Фрагмент для ознакомления
2
Одним из ключевых аспектов функционирования современного общества является предоставление помощи и социальной поддержки тем категориям граждан, которые по различным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. К таким категориям относятся дети, пожилые люди, инвалиды и другие социально уязвимые группы. Исторический опыт человечества свидетельствует, что на протяжении всей истории цивилизации существовали различные механизмы оказания социальной помощи, которые реализовывались как на уровне государственных и общественных институтов, так и на индивидуальном уровне.
В России особое внимание вопросам социальной поддержки населения начало уделяться с начала 1990-х годов XX века, когда страна переживала изменения в политической системе, сопровождающиеся ухудшением социально-экономической ситуации. Этот период был характерен не только экономическим кризисом, но и снижением уровня жизни граждан. В результате, государственные органы начали активнее развивать систему социальной защиты, в рамках которой социальное обслуживание стало неотъемлемой частью государственной политики, призванной смягчить последствия кризиса и обеспечить поддержку наиболее уязвимых категорий населения .
На сегодняшний день социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.
Современный этап развития системы социального обслуживания населения в Российской Федерации характеризуется активной фазой структурирования сети социальных учреждений и адаптацией технологий социального обслуживания к уникальным условиям различных регионов. Это требует не только адаптации существующих подходов, но и разработки новых инструментов для изучения социальной реальности и потребностей людей, находящихся в ситуации социальной уязвимости. В этом контексте важным аспектом является моделирование территориальных социальных служб и механизмов их функционирования, что представляет собой ключевой элемент в процессе формирования комплексной и эффективной системы социального обслуживания .
Социальная услуга представляет собой комплекс действий или отдельное действие в сфере социального обслуживания, направленное на оказание постоянной, временной или одноразовой помощи гражданам с целью улучшения их жизненных условий и создания условий для их самостоятельного удовлетворения основных потребностей.
Социальные услуги предоставляются гражданам не в денежной форме, как, например, пенсии или пособия, а в виде конкретных материальных благ или услуг. Финансирование этих услуг осуществляется за счет государственных бюджетных средств. В некоторых случаях государство устанавливает стандарты для социальных услуг, при этом субъекты Российской Федерации могут расширять перечень и объем этих услуг, вводя дополнительные формы социального обслуживания .
Отличие социальной услуги от других видов услуг заключается в ее направленности на определенные социальные группы, такие как пожилые люди, инвалиды, дети-сироты и другие категории граждан, которые нуждаются в особой помощи. Социальная услуга удовлетворяет специфические потребности этих граждан и финансируется за счет общественных средств, а не за счет личных доходов и средств .
Социальные услуги предоставляются гражданам в различных формах: на дому, в полустационарной или стационарной. Каждый из этих способов организации социального обслуживания направлен на обеспечение наиболее комфортных условий для получателей социальных услуг в зависимости от их нужд и состояния. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются на определенное время суток, что позволяет обеспечить граждан в условиях, требующих временного пребывания в организации. Важно обеспечить таким получателям возможность комфортного перемещения по территории учреждения и доступ к услугам. Это включает в себя обеспечение доступа для людей с ограниченными физическими возможностями, включая инвалидов, а также создание условий для комфортного передвижения и отдыха в помещениях. Организации социального обслуживания обязаны оснащать свои помещения знаками, выполненными шрифтом Брайля, а также предоставлять голосовую и текстовую информацию с использованием жестового языка для лиц с нарушениями слуха.
Социальные услуги в стационарной форме оказываются гражданам, нуждающимся в круглосуточной помощи, в том числе пожилым людям и инвалидам, которые утратили способность к самообслуживанию. Здесь также важно, чтобы условия проживания соответствовали возрасту и состоянию здоровья граждан, включая организацию питания, уход и медицинскую помощь. В случае психических заболеваний, вопросы приема и выписки регулируются специальным законодательством о психиатрической помощи.
