Фрагмент для ознакомления
2
Изучение феномена коммуникации всегда интересовало ученых из самых разных областей наук XX – XXI вв. от философии до социологии, ее практические составляющие разбирали в рамках информатики и кибернетики, а теоретические аспекты – в зоне внимания социальной психологии, лингвистики и культурологии.
Но наиболее подробные исследования относительно развития способности к пониманию других людей в процессе филогенеза и антропогенеза проводились как раз-таки М. Томаселло, тем более что он за основу взял теорию не менее известного психолога - Л. С. Выготского.
Автор книги «Истоки человеческого общения» в начале своей книги упоминал, на чьи идеи опирается и продолжает развивать, говоря о том, что с самого начала исследования строились именно на положениях Выготского о познавательном и культурном развитии человека. Он заимствовал гипотезу, гласящую, что большинство уникальных аспектов высшего познания (или, возможно, они все) так или иначе образуются из социального взаимодействия и его интериоризации индивидами. Л. С. Выготский сумел доказать, что наибольшее значение в этом - у языка, обосновывая это тем, что коммуникативный обмен представляет и есть специфическая форма социального взаимодействия.
Изучая проблематику происхождения особенностей человеческой коммуникации, М. Томаселло вводит несколько новых понятий и объясняет их с точки зрения социологии коммуникаций.
В их число вошли следующие термины:
- «intentional subject» - интенциональный субъект, то есть активный субъект с определенными намерениями;
- «shared intentionality» - так называемая «совместная интенциональность» как заданное направление действий субъекта;
- «cooperation» - кооперация как сотрудничество между людьми;
- «cooperative communication» - собственно сама кооперативная коммуникация;
- «social motivation» - социальная мотивация как специальная направленность одного человека на другого с целью сотрудничества.
Раскрывая каждое из перечисленных понятий, М. Томаселло отмечал, что филогенетические корни понимания другого человека кроются в поведении человекообразных обезьян, исследование действий и инстинктов которых указывают на их способность воспринимать другого сородича как активного субъекта со своими индивидуальными намерениями (так называемая «intentional subject»). Он же заметил, что способность к такому примитивному социальному пониманию возникает у человеческого ребенка в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет.
Обнаруженную им общую с приматами линию М. Томаселло отнес к натуральной системе развития высших психических функций, - как изначально и считал Л. С. Выготский.
Однако М. Томаселло сделал акцент в своих работах на открытии о том, что развитие высших форм социального познания как разрыв в способностях к социальному пониманию между человеком и шимпанзе, возникает еще до того, как ребенок начал говорить и пользоваться родным языком. Ведь только на базе языка жестов возникает способность и желание осуществлять совместную направленность и возникает совместное внимание, - они и являются способами довербального диалога и совместной деятельности ребенка со взрослым. При этом обезьяны не умеют организовываться для совместной деятельности даже если у них есть общая цель.
При этом акцент в происхождении собственно человеческой коммуникации М. Томаселло делает на кооперативной коммуникации – самой бескорыстной из всех видов коммуникации, строящейся на очевидной прагматической ценности для каждого конкретного индивида. Он объясняет этот постулат тем, что как раз способность к кооперации позволила человечеству выжить и способствовала быстрой эволюции вида «homo sapiens».
Как эволюционный антрополог М. Томаселло несколько лет изучал такую способность в ходе эволюции и ее преимущество у homo sapiens по сравнению с другими видами приматов и гоминидов. Поэтому до сих пор автор «Истоков человеческого общения» исследует проблематику того, почему человек-реципиент добровольно готов уступить просьбам коммуниканта о помощи, а коммуникант безвозмездно помогает реципиенту, давая необходимую для этого информацию, а в итоге эти особи, совершающие такие альтруистические поступки, оставляют больше потомства?
Данный вопрос особенно значим в XXI в., когда кооперативная коммуникация часто применяется в эгоистических, нечестных или соревновательных целях и ставит под сомнение тот факт, что кооперативная коммуникация начала формироваться именно на стадии антропогенеза как коммуникация человеческого типа, сильно отличающаяся от коммуникации любых других высших приматов. В то же время М. Томаселло отмечал, что кооперативная коммуникация зародилась только внутри видов деятельности, изначально направленных на сотрудничество и соответствующих совместным целям, а уже гораздо позже другие виды деятельности, не подразумевающие сотрудничества, но направленные на достижение некооперативных целей, вобрали в себя кооперативную коммуникацию.
