Фрагмент для ознакомления
2
Российские университеты активно стремятся развивать учебный процесс и внедрять цифровые технологии. Пока мы находимся на очень ранней стадии этого процесса, на уровне пилотных проектов. Но теперь следует подумать о внедрении цифровых технологий и проблемах, которые при этом возникают.
В конце 2017 года Правительство поручило Минобрнауки России подготовить паспорт приоритетного проекта «Цифровая школа». С одной стороны, это шанс сократить цифровой разрыв между богатыми и бедными регионами, богатыми и бедными образовательными учреждениями. Это не значит, что в стране нет цифрового образования. Он начинает развиваться.
При этом нет ни одного учителя, не разбирающегося в цифровых технологиях, который по-прежнему перепечатал бы текст, если его можно взять в электронном виде и немного адаптировать, поправить под себя. Сегодня преподаватели используют цифровые технологии, чтобы упростить свою работу и продуктивно работать в классе без особых усилий. В том числе известные электронные презентации.
В Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года Президент страны разъяснил перспективы развития системы образования: команду, которая очень важна в современном мире, навыки жизни в цифровую эпоху » [1, стр. 11].
В плане развития профессионального образования в российском образовании наблюдается существенное отставание, поскольку финансирование образования осуществляется на недостаточном уровне. Необходимо резкое улучшение этих показателей, так как образовательные учреждения предоставляют студентам базовые профессиональные навыки, и, как следствие, им требуется гораздо более мощная материально-техническая база.
В России более 50% студентов-заочников, и в то же время эта форма обучения финансируется государством гораздо меньше, чем дневная. И говорить о массовом качественном высшем образовании не приходится. А это, в свою очередь, свидетельствует о неспособности нашего населения эффективно использовать последние достижения в области высоких технологий, участвовать в высокотехнологичном производстве, создавать новые знания и т.д.
Основные изменения в образовании связаны с цифровизацией образования, что приведет к глубоким изменениям на рынке труда и, как следствие, появлению новых компетенций, улучшению сотрудничества, повышению ответственности граждан, их способности принимать решения по их собственный. В свою очередь, это повод для дальнейшей реорганизации образовательного процесса, преимущественно с использованием технологий искусственного интеллекта. Вполне вероятно, что в ближайшие годы будут разработаны и внедрены такие системы автоматического перевода текстов и речи с любого языка, которые позволят свободно воспринимать чужую речь. Это означает, что ресурсы электронных библиотек всех университетов мира, а также учебные материалы лучших преподавателей будут доступны всем студентам, а не только тем, кто владеет иностранным языком. Подобные действия приведут к серьезной перестройке учебного процесса, изменению роли учителя, который в будущем не будет объяснять тот или иной материал, но поможет найти расположение этого материала и разобраться в нем. Другими словами, глобализация образования - неизбежное явление.
В процессе цифровизации кардинально меняется сама структура образования и организация образовательного процесса. Эти изменения потребуют как выбора материала для создания курсов и их организации, так и руководства учебного заведения.
Полученная образовательная среда может быть реализована по нескольким алгоритмам, каждый из которых имеет право на существование. Среди наиболее значимых [5, стр. 112]
- использование бесплатных разработок специализированных Интернет-ресурсов;
- использование платных платформ для реализации образовательного контента;
- использование готовых платформенных решений, размещенных в облаке;
- создание гибридных ресурсов на базе нескольких платформ и др.
Сегодня российские университеты в большинстве своем используют двухкомпонентную информационно-образовательную среду. Он сочетает в себе общедоступные ресурсы международных образовательных платформ с содержанием собственных разработок.
При этом наиболее часто используемыми международными платформами являются:
— Coursera;
— edX;
— XuetangX;
— Udacity;
— FutureLearn.
Кроме этого, достаточно много крупных IT-компаний занимаются разработкой собственных платформ, имеющих как прямое и непосредственное отношение к образованию, так и опосредованное, специализированное.
К таким разработчикам можно отнести:
— Facebook, iTunes, eBay, Amazon,
LinkedIn, Airbnb, Tencent;
— «ВКонтакте», «Яндекс», Avito, OZON.
В частности, компания «Яндекс» каждый год запускает глобальный IT-проект, связанный с цифровизацией образования (таблица 1).
Таблица 1. Хронология 1Т-проектов Яндекс
Год
Проект
2010
Курсы информационных технологий
2011
Школа 1Т-менеджеров
2012
Школа разработки интерфейсов
2013
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ
2014
Школа программирования
2015
Школа дизайна
2016
Яндекс-лицей
2017
Яндекс-учебник
2018
Школа анализа данных
При наличии таких проектов легко соскользнуть до отказа от собственных разработок, чего ни в коем случае нельзя делать. Ведущие учебные заведения, подтверждая эти выводы, используют двухкомпонентную информационно-образовательную среду, которая способствует, с одной стороны, развитию собственного ИТ-потенциала, а с другой - предлагать свои разработки рынку образовательного контента.