Основные направления социального обслуживания включают широкий спектр услуг, таких как предоставление материальной помощи, помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях для тех, кто нуждается в постоянном уходе, а также предоставление временного приюта для детей-сирот, бездомных, жертв насилия и других нуждающихся. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания помогает гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, получить необходимую помощь и поддержку. Также важной частью являются реабилитационные услуги, направленные на восстановление социального положения граждан с ограниченными возможностями и несовершеннолетних правонарушителей.
Таким образом, различные формы и виды социального обслуживания представляют собой основу для обеспечения социальной защиты населения, способствуя улучшению качества жизни граждан, попавших в трудные жизненные обстоятельства. Эти услуги играют важную роль в формировании более справедливого и инклюзивного общества, где каждый человек может рассчитывать на необходимую помощь.
1.2. Роль социальных услуг в современном обществе
Социальные услуги в современном обществе играют ключевую роль в обеспечении социальной стабильности, улучшении качества жизни населения и поддержке уязвимых групп граждан. В условиях динамично меняющихся экономических и социальных реалий, а также демографических процессов, связанных с старением населения и увеличением числа лиц с ограниченными возможностями, значение социальных услуг возрастает. Они становятся основным инструментом социальной политики, направленным на предотвращение социальной изоляции, содействие социальной адаптации, улучшение благосостояния и социальной справедливости .
В Российской Федерации социальные услуги реализуются через систему социальных учреждений, которые обеспечивают поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Важность этих услуг заключается в их многогранности и способности учитывать различные потребности населения: от медицинской помощи и реабилитации до психологической поддержки, социально-бытового обслуживания и правовой помощи. Особое значение социальные услуги приобретают в свете реализации государственной программы социальной защиты, направленной на улучшение материального благосостояния граждан, повышение доступности и качества социальной помощи.
Прежде всего, социальные услуги выполняют функцию социального обслуживания, включая материальную помощь, а также реабилитацию и профилактику социальных проблем. Важнейшей составляющей социальной помощи является обеспечение граждан доступом к базовым жизненным благам: жилью, продуктам питания, медицинскому обслуживанию и социальной защите. Социальные услуги способствуют снижению бедности, улучшению условий жизни малообеспеченных и социально уязвимых граждан, таким образом, играют роль в стабильности социальной структуры общества .
Социальные услуги не ограничиваются лишь материальной поддержкой; они имеют важное значение для улучшения психологического состояния граждан. Психосоциальная помощь способствует преодолению чувства отчуждения и социальной изоляции, помогает гражданам адаптироваться к жизни в социуме.
Не менее важным аспектом является роль социальных услуг в обеспечении равных возможностей для всех граждан. Особенно это касается инвалидов, пожилых людей и других групп, которые сталкиваются с различными барьерами в доступе к социальным благам. Социальные услуги дают этим категориям граждан возможность улучшить качество своей жизни, избежать изоляции и, в случае необходимости, получить профессиональную помощь в реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество.
В современном российском контексте социальные услуги также выполняют роль в поддержке государственной социальной политики, направленной на повышение уровня жизни. Взаимодействие государственных, муниципальных и частных организаций, внедрение инновационных технологий в систему социального обслуживания, а также внедрение новых форм работы с населением, таких как социальное обслуживание на дому и мобильные социальные услуги, становятся важными элементами повышения доступности и эффективности социальных услуг.
Таким образом, роль социальных услуг в современном обществе заключается не только в удовлетворении базовых потребностей граждан, но и в содействии их социальной интеграции и защите прав и интересов.
1.3. Законодательная база в сфере социальных услуг в России
Социальное обслуживание носит комплексный характер и включает различные виды социальных услуг, предназначенных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных важными причинами: болезнью, инвалидностью, старостью, воспитанием детей и пр. В ст. 7 Конституции РФ указано, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается территориальный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» , что является гарантией граждан на поддержку и социальную помощь от государства.
Основу правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который определяет социальное обслуживание как «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам» .
