Фрагмент для ознакомления
2
Большинство литературоведов считают, что впервые понятие «маленький человек» было использовано В.Г. Белинским в статье «Горе от ума» (1840 г.) при анализе образа городничего в гоголевском «Ревизоре»: «Сделайся наш городничий генералом – и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку, если он, считающий себя «не имеющим чести быть знакомым с г. генералом», не поклонится ему или на балу не уступит место, хотя бы этот маленький человек готовился быть великим человеком!., тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека» [Белинский: 1979, 226].
Однако этот тип героя использовался в русской литературе и раньше, как коллективный и собирательный (например, у А.Н. Радищева), так и индивидуальный (например, у Н.М. Карамзина). Последнего вообще можно считать основоположником литературы о «маленьких людях». Н.М. Карамзин действительно одним из первых озвучил очевидную и актуальную тему «на все времена».
С одной стороны, незаметные, неинтересные и ненужные люди, с другой – волею обстоятельств способные озвучить свою позицию, обнажить трагизм и несправедливость своего существования, а также бросить вызов обидчикам, людям, обладающим властью и положением в обществе.
В первой половине XIX века тема «маленького человека» достигла своего апогея в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
В своем творчестве А.С. Пушкин создал целый ряд таких героев – в историческом романе «Арап Петра Великого», поэме «Медный всадник» и повестях «Станционный смотритель», «Гробовщик» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Эти герои и подходы к их изображению существенно отличались от встречавшихся ранее дидактических сюжетов, идеализированных образов, надуманных сюжетных линий.
Кроме того, общая гуманистическая направленность произведений придавала произведениям особую трагичность и чувствительность. Однако реалистическая парадигма не сосредоточена только на жалости и несправедливости существования героев. У писателей этой эпохи четко вырисовывается социально-духовный портрет этих героев, включающий такие типичные характеристики, как:
- герой занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы;
- духовный мир его беден и не отличается амбициями, а желания подавляются страхами и бесчисленными табу;
- не задумывается о глобальных проблемах, ограничиваясь узким кругом своих интересов и инстинктов;
- обладает узостью мышления, пассивностью, невысоким уровнем социальных притязаний;
- доведенный своей жизнью и внешними обстоятельствами до отчаяния, чувствует себя ничтожным перед сильными мира сего;
- разделяет негласные традиции чинопочитания и угодничества, испытывает трепет, благоговение, страх перед людьми, имеющими более высокий социальный статус;
- обладает духовной и душевной слабостью.
Таким образом, мы видим, что негативно оцениваемые черты «маленького человека» как типического героя появляются задолго до трансформации этих образов в творчестве А.П. Чехова и писателей XX века, только прописаны они непоследовательно, фрагментарно и растворены среди других черт личности. Рассмотрим эти особенности на примере некоторых произведений. Одним из ярких персонажей в ряду «маленьких людей» является главный герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин.
Выбор А.С. Пушкина закономерен, что сам автор подчеркивает в начальном монологе произведения: «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием» .
После драматических событий в жизни герой морально сломался, оказался не в состоянии защитить себя и свое фактически бесправное положение, выразившееся в прямом конфликте между ним и молодым гусаром, увезшим Дуню. Он принимает оскорбление как неизбежность, наказание судьбы: «От беды не уйти, чему суждено, того не миновать» [Пушкин, 1967: 42]. Внутренняя слабость Вырина выразилась и в его смерти – не выдержав удара, ставшего смертельным, он спился.
Трактовка образа «маленького человека» в понимании А.С. Пушкина выражает определенную двойственность. Отношение писателя к своему герою противоречиво – с одной стороны, А.С. Пушкин выражает свое несогласие с образом жизни чиновника, упрекая его в слабохарактерности и однобокости мышления, с другой стороны, он выражает свое сочувствие и призывает к сочувствию читателей, не клеймя и не презирая его. Автор подчеркивает, что «ограниченность» Самсона Вырина во многом предопределена морально-социальными предпосылками и тяжелыми условиями жизни.
Тема «маленького человека» в полной мере раскрывается и в творчестве Н.В. Гоголя, который в цикле «Петербургские повести» дает свою интерпретацию образов «маленьких людей», мира чиновников. Особенно ярко этот образ проявляется в повести «Шинель».
Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник не от мира сего, он живет как бы в параллельном мире, не обращая внимания на унизительные обстоятельства – произвол и насмешки сослуживцев, грязную улицу, по которой он идет с работы, муху в супе .
Н.В. Гоголь видел в своем «маленьком человеке» страдальца, достойного большего сочувствия и жалости, и именно в его повести звучит протест против угнетения человека, протест против тех общественных порядков, которые порабощают человека нравственно, духовно и материально. Гоголь достоверно изобразил своего героя жертвой несправедливой действительности. В «Шинели» трагическое и комическое дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, но в то же время не может не замечать его умственной ограниченности. За все время работы в ведомстве Акакий Акакиевич нисколько не продвинулся по служебной лестнице. Внешний мир всячески унижает Башмачкина, а «идеальной вещью», отделяющей его от всего, становится шинель, представитель внутреннего мира Акакия Акакиевича: «…но он был духовно питаем, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его стало как-то полнее…, согласилось вместе с ним идти по жизненному пути…» .
