Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В подростковом возрасте происходит становление его самосознания, что непосредственно влияет на самоотношение. Ранее выработанная система оценочных суждений в свой адрес, сложившееся отношение к собственному «Я» у подростков подвергается влиянию оценочных суждений сверстников. Противоречия, создающиеся в оценивании себя и «других», интересах, ценностях имеют свое проявление в поведении, которое отражает наличие той или иной личностно значимой проблемы.
Особенности самоотношения определяют своеобразие внутреннего мира личности, целый комплекс психических свойств, которые реализуются определенным стилем поведения. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций. Позитивное самоотношение связано с самоуважением, уверенностью в себе, чувством превосходства и принятием себя, а поведенческие проявления описываются как независимая и уверенная манера держаться. Поскольку позитивное самоотношение отражает уверенность индивида в своих силах и ожидание успеха, то оно связывается с уровнем благополучия индивида.
Особенности развития личности в подростковом периоде во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, самоотношение является ведущим фактором психологического здоровья детей подросткового возраста [6].
Особенности самоотношения в подростковом возрасте рассмотрены трудах Л.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, Т В. Драгуновой, И.И. Чесноковой, Д.Б. Эльконина, B.C. Столина, Д.И. Фельдштейна и других. Однако проблема изучения самоотношения подростков как фактора субъективного благополучия и их психологической безопасности исследована недостаточно.
Цель исследования – изучение самоотношения подростков как фактора субъективного благополучия и их психологической безопасности.
Объект исследования – самоотношение подростков.
Предмет исследования – самоотношение подростков как фактора субъективного благополучия и их психологической безопасности.
Гипотеза исследования: предполагается, что показатели самоотношения подростков связаны с уровнем их субъективного благополучия и психологической безопасности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты исследования самоотношения подростков как фактора субъективного благополучия и их психологической безопасности.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование самоотношения подростков как фактора субъективного благополучия и их психологической безопасности.
3. Выявить взаимосвязи особенностей самоотношения подростков с их уровнем субъективного благополучия и психологической безопасности.
Методы исследования:
- теоретические методы – анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические методы – опрос, тестирование;
- методы обработки результатов – количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ФАКТОРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Характеристика самоотношения. Особенности самоотношения подростков
На протяжении последних десятилетий проблема самоотношения является одной из интенсивно разрабатываемых как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Однако на современном этапе развития науки однозначного понимания категории самоотношения нет. В обобщенном понимании самоотношение выражается в особенностях отношения личности к себе и собственному «Я». Как отмечает А.М. Колышко, в современной психологической литературе можно выделить четыре основных подхода к пониманию сущности самоотношения [14].
В рамках первого подхода самоотношение рассматривается через установку или эмоциональный компонент установки. Многие исследователи, описывая самоотношение, оперируют понятием самооценки как аффективной составляющей Я-концепции. Р. Бернс выбрал более широкое и целостное описание, указывая, что Я-концепция является совокупностью установок на себя, в то время как самооценка – это аффективная составляющая представлений о себе. Описывая структуру Я-концепции, он выделил три ее основные составляющие:
1) когнитивная часть, которая содержит в себе представления индивида о себе;
2) эмоциональная часть как аффективная оценка представлений о себе индивидом, то есть его самооценка;
3) поведенческая часть, которая содержит представления о конкретных действиях, возможные реакции и способы поведения, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [3].
Во втором подходе самоотношение рассматривается в качестве черты личности, устойчивость которой сохраняется благодаря потребности человека сохранить определенное отношение к себе для комфортного существования. Самоотношение в данном случае воспринимается как некоторое образование, способствующее сохранять положительное или отрицательное отношение индивида к самому себе [24].
Такие отечественные авторы как А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев описывают самоотношение как образование, которое отражает уровень осознанности и принятия себя в эмоционально-ценностном плане [17].
В рамках третьего подхода самоотношение выступает аффективным компонентом самосознания и эмоциональным отношением индивида к представлениям о себе. В наибольшей мере данный подход отражен в отечественной психологии, в частности, в работах И.И. Чесноковой, которая указывала, что под самоотношением стоит понимать определенный вид эмоциональных переживаний различного уровня осознанности, отражающих отношение индивида ко всем представлениям о себе. При этом эмоциональный компонент и переживание является основой для существования и функционирования самоотношения личности [23].
В работах С.Р. Пантилеева помимо эмоционального компонента учитывается еще и смысловой компонент сознания, он указывал, что самоотношение является эмоционально-оценочной подсистемой самосознания личности, выражением смысла «Я» для субъекта [18].
В рамках четвертого подхода исследователи рассматривают самоотношение как один из компонентов эмоционального отношения к своему «Я», а не отдельное целостное образование. Так, например, в работах В.В. Столина указывается, что самоотношение является эмоционально-оценочной подсистемой самосознания личности, выражением смысла «Я» для субъекта. Также данная категория отражает оценку собственной личности по отношению к мотивам, выражающим потребность в самореализации [21].
В.В. Столин определяет, что в основе самоотношения лежит процесс, в ходе которого собственное "я", черты и качества оцениваются человеком по отношению к собственным мотивам, выражающим потребность в самореализации. Самоотношение состоит из более общих аспектов, в его структуру входят эмоциональные компоненты, такие как: самооценка, аутосимпатия, эмоциональное пространство, в котором осуществляются действия-отношения.
