Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение самосознания представляет собой одну из самых значительных тем в психологии, которая активно обсуждается в контексте как отечественных, так и международных исследований. Анализ структуры самосознания и динамики его эволюции вызывает интерес с обеих позиций — теоретической и практической, так как это помогает лучше понять механизмы формирования личности на протяжении онтогенеза.
В рамках нашего исследования центральное место занимает самооценка, которая выступает в качестве ключевого элемента этого процесса. Она служит индикатором уровня развития индивида и объединяет различные аспекты самосознания в целостное понятие. Самооценка является одним из основных условий, определяющих становление индивида как личности, формируя его потребность соответствовать не только окружающим, но и собственным внутренним критериям. Правильно сформированная самооценка не просто представляет собой знание о себе, не сводится к набору характеристик, а формирует устойчивое отношение к собственному «Я», осознаваемому как устойчивый объект.
Самооценка занимает центральное место в процессе произвольной саморегуляции, определяя направление активности личности и её отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Этот сложный феномен включает в себя множество взаимосвязей со всеми аспектами психической жизни личности и выступает в качестве важнейшего элемента в различных формах её деятельности и коммуникации. Основы умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а процесс его развития продолжается на протяжении всей жизни.
Способность сохранять устойчивость личности в изменяющихся условиях и оставаться верным себе всё чаще связывают именно с самооценкой. В современных исследованиях всё более очевидно становится её влияние на поведение и межличностные взаимодействия дошкольников. Дошкольный возраст выбран нами не случайно: это начальный этап самосознания ребёнка, когда он начинает осознавать собственное «Я», свои мотивы и потребности в межличностных отношениях. Важно создать основу для формирования адекватной самооценки именно в это время, что позволит ребёнку реально оценивать свои силы для решения задач, стоящих перед ним, и адекватно ставить перед собой цели.
В библиографической литературе, как отечественной, так и зарубежной, самооценке уделено значительное внимание. Исследуются аспект развития, структуры и функций самооценки в работах таких учёных, как Л.И. Божович, И.С. Кон, Э. Эриксон и других. Закономерности формирования самооценки в детском возрасте анализировались О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, А.В. Захаровой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и другими, однако особенности её проявлений в старшем дошкольном возрасте остаются недостаточно изученными.
Когда ребёнок вступает в дошкольный период, он начинает осознавать своё существование. Развитие истинной самооценки начинается с реалистичных оценок своих умений и результатов деятельности. Тем не менее, в это время дети часто недооценивают качество своих личных характеристик, склонны к самопреувеличению, что в значительной степени обусловлено позитивными отзывами взрослыми.
К концу дошкольного возраста происходит гармонизация эмоциональных и когнитивных компонентов самооценки, что способствует осмыслению отношения к самому себе и позволяет преодолевать влияние внешних оценок на самооценку. Старший дошкольный возраст становится критически важным периодом для становления самооценки, что в дальнейшем будет иметь значительное влияние на личность.
Таким образом, тема нашего исследования звучит как «Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста». Актуальность нашей работы заключается в стремлении исследовать особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте как ключевом этапе в личностном развитии.
Объект нашего исследования — это самосознание как устойчивая система представлений человека о самом себе.
Предметом исследования становится самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создать условия для исследования особенностей формирования структурных звеньев самосознания современных детей старшего дошкольного возраста
Задачи нашего исследования включают:
Проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по вопросам самосознания.
Изучение понятия самооценки в области психологии.
Выявление уровней самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Определение особенностей самооценки у данной возрастной группы.
Методологические основы исследования базируются на следующих положениях:
С.Л. Рубинштейн подчёркивает, что самосознание является частью личности и участвует в процессе её развития.
А.Г. Спиркин указывает на то, что самооценка представляет собой «отношение к себе», которое вместе с «познанием себя» формирует самосознание.
Е.Е. Кравцова заявляет, что в старшем дошкольном возрасте подход к совместимости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятным и служит катализатором одной из основных потребностей личности — потребности в саморазвитии.
Методы исследования будут включать:
Теоретические — анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме.
Эмпирические — использование методик, таких как «Лесенка» В.Г. Шура и «Нарисуй себя» А.М. Прихожан.
Интерпретационно-описательные — количественный и качественный анализ собранных данных.
Практическая значимость нашего исследования в том, что его результаты могут быть полезны психологам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблем самоанализа в психологии
1.1 Изучение самосознания в отечественной и зарубежной психологии
Проблема самооценки занимает важнейшее место в области психологии личности и была рассмотрена в работах множества как отечественных, так и зарубежных экспертов. К числу ключевых авторов можно отнести: Л.И. Божович, Л.В. Бороздину, Л.С. Выготского, А.В. Захарову, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухину, Е.Е.А. Серебрякову, А.Г. Спиркина, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чеснокову и П.М. Якобсона, а также таких зарубежных психологов, как А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс и З. Фрейд.
