Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта в процессе организации взаимодействия с родителями 6
1.1. Психолого-педагогические исследования развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта 6
1.2. Особености организации взаимодействия с родителями в процессе развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта 10
Глава 2. Экспериментальное изучение развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта в процессе организации взаимодействия с родителями 16
2.1. Методы и методики исследования развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта 16
2.2. Анализ результатов исследования развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта 18
2.3. Проектирование процесса развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта в процессе организации взаимодействия с родителями 19
Заключение 29
Список используемой литературы 31
Приложение А. Выборка испытуемых 33
Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогические исследования, направленные на изучение развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта, занимают важное место в современной науке. Сенсорные эталоны можно определить как устойчивые представления об основных свойствах и признаках окружающих объектов, которые формируются в процессе сенсорного восприятия и становятся основой для последующей когнитивной обработки информации. В этом возрасте для детей особенно важна способность адекватно воспринимать сенсорные стимулы, так как именно на этом этапе закладываются фундаментальные основы их когнитивного и психического развития.[18]
Изучение сенсорных эталонов в отечественной науке имеет глубокие корни. В этом контексте нельзя не отметить вклад выдающихся психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и А.Н. Леонтьев. Эти ученые рассматривали сенсорный опыт как основополагающий элемент в процессе формирования понятий и обобщений, отмечая его значимость в развитии высших психических функций.[2]
Л.С. Выготский подчеркивал, что ни один психический процесс не может быть правильно понят вне культурно-исторического контекста, и, соответственно, развитие сенсорных эталонов исходит из взаимодействия ребенка с социальным окружением и многообразием его деятельности. П.Я. Гальперин рассматривал этапы формирования сенсорного восприятия в контексте развития ориентировочной деятельности, где сенсорные эталоны служат указателями, облегчающими ребенку задачу ориентации в окружающей среде. А.Н. Леонтьев предложил концептуальную основу, рассматривая сенсорные процессы как составляющие мотивированного поведения и деятельности ребенка.
При исследовании детей с нарушением интеллекта критично понимать, что такие нарушения могут оказывать существенное воздействие на формирование сенсорных эталонов. Для этих детей характерна замедленность и фрагментарность восприятия, что может приводить к трудностям на пути к развитию полноценной системы сенсорных эталонов. Это требует разработки специфических коррекционно-развивающих программ, где акцент будет сделан на целенаправленное обогащение сенсорного опыта.
Одним из ключевых аспектов в этом процессе является организация оптимальной сенсорной среды. Специально подобранные стимулы и упражнения помогают активизировать сенсорные процессы, способствуя формированию устойчивых эталонов. Также важна систематическая работа с родителями и педагогами, направленная на предоставление достаточной поддержки и помощи детям в их развитии.
На практике развитие сенсорных эталонов проявляется через разнообразные активные формы деятельности: манипуляторные игры, предметно-игровые действия, наглядно-действенное мышление и так далее. Это может выражаться в способности ребенка к точному распознаванию и различению сенсорных признаков, таких как цвет, форма, размер, текстура и звук. Между тем, подбор заданий и упражнений должен быть индивидуализирован с учетом уровня интеллектуального развития ребенка, его возможностей и интересов.[11]
Исследования показывают, что влияние на формирование сенсорных эталонов у детей с интеллектуальными нарушениями возможно через интеграцию сенсорных и когнитивных тренингов, подкрепленных эмоционально-положительной мотивацией. При этом педагоги и специалисты должны быть готовы адаптировать методики в зависимости от динамики развития ребенка и изменения его сенсорной чувствительности.
Таким образом, психолого-педагогические исследования развития сенсорных эталонов у детей с интеллектуальными нарушениями представляют собой многогранный процесс, требующий комплексного подхода. Важно сочетание теоретических знаний и практических умений, основанных на использовании передовых методик и учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка. Именно такой подход позволяет обеспечить наилучшие условия для формирования полноценной системы сенсорных эталонов, что в свою очередь способствует общему развитию детей, улучшению их качества жизни и социализации.[13]
Психолого-педагогические исследования, посвященные развитию сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта в возрасте 2-3 лет, представляют собой важное направление в изучении механизмов восприятия и познания окружающего мира детьми с особыми потребностями. Сенсорные эталоны, как специфические представления о свойствах объектов и их связи с сенсорными ощущениями, являются ключевыми компонентами в формировании когнитивных процессов и моделей поведения.