М. Томаселло не имел доказательств этой идее, но считал ее эволюционной, так как структура совместных намерений, на которых основаны и совместная деятельность, и коммуникативная активность человека, возникли именно эволюционным путем. И уже на него надстраиваются все человеческие навыки речевой коммуникации давая человеку невероятную и неограниченную гибкость, одновременно выступая еще и как мощнейшая форма коммуникации на Земле.
Интересно, что М. Томаселло в своих трудах и лекциях отмечает как новизну в теории Л. С. Выготского в том, что именно Лев Семенович трактовал когнитивные способности людей «силой их мозга» или их конкуренцией между собой и называл это некой «гонкой интеллектуальных вооружений», подразумевая способность обучаться с помощью других людей, созданных ими символов и сотрудничеству внутри коллектива через различные виды деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Ахутина Т. В., Засыпкина К. В. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные/ Теоретические и экспериментальные исследования // Вопросы психолингвистики. – 2022. - № 5. – С.101-108.
Ахутина Т. В. Рецензия на книгу М. Томазелло «Истоки человеческого общения» // Вопросы психолингвистики. – 2021. - № 8. – С.206-207.
Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: РИП-Холдинг, 2022. – 228 с.
Болотова А. К. Социальная коммуникация: учеб. пособ. – М.: Гардарики, 2023. – 400 с.
Браславский Р.Г. Сетевой подход в современном цивилизационном анализе: изменение парадигмы // Петербургская социология сегодня: сборник науч. трудов Социологического института РАН. – Вып. 1. - СПб., 2019. – 198 с.
Валиева И. Р., Котюсов А. И. Способность к слежению за взглядом у детей в возрасте 5, 10 и 15 месяцев // Шаги. – Т. 5. - № 2. – С.18-25.
Вершинская О. Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. – М.: Академия, 2020. – 388 с.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии: учеб. пособ. – СПб.: Союз, 2000. – 320 с.
Выготский Л. С. Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования // Культурно-историческая психология. - 2020. - № 5. - С. 105-111.
Глебкин В. В. Смена парадигм в лингвистической семантике: от изоляционизма к социокультурным моделям. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. – 260 с.
Голуб О. Ю. Односторонний диалог: коммуникация и манипуляция в системе социального управления. – М.: Академический проект «Трикста», 2019. – 188 с.
Груздев А. А. Основания развития социальной коммуникации: методологические подходы // Национальный психологический журнал. – 2021. - № 7. – С.71-74.
Жеббит В. А. Теория коммуникаций: учеб. пособ. – М.: Норма, 2020. – 460 с.
Зарецкий В. К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психолого-педагогической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2023. - № 1. - С. 8-37.
Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – СПб.: Питер, 2023. – 192 с.
Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния: пер. с англ. В. Г. Сергеева. – М.: Логос, 2020. – 308 с.
Кожина, Н. С. Различные подходы к речевому воздействию в рамках американской теории коммуникации // Слово и текст: психолингвистический подход. - 2021. - С. 74-87.
Котюсов А. И., Малых С. Б. Роль совместного внимания в раннем развитии социального познания // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2021. – Т. 14. – № 2. – С.6-21.
Конецкая В. П. Социология коммуникаций: учеб. пособ. – М.: Гнозис, 2020. – 208 с.
Мальковская Т. А. Знак коммуникации: дискурсивные матрицы. – М.: Флинта, 2021. – 244 с.
Назарчук А. В. Теория коммуникации в современной науке: учеб.-справ. пособ. – М.: Академиический проект, 2023. – 192 с.
Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. – М.: Академия, 2023. – 122 с.
Соколова Е. Е., Федорович Е. Ю. Говорить - не значит быть человеком: критический анализ современных исследований языка животных в свете идей Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 3 (23). - С. 8-19.
Томаселло М. Истоки человеческого общения / пер. М. В. Фаликман и др. – М.: Языки славянских культур, 2011. – 328 с.
Фарман И. П. Коммуникативная парадигма в социальном познании: монографич. исслед. – М.: Едиториал, 2020. – 188 с.
Федорович Е. Ю., Соколова Е. Е. Майкл Томаселло и Алексей Николаевич Леонтьев: диалог во времени // Культурно-историческая психология. - 2018. – Т. 14. - № 1. - С. 41–51.
Холмогорова А. Б., Зарецкий В. К. Может ли культурно-историческая концепция Л. С. Выготского помочь лучше понять, что мы делаем как психотерапевты // Культурно-историческая психология. - 2021. - № 9. - С. 108-118.
Холмогорова А. Б. Роль идей Л. С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив. – Культурно-историческая психология, 2020. – В 20-ти т. – Т. 12. - № 5. – С.27-40.