Закон № 442-ФЗ определяет экономико-правовые основы и механизмы реализации социальных мер через систему государственных институтов РФ, регулируя права и обязанности как получателей социальных услуг, так и их поставщиков. В контексте существующих социально-экономических потребностей и на основе принципа гуманизма, система социального обслуживания выполняет несколько ключевых функций, среди которых: помощь и поддержка малоимущих, больных, а также граждан, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, и обеспечение надлежащего уровня потребления для всех социальных групп.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007; 2024. – № 1 (часть I). – Ст. 16.
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»»// Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (часть II). – Ст. 2159; 2023. – № 52. – Ст. 9669.
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 52 (2 ч.). – Ст. 6626. 2012. – № 2. – Ст. 375.
5. Анбрехт Т.А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учебное пособие для СПО/ Т.А. Анбрехт. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт. 2018. 385 с.
6. Андресян А.А. Совершенствование системы социальной защиты населения в Краснодарском крае // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №2. С. 69-74.
7. Баранова А.В. Цифрофизация системы социальной защиты населения Краснодарского края на современном этапе // Научно-практические аспекты развития АПК: Материалы национальной научной конференции, Красноярск, 18 ноября 2022 года. Краснодар: Краснодарский государственный аграрный университет, 2023. С. 399-403.
8. Бистяйкина Д.А. Влияние действующей системы социальной защиты на социальное самочувствие ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц // Казанский педагогический журнал. 2020. № 3. С. 269-274.
9. Гасанова К.К. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / К.К. Гасанова, Р.А. Кубарова. М.: Юнти-Дана, 2017. 328 с.
10. История российских социальных служб. Хронограф / М.В. Фирсов и др. М.: Первая образцовая типография, 2017. 226 c.
11. Карданова И. В. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах РФ (на примере Краснодарского края и Республики Адыгея) // Исследования молодых ученых: материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. С. 33-39.
12. Кожура О.И. Стабильность социального пространства как фактор обеспечения безопасности в Краснодарском крае // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 3, № 4. 52-56.
13. Козлова Е.А. Методика оценки качества и эффективности социальных услуг // Наука и современность. 2018. №21. С. 47-51.
14. Кононова Т.Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы: учебное пособие / Т. Б. Кононова. М.: Юрайт, 2019. 175 с.
15. Ломакина А.А. Актуальные проблемы системы государственного страхования в России // Молодой исследователь Дона. 2022. №3. С. 36-45.
16. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: монография. М.: Дашков и К, 2020. 172 с.
17. Малыхина Н.С. Оценка эффективности системы социального обслуживания населения Краснодарского края // Экономика и управление в условиях современной России: Материалы VI Национальной научно-практической конференции, посвящённой 20-летию факультета управления и 100 -летию Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина, Краснодар, 20 мая 2021 года. Краснодар: ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, 2021. С. 169-174.
18. Муромцев В.М. Актуальные проблемы и тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации // Молодой ученый. 2024. № 45 (440). С. 154-161.
19. Право социального обеспечения России / Тучкова Э.Г. М: Проспект, 2021. 427 с.
20. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2022. № 6. С. 139-152.
21. Самиева Г.Т. Принципы социальной защиты населения // Экономика и социум. 2023. №12. С. 119-124.
22. Сапунова Т. А., Владимирова А. С. Социальное развитие краснодарского края и повышенный уровень жизни в нем // Форум молодых ученых. 2018. №6. С. 22-29.
23. Слепцова Е.В. Сфера услуг, как катализатор экономического развития Краснодарского края // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №11. С. 76-82.
24. Сырчина К. И. Социальная защита в РФ: современное состояние и проблемы // Актуальные проблемы аграрной науки: прикладные и исследовательские аспекты: сборник научных трудов II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Нальчик, 10–11 февраля 2022 года. Нальчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова», 2022. С. 342-346.
25. Терешина, М.В., Ломакина, Г.А. Краснодарский край. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2015. С. 26-31.
26. Ямковая И.Н. Организация деятельности органов социальной защиты населения в Российской Федерации // Роль молодых ученых и исследователей в решении актуальных задач АПК: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и обучающихся, Санкт-Петербург-Пушкин, 26–28 марта 2020 года. Том Часть II. Санкт-Петербург-Пушкин: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2020. С. 398-403.