Шинель становится самым близким другом, поэтому ее утрата приравнивается к утрате всей жизни. Тяжелый труд Акакия Акакиевича увенчался успехом; он пытался доказать людям, что у него есть чувство собственного достоинства. На этой, казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа – двое разбойников снимают с него шинель, и отчаяние вызывает в Акакии Акакиевиче слабый протест. Добившись аудиенции у «самого частного лица» и обратившись к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «хотел раз в жизни показать свой характер» .
Ю.В. Манн пишет о герое: «Нам, конечно, смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но мы в то же время видим его незлобливость, видим, что он вообще находится вне эгоистических расчетов, корыстных побуждений, волнующих других людей. Словно перед нами существо не от мира сего» .
Существование шинели-подруги, которая составила смысл жизни, подчеркивают убогость положения Башмачкина и его жизненных ориентиров.
К середине XIX в. образ маленького человека в произведениях писателей так называемой «натуральной школы» несколько корректируется с добавлением характеристики «лишний человек». Бедность и подневольный, вынужденный труд смиряют их с действительностью и неудовлетворенностью жизнью.
Следующей вехой в изображении «маленького человека» становится творчество Ф.М. Достоевского. Уже в самом раннем творчестве писатель обращается к этой теме. Главный герой романа «Бедные люди» – Макар Девушкин – бедный чиновник, преследуемый нуждой и социальным бесправием. В этом Ф.М. Достоевский продолжает гоголевские традиции, обращаясь к изображению бесправного, униженного и забитого «маленького человека», ушедшего в себя в обстоятельствах, которые унижают достоинство личности. При этом социальная характеристика выходит на первый план – «маленький» человек-герой прежде всего «бедный», что и провоцирует его на те или иные поступки. Эта характеристика будет продолжена в романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и других.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая Г.А. Экзистенциальная проблематика творчества М. Зощенко // Литературное обозрение. – 1995. – № 1. – С. 4–13.
2. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846-1847 года / В.Г. Белинский. – М.: Директ-Медиа, 2012. – 291 с.
3. Белькинд В.С. Образ «маленького человека» у Пушкина и Достоевского / В.С. Белькинд. // Пушкинский сборник. – Псков, 1968. – 148 с.
4. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» / В.Е. Ветловская. – Л.: Худ. лит., 1988. – 208 с.
5. Ветловская В.Е. Трагедия Шинели / В.Е. Ветловская. // Русская литература. – 1998. – № 3. – С. 11-17.
6. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой: Избранные труды. - Москва: Наука, 2003 - 388 с.
7. Войнович В.Н. Гений и злодейство (к 90-летию со дня рождения Михаила Зощенко) // https://www2.e-reading-lib.com/chapter.php/11799/44/vladimir-voynovich-antisovetskiy-sovetskiy-soyuz.html (дата обращения 10.12.2024).
8. Волжский (А. С. Глинка). Очерки о Чехове / А.С. Глинка. – СПб.: 1903. – 179 с.
9. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении / Л.Д. Волкова. – Л.: 1977. – 175 с.
10. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 2 томах. – М.: Художественная литература, 1969. – 457 с.
11. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя / Г.А. Гуковский. М. – Л.: Худ. лит., 1959. – 530 с.
12. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского / М.С. Гус. – М.: 1962. – 512 с.
13. Добролюбов Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи / Н.А. Добролюбов. – М.: Наука, – 1970. – 631 с.
14. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. – М.: Наука, 1972-1990. – Т. 1. – 522 с. - Т. 6. – 410 с.
15. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры. М. Зощенко и Сатирическая проза 20-30-х годов / Л.Ф. Ершов. – Л.: Наука, 1973. – 155 с.
16. Зощенко М.М. Собрание сочинений в четырех томах / М.М. Зощенко. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – Том 1: Рассказы (Двадцатые годы). – 2005. – 560 с.
17. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Золотой теленок: Романы / И. Ильф, Е. Петров. – М.: Экономика, 1986. – 632 с.
18. Крепс М.Б. Техника комического у Зощенко. – Нью-Йорк, 1986. – 154 с.
19. Лиханова Л.В. Чеховская традиция в изображении типа «маленького человека» в малой прозе Н. Тэффи [Электронный ресурс] / Л.В. Лиханова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. – №7 (14). – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(14).pdf
20. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2001. – 1600 с.
21. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. – М.: «Coda», 1996 – 474 с.
22. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. – Т. IV. – 820 c.
23. Сарнов Б.М. Развивая традиции Прокруста (Михаил Зощенко и его редакторы) // Вопросы литературы. – 1994. – Вып. II. – С. 45–91.
24. Старков А.Н. Михаил Зощенко: судьба художника / А.Н. Старков. – М.: Советский писатель, 1990. – 256 с.
25. Сухих И. Предисловие и комментарии // Зощенко М. Собрание сочинений в 7 т. – M., 2008.
26. Чехов А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. – М., 2009. – С. 38.
27. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. – М., 1979.
28. Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» / Т.А. Юрьева. // Литература в школе. – 2009. – № 2. – С.42.