Первоначально стоит отметить, что значительное внимание в отечественной науке этому вопросу уделили такие исследователи, как Л.С. Выготский, который рассматривал психическое развитие ребенка в контексте социокультурного взаимодействия, и В.И. Лубовский, занимавшийся вопросами коррекционной педагогики. Эти ученые внесли весомый вклад в понимание особенностей сенсорного восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями и подчеркивали важность развивающей среды в формировании сенсорных эталонов.
Л. Выготский в своих работах подчеркивал значимость зоны ближайшего развития и социокультурной среды для формирования основных когнитивных навыков, включая сенсорные. Сенсорные процессы у детей с нарушением интеллекта часто страдают из-за недостаточной стимуляции и возможности самостоятельного исследования окружающего мира. Совместные действия со взрослыми и опытными сверстниками способны существенно компенсировать эти недостатки.[16]
Дементьева Н.Ф., одна из последовательниц Выготского, проводила исследования по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста. По её мнению, для полноценного формирования сенсорных эталонов необходимо включение детей в активные виды деятельности, которые требуют сопоставления объектов и их свойств, что особенно важно для детей с задержкой психического развития. Специально организованные игры и упражнения позволяют развивать сенсорные эталоны, задействует такие формы работы как наблюдение, сравнение и моделирование.
Вслед за этими работами, Л.С. Фридман также занимался исследованием психологических особенностей детей с нарушениями развития. Он отмечал, что для улучшения сенсорного восприятия важна постепенность в обучении и предоставлении материала. Слишком сложные задачи или стимулы могут вызвать чувство разочарования и нежелание взаимодействовать с внешним миром. Поэтому ключевым является индивидуальный подход к каждому ребенку, выявление его сильных сторон и работа с учетом присутствующей у него интеллектуальной патологии.[4]
На практике, одной из наиболее эффективных методик является методика сенсорной интеграции, которая предполагает создание условий для полифункционального развития ребенка, включая стимуляцию зрительных, слуховых, осязательных и других сенсорных систем. Данная методика, адаптированная под индивидуальные потребности каждого ребенка, позволяет не только развивать сенсорные эталоны, но и корректировать общие когнитивные процессы.
Психолого-педагогические исследования подчеркивают необходимую роль взаимодействия всех сенсорных систем для полноценного формирования сенсорных эталонов. В работах Т.С. Конниковой отмечается важность использования междисциплинарного подхода, охватывающего как педагогические, так и медицинские аспекты коррекционной работы.
Таким образом, исследование развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта включает в себя комплексный подход, сочетание специфических педагогических методов и индивидуальный учет особенностей каждого ребенка. Ориентированность на практическое применение, создание поддерживающей и стимулирующей среды, взаимодействие со специалистами различных областей позволяет не только развивать сенсорные эталоны, но и существенно улучшать качество жизни детей с интеллектуальными нарушениями.
1.2. Особенности организации взаимодействия с родителями в процессе развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта
Организация взаимодействия с родителями в процессе развития сенсорных эталонов у детей 2-3 лет с нарушением интеллекта представляет собой сложный и многофакторный процесс. Необходимость активного участия родителей в образовательных и коррекционных программах обусловлена не только потребностью в поддержке ребенка в домашних условиях, но и в формировании целостного подхода, который позволяет ребенку лучше адаптироваться и развиваться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белкина, Е. И. Развитие сенсорных эталонов у детей: Монография. — Москва: ВЛАДОС, 2018. — 240 с.
2. Белякова, Л. И. Дошкольная педагогика: сенсорное развитие / Л. И. Белякова. — Москва: Академия, 2021. — 240 с.
3. Воробьева, Е. С. Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Е. С. Воробьева, Н. А. Смирнова. — Санкт-Петербург: Речь, 2020. — 320 с.
