Фрагмент для ознакомления
2
Создание благоприятного регулятивного пространства в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обеспечивает оптимальные условия для ведения бизнеса: снижается налоговое бремя при импорте-экспорте, упрощается процедура без пошлинных закупок иностранной продукции и экспорта готовых изделий. Это способствует стимуляции роста производства у компаний и предпринимателей, а также улучшает качество выпускаемой продукции.
В России внедрена таможенная система в соответствии с Евразийским кодексом, что обеспечивает беспрепятственное взаимодействие стран-участниц (Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения). Благодаря этому сокращаются сроки прохождения грузов через границы и отменяется необходимость уплаты таможенных сборов и НДС.
В настоящее время в России действует единообразная система таможенного регулирования на основе законодательных актов ЕАЭС. С 2018 года ключевым нормативным документом является Федеральный закон №289, направленный на повышение безопасности транзакций и охватывающий восемь основных разделов по импорту-экспорту различных товаров. Закон устанавливает четкие рамки внешнеэкономической деятельности внутри союза.
Таможенное регулирование включает как тарифные, так и нетарифные механизмы защиты рынка ЕАЭС: отсечение низкокачественных товаров, борьба с демпингом и браком. В совокупности с предоставлением льгот и преференций эти меры способствуют развитию малого и среднего бизнеса как внутри союза, так и на международной арене.
Тарифное регулирование в ЕАЭС: ключевые аспекты
Основной рычаг таможенного воздействия — это законодательно установленные тарифные ставки, которые варьируются как по видам импортируемых товаров, так и исходя из страны происхождения. Такой подход обеспечивает дифференцированную защиту отечественного производства:
Финансовое пополнение бюджета: Тарифы на ввоз способствуют увеличению поступлений в государственный бюджет.
Защита внутреннего рынка: Высокие пошлины для товаров из развитых стран создают барьеры перед иностранными производителями, обеспечивая преимущества отечественным компаниям.
Промышленная политика: Увеличение ввозных тарифов на конкретные виды продукции стимулирует развитие внутреннего производства за счет снижения конкурентоспособности импорта.
Ключевые факторы: вид и характеристики товаров; страна происхождения; таможенная стоимость;
Нетарифное регулирование в контексте ЕАЭСВ дополнение к тарифам, нетарифные методы играют значительную роль:
Ограничения экспорта: Регуляции на вывоз сырья и материалов для переработки способствуют развитию внутренней промышленности.
Защита от некачественной продукции: Нетарифные барьеры обеспечивают контроль качества импортируемых товаров, предотвращая попадание на рынок несоответствующих стандартам изделий.
Противодействие демпингу: Создание равных условий для конкуренции между местными и иностранными производителями путем регулирования ценовых практик.
Эти меры направлены на поддержание сбалансированного развития экономики ЕАЭС, стимуляцию внутреннего производства и обеспечение высокого уровня защиты потребителей.
Рестриктивные меры в рамках внешнеторговой политики. Это включает:
1. Квотировку, которая определяет пределы для импорта-экспорта товаров по объему и стоимости через установление квот тарифного, глобального или сезонного характера.
2. Лицензирование — инструмент временных ограничений на ввоз/вывоз с определением прав отдельных участников торговых операций; специальным контролем за опасными грузами и выполнением международных обязательств.
Используемые исключительно государственными структурами, данные методы обеспечивают строгий контроль без возможности частного вмешательства.
В сфере ВЭД активно применяются целевые меры таможенной политики. Эти инструменты обладают гибкостью и направлены на оперативное решение возникающих проблем: антидемпинговые пошлины для защиты от недобросовестного демпинга зарубежных конкурентов; компенсационные пошлины — в ответ на резкие колебания импорта; пошлины специального назначения
Таким образом, комплексное таможенное регулирование выполняет ряд ключевых задач:
1. Формирует бюджет страны за счет сборов.
2. Защищает внутренний рынок и отечественных производителей от недоброкачественной продукции
3. Обеспечивает баланс между спросом и предложением, а также адаптивное реагирование на экономические изменения в глобальной торговле.
1.2. Определение, характеристика и разновидности свободных экономических зон
Особые экономические зоны представляют собой территории с льготным режимом для ведения бизнеса. Привилегии таких зон позволяют сократить затраты на запуск производства примерно на одну треть, что способствует более быстрой окупаемости инвестиционных проектов и увеличению прибыли для их владельцев.
Мировые государства используют особые экономические зоны для развития ключевых секторов экономики, улучшения транспортной инфраструктуры, внедрения инновационных технологий, снижения зависимости от импорта, создания благоприятных условий для регионального развития и повышения уровня жизни граждан.
В России свободные экономические зоны начали формироваться в начале 1990-х годов, однако из-за кризиса им не хватало финансирования и перспективного развития. С 1992 года ОЭЗ обрели федеральный статус и стали внутренним аналогом оффшоров.
Количество СЭЗ увеличивалось до середины 2000-х, но часто использовались для финансовых манипуляций из-за отсутствия единых правил. С 2005 года, после принятия федерального закона № 116-ФЗ о СЭЗ, была упорядочена их работа, определены требования к резидентам и перечислены льготы. За 18 лет закон подвергся 27 изменениям, но основные принципы остались прежними.
