Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования, выбранная мною тема актуальна, так как Российская Федерация осуществляет свою деятельность через государственные органы. Согласно Конституции Российской Федерации, государственные органы являются одним из каналов осуществления народом своей власти. Государственные органы вырабатывают и реализуют управленческие решения. В России, согласно принципу разделения властей, который официально признан и закреплен в Конституции (ст. 10 Конституции РФ), государственные органы являются носителями законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Система государственной власти в Российской Федерации состоит из ряда государственных органов, которые связаны и взаимодействуют между собой в процессе осуществления государственной власти.
Государственный орган - это гражданин или совокупность граждан, обладающих государственно-властными полномочиями, уполномоченных государством на осуществление своих задач и функций и действующих в установленном им порядке. В России государственная власть осуществляется в соответствии с конституционным принципом разделения властей. В соответствии с этим принципом система государственной власти в Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статья 10 Конституции Российской Федерации). Применительно к федеративному устройству Российской Федерации система состоит из органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти, осуществляющие свои функции на территории субъектов Федерации (например, прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и т.д.), не входят в систему органов государственной власти субъектов Федерации. В отношении этих федеральных органов субъекты Федерации могут иметь определенные полномочия в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Практическая значимость данной темы заключается в том, что от правильного построения государственной власти зависит эффективность государственного управления, социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Таким образом, теоретическая значимость работы заключается в определении основных принципов построения и системы государственной власти в Российской Федерации. Методологической основой работы являются следующие научно-познавательные подходы: системный, функциональный, интерпретационный и формальный.
Теоретическую основу работы составили труды следующих правоведов: И. Матузов, А.В. Малько, Г.В. Назаренко, В.Н. Хропанюк, В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, М.С. Пацаций, В.Е. Чиркин, А.Н. Головистиков, Ю. «О Конституции Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации». Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти», «О системе органов исполнительной власти».
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти в демократических обществах.
Предметом исследования являются теоретико-правовые аспекты государственной власти и принципы ее организации в демократическом обществе.
Цель исследования - проанализировать понятие государственной власти и ее функции.
В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи:
- изучить понятие государственной власти;
- изучить природу государственной власти;
- изучить функции государственной власти;
- проанализировать разделение властей как основополагающий принцип демократического правового государства.
ГЛАВА 1. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие органов государственной власти
Государственный орган - это соединение государственных органов, участвующих в выполнении определенных функций государства и уполномоченных на это.1 Органы государственной власти обладают определенными характеристиками, обусловленными природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через государственные учреждения. Эти органы выражают организационную роль государства в обществе в своей сфере и своими специфическими способами. Ни один орган государственной власти не может иметь обязанности и полномочия, противоречащие функциям государства. Однако, чтобы обеспечить это единство всех органов власти, государство устанавливает для каждого из них строгий порядок организации и функционирования, наделяет их определенными полномочиями.
Таким образом, каждый орган государственной власти отличается от других, но по совокупности своих полномочий представляет собой единую государственную власть. Понятие государственной власти складывается из суммы трех основных признаков: 1. каждый орган государственной власти образуется в порядке, установленном Конституцией, законами и иными правовыми актами, исключающем возможность произвольного сложения органов власти; 2. каждый орган государственной власти образуется в порядке, установленном Конституцией, законами и иными правовыми актами, исключающем возможность произвольного сложения органов власти; 3. каждый орган государственной власти образуется в порядке, установленном Конституцией, законами и иными правовыми актами, исключающем возможность произвольного сложения органов государственной власти .
Так, Конституция Российской Федерации2 устанавливает, что государственную власть на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Федеральное Собрание и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и российские суды. Эти органы государственной власти не могут быть упразднены или изменены без внесения поправок в саму Конституцию Российской Федерации. Однако конституционного упоминания об этих органах государственной власти недостаточно: сама Конституция РФ устанавливает, что порядок образования этих органов должен определяться федеральным законом.
Только Федеральный закон или Федеральная конституция определяют органы судебной власти. Аналогичным образом (через Конституцию, Устав и законы) определяется и порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок образования органов может предусматривать участие более чем одного органа государственной власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются в равной степени Государственной Думой и Федеральным Собранием). Органы государственной власти могут создаваться, изменяться или упраздняться не только законом, но и указом Президента Российской Федерации. Это относится и к органам исполнительной власти (аналогичные положения действуют и в отношении субъектов Российской Федерации) .
Органы государственной власти осуществляют правотворческую деятельность, которая определяет порядок реализации гражданами своих прав и регулирует отношения между гражданами и государством в определенном объеме, на определенном уровне и в определенной сфере. Полномочия органа государственной власти составляют его мандат, границы которого очерчены очень четко, чтобы орган не превышал свои полномочия и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Мандат обычно устанавливается законом, указом, регламентом или другими нормативными правовыми актами одновременно с созданием учреждения.
Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных законом. Разумеется, упомянуты лишь основные формы и методы, поскольку в повседневной деятельности органов власти задействованы многие деловые практики и компромиссные методы принятия решений.
Д.Н. Бахраф определяет общие признаки государственных органов как: 1) организованная группа; 2) автономная часть государственного аппарата; 3) выполняющая государственные функции и реализующая общественные интересы; 4) действующая от имени государства, а также от своего имени; 5) обладающая собственными полномочиями; 6) подотчетная государству за свою деятельность; 7) учрежденная государством; 8) статус, структура и деятельность которой регулируются законом». Автор также относит к ним должностных лиц, возглавляющих единоличные организации (например, администрацию президента), замещающих президента и губернаторов.6 Только в работе А.А. Демина в элементы понятия государственных институтов включается смысл обеспечения руководства государственными институтами посредством государственного принуждения .
Приведенные выше качества государственных институтов Как видно из сказанного, не все государственные учреждения и организации являются государственными институтами. Например, государственные экономические предприятия и государственные образовательные учреждения не являются органами государственной власти, хотя и влияют на реализацию гражданами определенных прав и свобод. Однако эти государственные учреждения являются соответствующими органами, такими как Министерство экономики и Комиссия по высшему образованию, соответственно, которые сами функционируют как органы государственной власти или, точнее, как административные органы
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронный ресурс. URL: http://www.pravo.gov.ru. Дата доступа 11.01.2015.
Специальная литература
2. Банников И. А. Принцип осуществления правосудия только судом: историко-правовой аспект // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. № 2. С. 52–57.
3. Бондарь Н. С., Джагарян А. А. Правосудие: ориентация на Конституцию: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 224 с.
4. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М.: Норма, 2012. - 342 с.
5. Гриценко Е. В. Защита субъективных публичных прав в России: универсальные стандарты доступа к правосудию // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 6. С. 65–77.
6. Демин А.А. Административное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2012. - 356 с.
7. Ермошин Г. Т. Развитие конституционных принципов самостоятельности органов судебной власти и независимости судей на современном этапе судебной реформы // СПС КонсультантПлюс.
8. Жук, Д. А. Конституционные принципы организации и реализации судебной власти в Российской Федерации и их значение для обеспечения стабильности российского общества / Д. А. Жук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61673/
9. Конституционное (государственное) право России / Под ред. проф. М.Б. Смоленского. - М.: Дашков и Ко, АкадемЦентр, 2014. - 416 с.
10. Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие. - М.: Издательство Института проблем риска, 2006. - 238 с.
11. Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. —М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. — 352 с.
12. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. СПС КонсультантПлюс. - 2009.
13. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.