Фрагмент для ознакомления
2
Исследование Г.А. Цукерман отражает специфику понятия способности к обучению в более широком смысле. Он считает, что «способность к обучению есть свойство субъекта педагогической деятельности, который способен самостоятельно выходить за пределы собственной компетенции и искать общие способы действия в новых ситуациях» [5].
В своей работе Г.А. Цукерман описывает ученика начальной школы с недостаточно развитыми навыками обучения следующим образом:
- учащийся с трудом включается в работу;
- тратит много времени на выполнение домашних заданий;
- отвлекается;
- забывает условия задачи, только приступив к ее решению;
- несмотря на нормальный уровень развития интеллекта младшего школьника, его способности к организации деятельности находятся на низком уровне;
- учащийся с трудом усваивает новый материал, с трудом его запоминает, не учитывает важных моментов при его пересказе, требует большого количества тренировочных упражнений [5].
Чтобы устранить подобные проблемы в процессе обучения и дать учащемуся начальных классов самостоятельность, необходимо формировать у ребенка универсальные учебные действия.
Н.Г. Медведева утверждает, что универсальный характер подобных действий заключается в том, что они:
- выражать надсубъектную и метасубъективную природу;
- целостность общекультурного, личностно-познавательного развития и саморазвития личности;
- обеспечение непрерывности этапов образовательного процесса;
- влияние на организацию и регулирование любой деятельности ребенка независимо от ее конкретного предметного содержания;
- Обеспечение этапов усвоения учебного материала и формирования психологических умений младших школьников [9].
УУД состоит из четырех блоков, соответствующих основным задачам федерального образовательного стандарта.
Личностный блок предполагает ценностно-смысловую направленность учащихся начальной школы, т.е. час способность соотносить действия и события с этическими нормами общества, способность определять нравственную составляющую поведения, управлять социальными ролями и межличностными отношениями. Развитие личностного блока у учащихся младших классов предполагает приобретение ими самоопределения, смысловой и морально-этической направленности. Познавательная универсальная учебная деятельность состоит из общеучебных, знаково-символических, информационных и логических действий.
Р.Г. Чуракова поясняет: Коммуникативная универсальная учебная деятельность обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вести диалог; участвовать в совместном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и взрослых.
К коммуникативным действиям относятся: активное сотрудничество, взаимодействие, управление, общение [6].
Нормативная универсальная учебная деятельность помогает учащимся начальных классов организовывать и управлять своей познавательной и учебной деятельностью. Рассмотрим нормативную универсальную образовательную деятельность подробнее, поскольку постепенный переход к самоуправлению и саморегуляции в образовательной деятельности создает основу для профессионального образования и самосовершенствования в будущем.
В методической литературе выделяют несколько функций регуляторного УУД:
- предоставить учащимся начальных классов возможность учиться самостоятельно, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и методы для достижения целей, контролировать процесс и оценивать результаты работы;
- Создание среды для развития и самореализации ребенка, основанной на готовности к непрерывному образованию, педагогической компетентности, толерантности, умении жить в поликультурном обществе, сильной социальной и профессиональной мобильности;
Поддержка успешного приобретения знаний, навыков и умений;
- в формировании мировоззрения и компетенций в различных областях знаний [3].
- нормативная универсальная образовательная деятельность включает в себя несколько видов действий:
- целеполагание – умение ученика средней школы определять цель и задачу на основе известного и изученного материала, а также еще не изученного материала;
- планирование – учащийся среднего класса может определить последовательность промежуточных целей выполнения конкретной задачи и продумать ход действий;
- прогноз – ожидание определенного результата, уровень приобретения знаний и необходимое для этого время;
- контроль – сравнение методов работы и их результатов с определенным стандартом с целью выявления отклонений и отличий от него;
- коррекция – внесение необходимых изменений и дополнений в методы работы, когда стандарт отличается от фактических действий и результатов;
- оценка – определение и понимание ребенком из изученного материала того, что следует усвоить; осознание качества и уровня обучения;
- саморегуляция – мобилизация сил и энергии учеником среднего класса для реализации произвольного усилия и выбора и преодоления препятствия в ходе мотивационного конфликта [1].
Перечисленные стандартные универсальные образовательные мероприятия помогают учащимся начальных классов использовать рациональные подходы к личному самовоспитанию и решению учебных задач. Поскольку объем учебного материала, который приходится усваивать детям, с каждым годом увеличивается, с каждым годом возрастает и важность регулирования общеобразовательной деятельности.
Целеполагание является первым этапом учебной деятельности и поэтому необходимо научить ребенка сознательно принимать и ставить цели, так как развитие умения ставить цели коренным образом меняет ход развития младшего школьника. По мнению А.Г. Асмолова, целеполагание – это создание, выбор, формулирование и понимание целей [2].
Поскольку основной деятельностью младшего школьника является обучение, выделяют следующие показатели развития умения ставить цели:
- количество целей в каждой из функциональных областей;
- тип цели;
- специфика цели;
- период (интервал), в течение которого цель должна быть достигнута.
В зависимости от длины раздела различают краткосрочные цели (их достижение планируется на ближайшее время), долгосрочные цели (их достижение планируется на год и более) и цели с неопределенным сроком действия.
При изучении нового материала и проверке домашнего задания необходимо прививать учащемуся начальных классов осознание личных целей - гибких, перспективных, трудных, но достижимых и соответствующих имеющимся возможностям [6].
Целеполагание, оказывающее большое влияние на формирование личности младшего школьника, выполняет функции надсубъектного и метасубъектного характера.
Помимо целеполагания важно отметить такую важную меру регулирования общеобразовательной деятельности - контроль, под которым часто понимают самоконтроль.
В педагогическом словаре А.М. Новиковым дано следующее определение: самоконтроль – это специальные действия, объектом которых являются собственные состояния и свойства человека как предмета деятельности, общения или самовосприятия. Центральным звеном самоконтроля является управление содержанием собственного сознания, которое субъект считает частью своего «Я» [10].
Т.Е. Демидова рассматривает термин самоконтроль как контроль, относящийся к себе, к личной деятельности, и считает, что это необходимая составляющая деятельности как учителя, так и учащихся начальных классов. Исследователь предлагает трактовать самоконтроль как структурный элемент любой воспитательной работы, включающий в себя способность ребенка проверять правильность или неправильность каждого шага своей деятельности:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010 – 104 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: "Просвещение" 2008 — 151 с.
3. Богоявленская А. В науку идут малыши [Текст] //Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2011 – №1. - С.26-31.
4. Бухаркина М.Ю. разработка учебного проекта. – М.,2003. – 26 с.
5. Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников. // Педагогика. - 2003 - №3. -127 с.
6. Воронцова А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2010 – 303 с.
7. Воронцова А. Б. Проектные задачи в начальной школе// Москва «Просвещение» 2010
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. – М. 2012
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1960 – С. 159
10. Гальперин П.А. К проблеме внимания.// Хрестоматия по психологии/ Под.ред. А.В. Петровского. М.,1987.с.169-174.
11. Господникова М. К. и др. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2010г.
12. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010 223 с.