной студии 23
Выводы по второй главе 25
Заключение 28
Список использованной литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Для учителя и руководителя творческой студии важно создать такие педагогические условия, которые могли бы содействовать лучшему усвоению материала. В частности, к таким педагогическим условиям может быть отнесена коллективная работа, предполагающая работу школьников либо на фронтальном уровне, либо в группах [12, с. 26].
Коллективная работа школьников имеет ряд достоинств и недостатков [8, с. 40].
К достоинствам такой работы можно отнести [29, с. 50]:
1) возможность построения конструктивной коммуникации между детьми;
2) возможность распределения функций и задач по поиску материала и аналитической работе по теме;
3) отсутствие страха каждого учащегося перед учебной или творческой проблемой;
4) возможность выбрать того ребенка, который будет представлять результаты коллективной работы педагогу.
К недостаткам коллективной работы можно отнести [18, с. 60]:
1) возможность у одного или нескольких детей «отсидеться» и не участвовать в коллективной работе;
2) отсутствие возможности сформировать способность к индивидуальной работе, за которую каждый ребенок несет единоличную ответственность;
3) невозможность проконтролировать вклад, который сделал каждый ребенок в коллективную работу.
Основными психолого-педагогическими проблемами организации коллективной работы детей являются [12, с. 34]:
1) плохой социально-психологический климат в коллективе, наличие конфликтов и деструктивных отношений между детьми;
2) хитрость и лень некоторых детей, умение «спрятаться за спины других»;
3) наличие различных мнений детей относительно одного и того же вопроса, которое может сделать коллективную работу на уроке недостаточно эффективной.
В педагогике идею коллектива развил А.С. Макаренко, в котором также представлен социально-психологический аспект.
Коллектив (по А.С. Макаренко) – это не совместная деятельность, а общественно-положительная деятельность, отвечающая потребностям общества.
А.С. Макаренко, наряду с решением педагогических задач коллектива, четко обозначил тот специфический социально-психологический аспект исследования, который впоследствии был воспринят советской психологией. Первым признаком коллектива как группы особого характера является именно его направленность, придающая особое качество людям, входящим в его состав, а именно его целеустремленность, позволяющая создать организацию с соответствующими органами управления и заданием уполномоченных лиц для выполнения определенных функций [4].
Характер отношений в коллективе имеет особое свойство: признание важнейшей роли совместной деятельности как фактора, формирующего коллектив и опосредующего всю систему взаимоотношений между его членами. Такой подход сразу предполагал необходимость развития команды, неизбежность ряда стадий, через которые она проходит, и по мере прохождения в полной мере раскрываются все названные качества.
Описывая эти этапы, А.С. Макаренко создал достаточно четкую картину того, как обеспечить движение команды через передачи. Важнейшим условием является постоянное развитие тех общественно значимых целей, ради которых создавалась команда. Это говорит о том, что должны быть намечены «перспективные линии» развития команды, выработана «диалектика требований», организованы «радости завтрашнего дня». Удачное сочетание всех этих факторов создает в коллективе атмосферу, наиболее подходящую для развития входящих в него личностей [13, с. 404].
Красной нитью во всех рассуждениях А.С. Макаренко передает мысль о том, что успешность внутренних процессов, происходящих в коллективе, может быть обеспечена только в том случае, если все нормы отношений, вся организация деятельности внутри коллектива основываются на соответствии этих образцов более широкой системе социальных отношений. развивается в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему общественных отношений, а потому успешность его действий может быть реализована только при отсутствии расхождения между целями коллектива и общества.
Эта теория более полно представлена в работах А.В. Петровского. По его мнению, группа – это совокупность трех слоев, наличие третьего слоя (патио) означает, что перед нами команда. Основная идея теории: опосредование деятельности выступает как обучающий признак командной системы [20, с. 63].
Деятельность, ради которой создавалась и осуществлялась команда, имеет положительное значение для многих людей, и не только для членов этой группы. Отношения строятся на взаимном доверии, порядочности, честности, взаимном уважении и т.д. [16].