Наиболее общее формирование структуры осуществляется по трем эмоциональным осям, недифференцированное общее чувство "за" или "против" самого себя представляет собой сумму всех положительных и отрицательных компонентов, поскольку определенное чувство самоотношения имеет измерение, включающее оси симпатии, уважения и близости. Отношение к самому себе определяется через внутренний диалог между "Я" и "не я", похожими и отличными от самого субъекта. Учет этих аспектов внутреннего диалога позволяет нам выделить уровень самовосприятия [21].
Также В.В. Столин выделил несколько способов формирования самоотношения, первый способ через прямое или косвенное внушение родителями самоотношения, второй способ формирования через выполнение каких-либо действий, формирование уровня притязаний. Отношение к самому себе может быть позитивным, негативным или конфликтным [21].
В подростковый период происходит перестройка всех процессов самосознания. Главной потребностью человека становится потребность в самопознании и самоотношении.
Самопознание начинается с интереса к качествам других и соотнесения их со своими собственными качествами. Подростки начинают активно взаимодействовать друг с другом. Сначала внимание уделяется только внешним признакам, затем оценивается поведение, его соответствие стандартам и, наконец, личностные характеристики. Постепенно формируются собственные критерии оценки и самооценки, опоры на мнение окружающих становится все меньше и меньше, у подростков появляется способность к рефлексии.
Процесс формирования самооценки протекает крайне неравномерно, самооценки противоречивы, подростки бросаются из одной крайности в другую, что сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. В самооценке за отправную точку берется своего рода представление о поведении взрослых. Поэтому они часто подражают поведению взрослых, которые важны для них, выбирая для этого неодобрительные формы поведения, такие как курение, употребление алкоголя или наркотиков [5].
Новый уровень самосознания формируется под влиянием следующих объективных факторов: биологических причин (половое созревание), психологических предпосылок (усложнение форм абстрактно-логического мышления, дифференциация и утончение эмоциональной сферы, расширение сферы волевой деятельности и др.), социальных условий жизни подростка, новых требований к его поведению и деятельности в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками [4].
Различая две фазы подросткового возраста, Л. И. Божович отмечает, что в период 12-15 лет происходит изменение и перестройка прежнего отношения ребенка к миру и к самому себе - в течение 15-17 лет развиваются процессы самоопределения, приводящие к жизненной позиции, с которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь [4].
Сравнительные возрастные исследования подтверждают, что подростковый возраст сопровождается изменениями в самооценке, самоотношении, самооценках. В этот возрастной период самопознание происходит в тесной связи со знанием другого человека.
Младших подростков (11-12 лет) характеризует общее положительное отношение к себе (принятие себя); собственные неудачи и негативные оценки окружающих воспринимаются в основном как временные и ситуативные. В 11-12 лет обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения, даже невозможности оценить себя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. – 2020. – № 2. – С. 184 – 190.
2. Белоногова Е.А. Феномен психологического благополучия как предмет психологических исследований. В сборнике: Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики: психологическая и методическая поддержка субъектов образования в современных реалиях. Материалы научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского в рамках XXIV международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2023. – С. 9-11.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: монография: пер.с англ. // Общая ред. и вступит. сл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
5. Бороздина Л.В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: ООО «Проект - Ф», 2001. – 204 с.
6. Генчу С.М. Особенности формирования самосознания личности старшеклассника // Территория науки. – 2022. – № 3. – С. 54-58.
7. Грачев Г.В. Информационно–психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: РАГС, 1998. – 120 с.
8. Журавлев А.Л. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисциплинарным исследованиям (вместо предисловия) / А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрин // Проблемы психологической безопасности: сборник научных статей. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 5–21.
9. Зайцева А.А. Особенности самоотношения подростков. В сборнике: Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической очной конференции. – 2023. – С. 109-114.
10. Идобаева О.А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности // Вестник МГЛУ. – 2013. – Вып. 7 (667). – С. 93-101.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Владос, 2012. –749 с. 62
12. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 384 с.
13. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Вотер, 2011. – 288 с.
14. Колышко А.М. Психология самоотношения: Уч. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 102 с.
15. Куликова Т.И. Психология стресса // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №7. – С. 180-181.
16. Лаврентьева М.В. Развитие самосознания и индивидуальности. Какой Я? Методическое руководство / М.В. Лаврентьева, Е.Н. Лебеденко. – М.: Книголюб, 2003. – 64 с.
17. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2011. – 400с.
18. Пантилеев С.Р. Самоотношение. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: БАХРАХ-М, 2000. – С. 208- 242.
19. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2012. – 1213 с.
20. Серова О.А. Вопросу о психологическом благополучии личности в контексте проблемы психологического здоровья / О.А. Серова, Н.В. Клюева. В сборнике: Региональная научно-практическая конференция "Психология здоровья в образовательном процессе" (с использованием дистанционных технологий). Материалы региональной научно-практической. Под редакцией В.А. Липатова. – Курск, 2021. – С. 102-108.
21. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство московского университета, 1983. – 288 с.
22. Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура: Материалы Международной конференции: В 2 ч. / Под ред. В.В. Латюшина; пер.: Т.А. Обухова, О.В. Юнгерова. – Челябинск, 2007. – С.12–45.
23. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.
24. Lam, C.B. Resilience in Young Adulthood: The Moderating Influences of Gender-related Personality Traits and Coping Flexibility / C.B. Lam, C.A. McBride-Chang // Sex Roles. – 2007. – Vol. 56. № 3-4. – Р. 159–172.
25. Masten A.S. Global perspectives on resilience in children and youth // Child Development. – 2014. – №85(1). – P. 6-20.
26. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health // Psychological Inquiry. – 1998. – Vol. 9. – P. 1-28.