Фрагмент для ознакомления
2
Политическая манипуляция и пропаганда являются неотъемлемыми атрибутами современной политической жизни, оказывая значительное влияние на формирование общественного мнения и поведение граждан.
Несмотря на то, что данные феномены активно изучаются в научной литературе, до сих пор не существует единого общепринятого определения этих понятий.
Согласно определению Э. Шострома, политическая манипуляция представляет собой «искусство влиять на людей, используя их слабости, чтобы заставить их действовать в желаемом для манипулятора направлении» .
Иными словами, политическая манипуляция подразумевает скрытое воздействие на сознание и поведение людей с целью достижения определенных политических целей.
При этом манипулятор стремится скрыть свои истинные намерения и методы воздействия, создавая у объекта манипуляции иллюзию свободного выбора .
Г.Д. Лассуэлл, один из основоположников теории пропаганды, определяет ее как «управление коллективными установками с помощью символов (речь, музыка, церемонии и т.д.)» .
В свою очередь, А.Г. Дугин рассматривает пропаганду как «целенаправленное распространение политических, экономических, военных, религиозных и иных идей, концепций, взглядов, установок, направленных на формирование определенного отношения к действительности» .
Таким образом, политическая пропаганда представляет собой открытое, массовое распространение определенных идей и ценностей с целью убеждения и мобилизации людей в нужном для пропагандиста направлении.
Несмотря на различия в определениях, ключевым объединяющим признаком политической манипуляции и пропаганды является их направленность на воздействие на массовое сознание и поведение для достижения политических целей.
При этом манипуляция предполагает скрытое, завуалированное воздействие, в то время как пропаганда носит открытый, явный характер .
Политическая манипуляция и пропаганда реализуются посредством использования широкого спектра психологических приемов и технологий:
- апелляция к эмоциям, стереотипам и предрассудкам;
- создание образа врага;
- использование логических ошибок;
- дезинформация, селекция и искажение информации;
- навязывание ложных ценностей и установок и др.
Перечисленные выше методы воздействия основаны на глубоком понимании психологических механизмов, управляющих поведением людей, и направлены на манипулирование их сознанием и поведением в нужном для политических акторов направлении.
Таким образом, политическая манипуляция и пропаганда представляют собой сложные социально-психологические феномены, связанные с целенаправленным воздействием на массовое сознание и поведение граждан с помощью разнообразных психологических приемов и технологий.
Политическая манипуляция и пропаганда основываются на глубоком понимании психологических механизмов, управляющих поведением людей. Манипуляторы и пропагандисты используют широкий арсенал психологических приемов, направленных на воздействие на индивидуальное и массовое сознание.
Одним из ключевых механизмов политической манипуляции является апелляция к эмоциям .
Политические акторы стремятся вызвать у людей определенные эмоциональные реакции – страх, ненависть, гнев, патриотизм, которые затем используются для мобилизации их в нужном направлении.
Например, создание образа «внешнего врага» провоцирует у граждан чувство тревоги и агрессии, что позволяет оправдывать жесткие политические меры .
Другим распространенным приемом является апелляция к стереотипам и предрассудкам .
Манипуляторы и пропагандисты активно эксплуатируют устойчивые убеждения и установки людей, связанные с этническими, религиозными, социальными и другими различиями, позволяя им формировать негативные образы «чужих» групп и противопоставлять их «своим», тем самым усиливая групповую идентификацию и лояльность.
Не менее важную роль играет использование логических ошибок и искажений. Политические акторы часто прибегают к таким приемам, как упрощение сложных проблем, поляризация суждений, ложные аналогии, игнорирование контекста и альтернативных точек зрения , что позволяет им создавать привлекательные, но упрощенные картины политической реальности, которые легко усваиваются людьми.
Еще одним мощным инструментом манипуляции является селекция и дозирование информации . Манипуляторы и пропагандисты контролируют поток информации, акцентируя внимание на одних фактах и замалчивая другие, тем самым формируя у людей искаженное представление о происходящих событиях.
Политические акторы активно используют технологии создания и распространения фейковой информации, так называемых «фейков» .
Умелое сочетание правдоподобных и ложных сведений позволяет им вводить людей в заблуждение и навязывать им желаемые интерпретации событий.
Важную роль в политической манипуляции и пропаганде играют также приемы, основанные на психологии групп и массового поведения. Манипуляторы и пропагандисты активно используют механизмы социальной идентификации, конформизма, подражания, заражения, а также эффекты «спирали молчания» и «эхо-камеры» для усиления влияния на массовое сознание .