Коллективные отношения определяются через следующие понятия [28, с. 171]:
1) нравственность – построение внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали;
2) ответственность: добровольное принятие коллективом моральных и иных обязательств перед обществом за судьбу каждого человека, независимо от того, является ли он членом этого коллектива; требовательность к себе и к другим; объективная оценка ваших достижений;
3) открытость: способность устанавливать и поддерживать хорошие отношения с другими группами или новыми членами вашей команды;
4) коллективизм: постоянная забота о своих членах, стремление противостоять разобщенности;
5) контактно-доверительные личные отношения;
6) организованность – умелое взаимодействие; бесконфликтное распределение обязанностей;
7) осведомленность – знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и результатов его работы;
8) оперативность – успешность решения задач.
В действительности едва ли найдутся такие маленькие группы, которые бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива. Большинство настоящих малых групп занимают среднее положение между слаборазвитой группой и высокоразвитой командой.
Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт группового развития. То, что это особое качество группы, высший уровень ее развития, обозначено термином «коллектив», является лишь данью упомянутой традиции. Хотя в нынешних условиях нашего общества понятие «коллектив», предложенное в марксистском обиходе, весьма спорно, однако не существует внятных причин для отказа от него в социальной психологии, учитывая выраженную специфику содержания данного термина [13, с. 404].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года (в действ. ред. от 11 декабря 2020 года) // Федеральные государственные стандарты. – 2022. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/?ysclid=m3urlbcwtt656009941 (дата обращения: 14.12.2024).
2. Абрамова, И.М., Пригожина, Е.А., Суматохина, И.М. Психические и социальные компоненты личности учащихся начальной школы: теория и методология исследования / И.М. Абрамова, Е.А. Пригожина, И.М. Суматохина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики: российский и зарубежный опыт». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2024. – С. 132–140.
3. Авантурова, М.А., Салакина, Е.Н., Чумакова, И.С. Современные аспекты организации обучения школьников на уроках английского языка: теория и методология исследования / М.А. Авантурова, Е.Н. Салакина, И.С. Чумакова // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2023. – С. 84–96.
4. Аминов, Т.М., Андреева, Ю.В. Педагогическая система А.С. Макаренко: законы развития воспитательного коллектива и концепция завтрашней радости / Т.М. Аминов, Ю.В. Андреева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-sistema-a-s-makarenko-zakony-razvitiya-vospitatelnogo-kollektiva-i-kontseptsiya-zavtrashney-radosti?ysclid=m379lip74596986188 (дата обращения: 06.11.2024).
5. Архипова, Г.Н. Особенности музыкального воспитания вокальной студии в системе дополнительного образования. Методическая разработка / Г.Н. Архипова // Продленка. Образовательный портал. – 2015. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/135020-metodicheskaja-razraboka-osobennosti-muzykaln (дата обращения: 14.12.2024).
6. Асанова, З.И. Творческое взаимодействие учащихся и родителей в вокальном коллективе. Методическая разработка / З.И. Асанова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2015. – URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/09/12/tvorcheskoe-vzaimodeystvie-uchashchihsya-i-roditeley (дата обращения: 14.12.2024).
7. Бурмистрова, Е.В., Мануйлова, Л.М. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся / Е.В. Бурмистрова, Л.М. Мануйлова. – М.: Юрайт, 2024. – 390 с.
8. Джиемуратова, Г.А. Сотрудничество с учащимися в процессе творческой деятельности и возможности их педагогической поддержки / Г.А. Джиемуратова // Молодой ученый. – 2012. – № 12 (47). – С. 464–466.
9. Жесткова, К.Б. Вокальная подготовка дошкольников в системе дополнительного образования как элемент музыкального развития ребенка / К.Б. Жесткова // Человек и образование. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vokalnaya-podgotovka-doshkolnikov-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-kak-element-muzykalnogo-razvitiya-rebenka?ysclid=m4q8a75sfj640511286 (дата обращения: 14.12.2024).