4. Гаврилова, Т. В. Сенсорные эталоны у детей раннего возраста / Т. В. Гаврилова. — Воронеж: НПО МОДЭК, 2019. — 192 с.
5. Горбунова, А. В., Козлов, П. Н. Интеллектуальные нарушения у детей: диагностика и коррекция. — Санкт-Петербург: Речь, 2020. — 312 с.
6. Гришаев, Д. А., Микулина, Т. Ю. Сенсорное развитие в раннем возрасте. — Екатеринбург: У-Фактория, 2017. — 228 с.
7. Денисова, Н. Ю. Потенциал сенсорного развития у детей с ЗПР / Н. Ю. Денисова. — Самара: Изд-во «Бахрах-М», 2022. — 176 с.
8. Ерохина, М. С. Взаимодействие с родителями детей с особенностями развития. — Казань: Познание, 2019. — 256 с.
9. Зайцева, А. Р. Сенсорное развитие детей раннего возраста: теория и практика / А. Р. Зайцева. — Пермь: ПГУ, 2023. — 148 с.
10. Захарова, Н. К. Психология детей с интеллектуальными нарушениями. — Москва: Академкнига, 2021. — 290 с.
11. Игнатьева, О. В. Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта. — Омск: Просвещение, 2022. — 280 с.
12. Ковалева, О. П. Роль родителей в развитии сенсорных эталонов у детей / О. П. Ковалева. — Новосибирск: НГУ, 2023. — 210 с.
13. Комаров, Л. Г. Реабилитация детей с особыми образовательными потребностями. — Новосибирск: Наука, 2018. — 310 с.
14. Коровина, М. Н. Нарушения интеллекта у детей: диагностика и коррекция / М. Н. Коровина. — Екатеринбург: Уральский университет, 2020. — 256 с.
15. Мануйлова, Е. В. Сенсорное воспитание в семье / Е. В. Мануйлова. — Нижний Новгород: НижГМА, 2021. — 184 с.
16. Митрофанова, Е. П. Методики развития сенсорных представлений. — Воронеж: Март, 2016. — 220 с.
17. Нестерова, Л. Ф. Проблемы сенсорного воспитания / Л. Ф. Нестерова. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2022. — 198 с.
18. Орлова, С. В., Панин, И. Л. Ранняя помощь семьям детей с отклонениями в развитии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 304 с.
19. Павлова, И. Г. Организация взаимодействия с родителями детей с ОВЗ / И. Г. Павлова, Е. М. Лисина. — Казань: КГПУ, 2023. — 223 с.
20. Панкратов, А. С. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте. — Москва: Просвещение, 2019. — 250 с.
21. Рогова, Т. И. Сенсорное воспитание и развитие детей с особыми потребностями. — Самара: Самарский университет, 2021. — 275 с.
22. Рубцова, Н. А. Сенсорное развитие детей с интеллектуальными нарушениями / Н. А. Рубцова. — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. — 167 с.
23. Савельева, Д. Е. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития / Д. Е. Савельева. — Москва: МГУ, 2021. — 200 с.
24. Сафина, Л. И., Маслова, Е. В. Социальная адаптация детей с интеллектульными нарушениями. — Уфа: Уфимский издательский дом, 2018. — 265 с.
25. Тихомирова, П. В. Сенсорное воспитание детей с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте / П. В. Тихомирова. — Тамбов: ТГУ, 2023. — 178 с.
26. Тихонов, В. А. Методики диагностики сенсорных нарушений. — Хабаровск: Дальний Восток, 2017. — 225 с.
27. Ульянова, И. Д. Сенсорные эталоны и их формирование у младших дошкольников. — Москва: Лабиринт, 2019. — 280 с.
28. Филиппова, С. С. Основы сенсорного воспитания / С. С. Филиппова. — Уфа: БашГУ, 2019. — 196 с.
29. Чеснокова, Н. В. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушением интеллекта. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского университета, 2023. — 290 с.
30. Чистякова, К. В. Сенсорные эталоны: развитие и коррекция / К. В. Чистякова. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2020. — 162 с.