В качестве примера можно рассмотреть структуру ЦОС НИУ ВШЭ и Финуниверситета (таблица 2).
Таблица 2. Примеры двухкомпонентной структуры ЦОС
НИУ ВШЭ
Финуниверситет
Coursera
Национальная
платформа
МООС
ОРЕИ еdХ
Открытая
онлайн
академия
Информационно-образовательная среда цифрового образования включает:
- технические ресурсы: компьютеры, планшеты, мобильные устройства, сети, видеосистемы, интерактивные экраны;
- образовательные ресурсы: программное обеспечение, электронные образовательные ресурсы, информационно-образовательные порталы, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки, облачные ресурсы, вебинары, телеконференции;
- управление процессами: дистанционное обучение, электронная почта, социальные сети, личный кабинет в облаке, форма обучения [6, стр. 13].
Для успешной цифровизации недостаточно перевести учебные материалы в электронный вид - оцифровку. Использование новых информационных и коммуникационных технологий - лишь начальное условие дальнейшего развития цифровой педагогики, критерием оценки которой будет ее полезность для студентов. Внедренное нововведение, обеспечивающее качественное повышение эффективности процессов в содержании и построении учебных курсов, организационные и структурные изменения в вузах, принесет реальную пользу студентам [7, стр. 21].
Изменения в области технологий обучения и содержания образовательной программы будут взаимозависимыми. По мере того, как происходят эти технологические изменения, возникнут новые важные академические вопросы, которые, в свою очередь, потребуют новых технологических решений.
Образовательные учреждения должны быть заинтересованы не только в продвижении технологических инноваций, таких как создание собственных электронных образовательных ресурсов, но и в развитии своих образовательных программ за счет существующей инфраструктуры.
Технологическая модификация усиливает процесс дифференциации и специализации высшего образования. Цифровизация высшего образования изменит квалификационные требования к преподавательскому составу и остальному персоналу университета и поднимет вопросы об их традиционной роли.
Инновации в цифровом обучении - это не столько технические инновации, сколько изменения в содержании и организации образовательного контента, в структуре и организационных принципах вуза.
Новейшие методы анализа данных откроют новые пути понимания обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341443/)
Паспорт национального проекта «Образование» / УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10) ( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/)
Агеев А.В. Информатизация образования – необходимая составляющая развития информационного общества // Российское образование сегодня: уровневая система, новые стандарты, конкурентоспособность: Материалы межвузовской научно-практической конференции 20 ноября 2012 г. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2012.
Агеев А.В., Бурнашов М.А., Пушкарев А.Е. Компьютерные технологии в науке, экономике и образовании. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2020.
Агеев А.В., Матвеев В.В., Симонов С.В. Информационные системы в муниципальном управлении // Вестник ОрелГИЭТ. 2018. № 3 (45). С. 42-46.
Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвилли – Минск: Современное слово, 2019. – 214 с.
Артюхин В. В. Реальность 2.0b. Современная история информационного общества. М., 2021. 432 с.
Асмолов А. Г. Сложный человек как вызов педагогике возможностей // Поволжский педагогический поиск. 2018. № 1. С. 13−19.
Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник / Е.В. Бережнова – М.: Просвещение, 2021. – 98 с.
Борытко, Н.М. Теория обучения / Н.М. Борытко – Волгоград: ВГПУ, 2022. – 326 с.
ВодопьяноваЮ. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе: на материале естественнонаучных дисциплин: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2022. 23 с.
Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин – Екатеринбург: ЕГПУ, 2021. – 198 с.
Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. 2020. № 3. С. 134-139.
Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д. И. Губаревич – Минск: Современное слово, 2021. – 144 с.
Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.И. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. - 2021. - №4 - 16-17 с.
Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие / А.Н. Джуринский – М.: Дрофа, 2023. – 226 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя – Ро-стов н/Д: Феникс, 2022. – 480 с.
Каспржак А. Г. Школа возможностей и возможности школы // Вопросы образования. 2023. № 3. С. 5−25.
Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие / С.С. кашлев – Минск: ТетраСистемс, 2023. – 224 с.
Кулинич Г. С. Географические игры в обучении и воспитании школьников: метод.пособие / Г. С. Кулинич, В. В. Николина. Г.: ГОООПО, 2023. 84 с.
Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обу-чения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. - №112 – 12-14 с.
Николина В. В. Интерактивные педагогические технологии в подготовке учителя как способ развития его профессиональной компетентности / ROSSICA OLOMUCENSIA XLVI-II,23 С. 241-244.
Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. М.: Изд. Центр «Академия», 2022. 176 с.
Поляков, С.Д. В поисках педагогической инновации. / С.Д. Поляков – М.: Дрофа, 2022. – 216 с.
Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норинт, 2024.