10. Козлова, В.С. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / В.С. Козлова // Актуальные исследования. – 2023. – № 14 (144). – URL: https://apni.ru/article/5949-psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika?ysclid=m3un0myuvi13195741 (дата обращения: 14.12.2024).
11. Комиссарова, А.С. Вокальный проект «Студия «Кредо», как среда развития творческого потенциала детей». Методическая разработка / А.С. Комиссарова // Арт-талант. – 2021. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/70564-vokalynyy-proekt-studiya-kredo-kak-sreda-razvitiya-tvorcheskogo-potenciala-detey (дата обращения: 14.12.2024).
12. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся / В.В. Котов. – Рязань, 1977. – 350 с.
13. Куликов, Н.М., Жарова, Т.Ю., Юсупов, И.Р. Феномен «лидерства» в контексте совместной групповой деятельности / Н.М. Куликов, Т.Ю. Жарова, И.Р. Юсупов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 404–408.
14. Курагина, И.С., Самойлова, Е.Е., Мирошниченко, С.С. Принципы организации сотрудничества школьников на учебных занятиях: основные формы и технологии педагогической работы / И.С. Курагина, Е.Е. Самойлова, С.С. Мирошниченко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2024. – С. 123–138.
15. Майстренко, А.В. Психологические характеристики обучающихся начальных классов с разным уровнем успеваемости. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. / А.В. Майстренко. – СПб.: ЛГУ им А.С. Пушкина, 2021. – 260 с.
16. Мантула, Л.В., Антошкина, Е.А. Особенности развития и деятельности учебного коллектива студенческой группы / Л.В. Мантула, Е.А. Антошкина // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 16. – https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44731864 (дата обращения: 14.12.2024).
17. Миллер, Н.Б. Организация вокальной студии в условиях современного ДОУ / Н.Б. Миллер // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/03/organizatsiya-vokalnoy-studii-v-usloviyakh-sovremennogo-dou (дата обращения: 15.12.2024).
18. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М. Знание 1979. – 390 с.
19. Нуриева, А.Р., Шайхутдинова, З.Ш. Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы / А.Р. Нуриева, З.Ш. Шайхутдинова // Молодой ученый. – 2021. – № 41 (383). – С. 98–100.
20. Петровский, А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский. – М: Просвещение, 1978. – 360 с.
21. Прокопенко, Н.К. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей – вокальная студия «Планета детства» / Н.К. Прокопенко // Первое сентября. Открытый урок. – 2010. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/575087?ysclid=m4qa7eeb6s950869135 (дата обращения: 14.12.2024).
22. Саидова, З.Х. Обучение в сотрудничестве / З.Х. Саидова // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – С. 701–703.
23. Смеян, А.А. Система работы с детскими вокальными коллективами / А.А. Смеян // Интерактивное образование. – 2017. – Вып. 71. – URL: https://io.nios.ru/articles2/89/9/sistema-raboty-s-detskimi-vokalnymi-kollektivami?ysclid=m4q6qr4vcd827096132 (дата обращения: 14.12.2024).
24. Терешкина, Ю.В. Организация совместной творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства / Ю.В. Терешкина // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2020/08/27/organizatsiya-sovmestnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.12.2024).
25. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученического коллектива / Л.М. Фридман. – М., 1988. – 560 с.
26. Фугелова, Т.А. Образовательные программы начальной школы / Т.А. Фугелова. – М.: Юрайт, 2024. – 570 с.
27. Чередов, И.М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М. 1988. – 288 с.
28. Шевченко, В.Ф. Особенности этапов развития студенческого коллектива / В.Ф. Шевченко // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социально-педагогические вопросы образования и воспитания». – Чебоксары, 2021. – С. 171–174.
29. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя / Г.И. Щукина. – М: Просвещение,1979. – 360 с.
30. Якимович, И.Г. Технология обучения в сотрудничестве на практических занятиях в ВУЗе / И.Г. Якимович // Вопросы методики преподавания в ВУЗе. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-obucheniya-v-sotrudnichestve-na-prakticheskih-zanyatiyah-v-vuze?ysclid=m3ad82bqq378442001 (дата обращения: 14.12.2024).