А.Н. Леонтьев полагает, что самосознание является темой первостепенной важности для понимания психологии личности. Он указывает, что эта проблема остаётся открытой, уходящей от доступного научного анализа. [5]На сегодняшний день не существует общепринятой и четкой интерпретации этого субъективного аспекта. Чаще всего самосознание воспринимается как способность индивида осознавать себя, осваивать свою личность и формировать представление о своём "Я". Эта способность позволяет человеку отражать внешний мир, выделяя себя в нем, самосозерцательно определяя своё взаимодействие с окружением и познавая собственные внутренние переживания.
Крайне важно отметить, как подчёркивал С.Л. Рубинштейн, что самосознание не накладывается на личность, а является его неотъемлемой частью.[18] Оно развивается не изолированно, а вместе с индивидуальностью как реального субъекта и представляет собой осознание себя не просто как сознательного существа, а как уникального индивида. Исторически самосознание возникло позже, чем само сознание, и связано с развитием речи. Разные акты самосознания можно воспринимать как внутренний диалог, предметом которого является самоотражение и формирование представления о собственном "Я".
В центре исследования самосознания лежит различие между двумя его аспектами: "Я" как субъекта и "Я" как объекта самопознания. Это различение было введено У. Джеймсом, который выделил два ключевых компонента в структуре "Я": эмпирическое и "чистое". Эмпирическое "Я" включает в себя всё то, что человек воспринимает как своё: тело, личные вещи, социальные связи и достижения. Джеймс разделил это на три уровня: материальное, социальное и духовное "Я". В то время как "чистое" "Я" связано с осознанием собственного действия и восприятия, что создаёт непрерывность идентичности.[18]
Выявить важность внутренних процессов самосознания сложно, так как они переплетены с практической деятельностью и взаимоотношениями индивида с миром. [24]Однако при нарушении этой связи — например, в условиях изоляции — внутренние процессы могут проявляться более интенсивно (И.С. Кон).[3]
Если сознание направлено на объективные аспекты мира, то самосознание выступает как процесс познания личности, в котором субъект выступает как в качестве наблюдателя, так и наблюдаемого. Самосознание представляет собой динамическую структуру, находящуюся в постоянном движении, что порождает Я-концепцию — набор установок и представлений о самом себе, являющуюся не только результатом самосознания, но и ключевым фактором, влияющим на поведение.
Согласно мнению В.С. Мерлина, самосознание состоит из нескольких компонентов: прежде всего, осознание своей идентичности; затем — понимание своей активности; далее — осознание своих психических свойств и оценка социально-нравственных аспектов. Эти элементы взаимосвязаны и формируются последовательно: например, осознание тождественности может возникнуть у младенца, а понимание "Я" формируется в возрасте трёх лет, когда он начинает осознанно использовать личные местоимения.
Другую концепцию структуры самосознания предлагает В.С. Мухина, выделяя пять ключевых элементов. Первым является имя, которое формирует уникальную идентичность. Второе звено связано с желанием быть признанным, что достигается через поведение. Третьим аспектом оказывается половая идентификация, позволяющая принимать свою принадлежность к определённому полу. Четвёртое звено относится к осознанию своего жизненного пути, а пятое — к социальной сфере, определяющей рамки общения.
Наиболее распространенным является подход, делящий структуру самосознания на когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий аспекты. Когнитивный компонент включает в себя знания о себе, которые формируются через процесс самопознания.
И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самопознания: на первом уровне индивид сопоставляет себя с другими, что включает самовосприятие и самонаблюдение. На этом уровне формируются образы "Я", но они не являются целостными. Второй уровень отличается более глубоким осмыслением себя через аутокоммуникацию, когда человек обобщает свои знания о себе. На этом этапе формируется более целостный-образ "Я", включающий как общие характеристики, так и уникальные черты, которые отличают его от других
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. - Минск, 2004.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. - М., 2005.
6. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. М., 2003
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую психологию. - М., 1988.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998.
9. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.
10. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М., 2008.
11.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. - М., 2001
12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999.
13. Нижегородцев Н.В., Шадрина В.Д. Психологическая готовность ребёнка к школе. – М., 2002
14. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.
15. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - М., 2003.
16. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. - СПб., 2004
17. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
19.Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234.
20. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.
21.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 1999.
22. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб.пособ. - М., 1998.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология : Учеб.пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. - М., 2001.
24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977
25. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1983. - № 8. С. 55 - 61.