Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящей курсовой работы в том, что в современном глобализирующемся мире укрепления здоровья и поддержки его на хорошем уровне имеет особое значение. Лечебная физическая культура (далее -ЛФК) используется в медицинской практике для профилактических, лечебных и реабилитационных целей, основным средством которой является физические упражнения, применяемые соответственно поставленных задач, клинической особенности, функционального статуса пациента и степени общего физического состояний.
Лечебная физическая культура, как следует из названия, направлена на лечение различных заболеваний и реабилитацию после травм. Основная цель – восстановление здоровья и функций организма через физическую активность. Лечебная физическая культура ориентирована на лиц, нуждающихся в физической терапии. Это могут быть пациенты после операций, с хроническими заболеваниями, а также травмами.
Объект исследования – ЛФК при травмах и заболеваниях.
Цель курсовой работы – на основании научных источников раскрыть значение ЛФК при травмах и заболеваниях.
Задачи:
1. Охарактеризовать ЛФК.
2. Раскрыть пользу ЛФК.
3. Определить противопоказания ЛФК.
4. Проанализировать значение ЛФК при лечении травм.
5. Изучить значение ЛФК при заболеваниях.
Методы исследования:
1.Анализ научных литературных источников.
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике, так и в процессе преподавательской деятельности.
Собранный, обобщенный и проанализированный материал данной работы, полученные в ней выводы, могут быть также использованы в процессе преподавания курса «Теория и методика адаптивной физической культуры и спорта», спецкурсов, посвященных проблемам современной теории и методике адаптивной физической культуры и спорта.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования.
Основная часть представлена двумя главами.
Заключение подводит основные итоги изучения проблемы.
Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников.
Под ЛФК подразумевается –комплекс дозированных физических упражнений на фоне строго определенного дыхания, которые направлены на лечебный процесс, восстановление и профилактические мероприятия различный заболеваний, расстройств, нервной системы и внутренних органов [3.4].
К упражнениям ЛФК можно отнести оздоровительную ходьбу, беговые упражнения, все возможные виды плавательных упражнений, дыхательные упражнения различных современных методик. Особо следует подчеркнуть необходимость использования все различных упражнений на гибкость и подвижность позвоночника.
Все упражнения из серии ЛФК выполняются при помощи специального метода, так называемого индивидуального, так как занимающиеся ЛФК кроме отклонения в здоровье обладают особыми психофизиологическими качествами, пониженным уровнем физического развития, а также развития ряда физических качеств [12,14].
К задачам ЛФК следует отнести (Рисунок 1.).
В практике применяются общие и частные методики.
Под общей методикой предусматривают условия проведения процедур, ее классификацию упражнений, величины физической нагрузки, алгоритм проведения занятий, правила построения специфических занятий, формы применения ЛФК и др. Частные методики предназначены для определенного заболевания, или травмы при учете возраста, пола, физической подготовленности и клинических особенностей [3,4].
Физические упражнения ЛФК различают 3 группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игровые.
Гимнастические упражнения – состоят из комбинируемых движений, воздействующих на общие или/и на отдельные мышечные группы и суставы для их восстановления. Они подразделяются на общеразвивающие, специальные и дыхательные (динамические и статические).
Общеукрепляющие упражнения используют для оздоровления и укрепления организма, активизации кровообращения и дыхания, усиления физической способности, повышения психоэмоционального тонуса.
Специальные упражнения селективно действуют на определенную опорно-двигательную часть, как позвоночник и др. Специальные упражнения используются обычно в сочетании с общеразвивающими.
Гимнастические упражнения подразделяют на группы [10]:
1. по анатомической особенности: отдельные для мелких мышц (стопы, кисти, лицо), средних мышц (шея, голень, плечо, предплечья, бедро) и крупных мышц (туловище, верхние и нижние конечности), и комбинированные.
2. по характеру упражнения: изотонические (динамические), изометрические (статические).
3. по виду признака: на координацию, в метании, на равновесие, в сопротивлении, упоры, дыхательные и др.
4. по механизму активности: активные и пассивные.
5. по применению предметов и снарядов: упражнения без снарядов и предметов; упражнения с предметами и снарядами; упражнения на тренажерах, снарядах механоаппаратах.
В состав спортивно-прикладных упражнений входят бег, ходьба, бросание и ловля мяча, ползание и лазание, гребля, коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и др.
Игровые упражнения подразделяются на четыре группы: на месте; малоподвижные; подвижные; спортивные [2,14].
Система физических упражнений является формой ЛФК в виде утренней гигиенической гимнастики (для снижения процессов торможения и повышения бодрости), лечебной гимнастики (для больных и здоровых), самостоятельных занятий для больных по рекомендации врача, инструктора; дозированной ходьбы, плавания, ходьбы на лыжах и др. Дополнительно к ЛФК можно и применять массаж, трудотерапию закаливание водой и воздухом, райттерапию.
Инновационные методы лечебной физической культуры представляют собой современные подходы к реабилитации и улучшению физического состояния пациентов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л. Л. Артамонова, О. П. Панфилов, В. В. Борисова. – Москва : Владос-Пресс, 2010. 777 c.
2. Дубровский, В. И. Лечебная физкультура и врачебный контроль / В. И. Дубровский. – Москва : ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. 598 с.
3. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура : учебное пособие / В. А. Епифанов. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. 568 с.
4. Ерофеева, Ю. Комплексная физическая реабилитация при травмах нижних конечностей / Ю. Ерофеева // В сборнике: Актуальные проблемы физического воспитания студентов Материалы Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 157-162.
5. Желтов, А. А. Физическое воспитание студентов // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94-6. С. 116-118.
6. Квасова. А. В., Половодов И. В. Лечебная физкультура при нарушениях мозгового кровообращения // Наука-2020. 2019. № 11 (36). С. 96-99.
7. Киякбаев, Г. К. Аритмии сердца. Основы электрофизиологии, диагностика, лечение и современные рекомендации. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.
8. Козырева, О. В. Физическая реабилитация. Лечебная физическая культура. Кинезитерапия : учебный словарь-справочник / О. В. Козырева. – Москва : Советский спорт, 2010. 280 c.
9. Корюхин. М. А., Москаленко И. С., Фещенко Д. Е. Сердечно-сосудистые заболевания. Лечебная физкультура // Символ науки. 2017. № 3. С. 125-127.
10. Мендот, Э.В. Игры на занятиях лечебной физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях /Э.В. Мендот //Евразийский союз ученых. 2019. №12-5. С.17.
11. Роль лечебной физкультуры (ЛФК) в системе медицинской реабилитации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://smedica.ru/blog/rol-lfk-v-reabilitacii (Дата доступа: 09.12.2024).
12. Федосова, Л. П. Влияние физической культуры на работоспособность обучающихся вузов в условиях эпидемиологических ограничений // Психология. Спорт. Здравоохранение: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29 апреля 2021 года. СПб., 2021. С. 51-53.
13. Федосова, Л. П. Физическая культура и йога в условиях пандемии, на примере Кубанского ГАУ // Современные методические подходы к преподаванию дисциплин в условиях эпидемиологических ограничений: Сборник статей по материалам учебно-методической конференции, Краснодар, 01 февраля 2021 года. Краснодар, 2021. С. 354-355.
14. Чмож В. А., Половодов И. В., Надешкина Е. Ю. Влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы будущих учителей-педагогов // Тезисы докладов ХLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (февраль-март 2018 г., г. Краснодар): материалы конференции. Часть 2. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. С. 324-325.