Создание и функционирование особых экономических зон в России основано на конкурсном отборе, в процессе которого оцениваются экономико-географические преимущества региона, сроки окупаемости, рентабельность и возможности поддержки резидентов. Заявленные территории должны располагаться в рамках одного региона и могут включать земли различного назначения, за исключением добычи полезных ископаемых и производства подакцизных товаров.
На официальном сайте Министерства экономического развития России указано, что на территории РФ функционирует 50 особых экономических зон (ОЭЗ). Однако существует вероятность, что эта информация устарела, поскольку другие источники упоминают о 56 зонах. Согласно данным Федеральной налоговой службы, с 1 июля на новых регионах РФ (Луганская и Донецкая народные республики, Запорожская и Херсонская области) была учреждена свободная экономическая зона, управляемая Минстрой России и управляющей компанией ППК «Фонд развития территорий».
По действующему законодательству в России выделяются четыре типа ОЭЗ:
ОЭЗ производственно-промышленного направления, ориентированные на производство и реализацию продукции. На 1 июля 2023 года зарегистрировано 31 такая зона с 367 резидентами.
ОЭЗ технико-внедренческого типа, целью которых является внедрение инноваций в научно-техническую продукцию. Их количество на начало второго полугодия 2023 года составило 7, с 516 компаниями-резидентами.
ОЭЗ туристско-рекреационного типа, направленные на развитие туристической и курортной сферы, на данный момент насчитывают 111 резидентов из 10 зон.
Портовые ОЭЗ, способствующие развитию судостроительного сектора и новых логистических цепочек, с 51 организацией-резидентом в 2 таких зонах.
Основная цель создания таких зон — развитие экономики, включая обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли, а также транспортную и портовую инфраструктуры, и создание новых видов продукции.
1.3. Экономические преимущества специальных экономических зон
Основными преимуществами особых экономических зон (ОЭЗ) выступают:
1. Ускоренный рост и технологическое обновление национальной экономики, что достигается благодаря: интенсивному внедрению передовых идей, тight-интеграции с высокотехнологичными мировыми рынками
2. Многофункциональная роль как единых территориальных комплексов или специализированных площадок для производства и разработки инновационных товаров.
3. Оптимизация условий для промышленников: привлекательные налоговые преференции, специальные режимы валютного контроля, упрощение таможенных процедур, фффективное административное управление
4. Магнитный эффект для иностранных инвестиций, обеспечивающий: значительное увеличение прибыли (до 35%), сокращение сроков окупаемости вложений
5. Региональный экономический подъем: развитие инфраструктуры, расширение производственных мощностей, увеличение бюджетных доходов для местного самоуправления
Таким образом, особые экономические зоны служат мощным катализатором для модернизации промышленной базы страны, но их эффективность напрямую связана с качеством управления и стратегическим планированием.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2.Акинфеева, Е.В. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа и моногород: отраслевая направленность // Региональная экономика: теория и практика. - 2023. -№ 10. - С. 1814–1842.
3.Акишина, Д.А. Практика развития особых экономических зон на примере ОЭЗ ППТ «Тольятти» // Экономика. Бизнес. Банки. — 2023. — № 7(57). — С. 50–64.
4.Антонова, О.В. Особая экономическая зона «Третий полюс» в Курской области: прогнозы и перспективы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2023. — № 4(101). — С. 117–126.
5.Белоусова, С.Н. Оценка влияния особых экономических зон промышленно- производственного типа на социально-экономическое развитие регионов // Национальная безопасность. - 2023. - № 4. - С. 61–72.
6.Григорьев, Л.М. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации: монография. – М.: ТЕИС, 2021. - 347 с.
7.Кабиров, Р.Ф. Концепция развития Республики Башкортостан в контексте производства крепежных импортозамещающих изделий в открытой экономической зоне промышленно-производственного типа «Алга» // Экономика и предпринимательство. — 2024. — № 2(163). — С. 488–496.
8.Надточий, Ю.Б. Влияние деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на социально-экономические процессы региона // Вестник университета. — 2023. — № 11. — С. 101–114.
9.Неучева, М.Ю. Особенности развития особой экономической зоны в Республике Башкортостан // Экономика и управление: научно- практический журнал. — 2023. — № 6(162). — С. 72–76.
10.Марченков, И.С. Особые экономические зоны промышленно-производственного типа // Самоуправление. — 2023. — № 2. — С. 804–807.
11.Репушевская, О.А. Факторы устойчивости региональных экономических систем // Russian Journal of Management. - 2023. - № 1. - С. 28-37.
12. Репушевская, О.А. Характеристика региональных экономических систем и ее индикаторов/ //Вопросы региональной экономики. - 2023. - № 2 (55). - С. 112-117.
13.Рубцова, Л.Н. Маркетинговые стратегии особых экономических зон в современный период // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 11-3. — С. 456–460.
14.Сазыкина, М.Ю. Особая экономическая зона как драйвер производительности труда в регионе // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2024. — № 4(166). — С. 42–47.
15.Филатов, Ю.Н. Воздействие особых экономических зон на развитие региональных социально-экономических процессов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. — 2023. — № 2(65). — С. 51–55.
16.Отчёт о работе ОЭЗ за 2024 год. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_opublikovalo_otchyot_o_rabote_oez_za_2022_god.html?ysclid=lnvm3ebbcc48195295