Таким образом, политическая манипуляция и пропаганда опираются на глубокое понимание психологических механизмов, управляющих поведением людей. Используя разнообразные приемы воздействия на эмоции, стереотипы, логическое мышление, информационные потоки и групповую динамику, манипуляторы и пропагандисты стремятся сформировать у граждан желаемые политические установки и мобилизовать их в интересах политических элит.
Эффективность применения данных психологических механизмов и технологий во многом объясняется тем, что они апеллируют к глубинным, часто бессознательным, аспектам человеческой психики, что затрудняет их распознавание и критическое осмысление, делая политическую манипуляцию и пропаганду мощным инструментом воздействия на массовое сознание и поведение, представляющим серьезную угрозу для демократических ценностей и принципов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аргун, Л. Л. Пропаганда как инструмент влияния на политическое поведение в теории Г.Д. Лассуэлла / Л. Л. Аргун // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 2. – С. 333-338.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. – М.: Аспект Пресс, 2020. – 176 с.
3. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 317 с.
4. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2005. – № 1. – С. 29-54.
5. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М.: Арктогея-центр, 1999. – 928 с.
6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2015. – 864 с.
7. Кихтан, В. В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации / В. В. Кихтан // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – Т. 2, № 2. – С. 221-227.
8. Лассуэлл Г.Д. Техника пропаганды в мировой войне. – М.: Государственное издательство, 1929. – 192 с.
9. Малинкина, А. М. Политическое манипулирование в процессе коммуникации общества / А. М. Малинкина, Я. П. Мищенко // In Situ. – 2022. – № 10. – С. 175-177.
10. Малько, А. В. Политико-правовое манипулирование как психологический феномен и научная категория / А. В. Малько, В. В. Субочев // Психология и право. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 163-180.
11. Мельникова, Т. С. Пропаганда как технология политического манипулирования / Т. С. Мельникова // Власть. – 2010. – № 8. – С. 47-51.
12. Моисеева А.В. К вопросу о речевом манипулировании // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №1-1. – С. 456-478.
13. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М.: УРСС, 2018. – 240 с.
14. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. – М.: Рефл-бук, 2001. – 352 с.
15. Субочев В. В. Политико-правовое манипулирование как основа управления обществом в эпоху постправды // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. –2019. – №34. – С 23-67.
16. Фэркло Н. Анализ дискурса. Критическое исследование языка. – М.: Либроком, 2013. – 256 с.
17. Шавардова Е.Ю. Принципы и особенности современного манипулирования в политике // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2021. – №1. – С 11-45.
18. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. – М.: Апрель Пресс, 2004. – 192 с.
19. Arendt H. The Origins of Totalitarianism. – New York: Harcourt, Brace & World, 1966. – 478 p.
20. Ellul J. Propaganda: The Formation of Men's Attitudes. – New York: Vintage Books, 1973. – 320 p.
21. Gelpey, E. A. Social psychology and political manipulation: how modern technologies influence public opinion / E. A. Gelpey, A. E. Labutina // P. 267-270.
22. Jowett G.S., O'Donnell V. Propaganda and Persuasion. – Thousand Oaks: SAGE Publications, 2019. – 432 p.
23. Lasswell H.D. The Theory of Political Propaganda // The American Political Science Review. – 1927. – Vol. 21, No. 3. – Р. 627-631.
24. Pratkanis A., Aronson E. Age of Propaganda: The Everyday Use and Abuse of Persuasion. – New York: W.H. Freeman, 2001. – 416 p.
25. Severin W.J., Tankard J.W. Communication Theories: Origins, Methods, and Uses in the Mass Media. – New York: Longman, 2010. – 352 p.
26. Stieglitz S., Dang-Xuan L. Social media and political communication: a social media analytics framework // Social Network Analysis and Mining. – 2013. – Vol. 3, No. 4. – P. 1277-1291.
27. Tsygankov A.P. Russia's Foreign Policy: Change and Continuity in National Identity. – Lanham: Rowman & Littlefield, 2016. – 304 p.
28. Westen D. The Political Brain: The Role of Emotion in Deciding the Fate of the Nation. – New York: PublicAffairs, 2007. – 464 p.
29. Wodak R., Meyer M. Methods of Critical Discourse Analysis. – London: SAGE Publications, 2016. – 288 p.
30. Zaller J. The Nature and Origins of Mass Opinion. – Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – 336 p.