Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы внебюджетных фондов России остается высокой по нескольким причинам:
Внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), играют ключевую роль в обеспечении социальной защиты граждан. Они финансируют пенсии, социальные пособия, выплаты по временной нетрудоспособности и другие социальные услуги, от которых зависит благополучие миллионов людей.
ФОМС обеспечивает финансирование системы обязательного медицинского страхования, что непосредственно влияет на доступность и качество медицинских услуг для населения. В условиях пандемий и других вызовов здравоохранению их роль становится особенно важной.
Управление и балансировка внебюджетных фондов влияют на общую финансовую устойчивость страны. Нарушения и дефициты в этих фондах могут требовать перераспределения средств из федерального бюджета, что затрагивает все остальное финансирование.
С учетом старения населения и изменения демографических показателей, нагрузка на Пенсионный фонд возрастает, что требует пересмотра пенсионной системы и подходов к финансированию пенсий.
На деятельность внебюджетных фондов также влияет экономическая ситуация в стране, включая уровень занятости, уровень доходов граждан, а также законодательные изменения в налоговой и страховой сферах.
Внедрение новых технологий в управление фондами, включая цифровизацию и автоматизацию процессов, увеличивает их прозрачность и эффективность, требуя новых подходов и навыков.
Все эти факторы делают тему внебюджетных фондов России актуальной как для исследователей и политиков, так и для широкого круга граждан.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать внебюджетные фонды России.
Поставленная цель курсовой работы решает следующие задачи:
-рассмотреть понятие и классификацию внебюджетных фондов;
-описать нормативно-правовое регулирование внебюджетных фондов в Российской Федерации;
-выявить роль внебюджетных фондов в экономике Российской Федерации;
-выполнить анализ показателей Социального фонда Российской Федерации;
-провести анализ деятельности государственного пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов РФ;
-сделать исследования деятельности Фонд обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Объект исследования — внебюджетные фонды Российской Федерации.
Предмет исследования — деятельность и источники формирования
Методы исследования: математические методы, графические методы, логические методы, статистические методы, сравнительный анализ, статистический анализ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1 Теоретические аспекты внебюджетных фондов России
1.1 Понятие и классификация внебюджетных фондов
Государственные внебюджетные фонды представляют собой финансовые ресурсы, посредством которых государство проводит свою финансовую деятельность: оно собирает, распределяет и использует средства для выполнения задач на государственном уровне. Эти фонды включают:
Пенсионный фонд России;
Фонд социального страхования РФ;
Фонды обязательного медицинского страхования как на федеральном, так и на региональных уровнях [10].
Данные институты интегрированы в бюджетную систему России, функционируя на федеральной и региональной ступенях наряду с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов утверждаются посредством законов одновременно с федеральным бюджетом на предстоящий финансовый год. Аналогично бюджеты региональных фондов принимаются в один срок с законодательными актами субъектов о бюджете на новый финансовый год.
Особенности госвнебюджетных фондов включают:
Средства фондов являются федеральной собственностью (БК РФ, ст. 143).
Налоговые органы ведут сбор и контролируют поступление платежей.
Эти средства не входят в общую бюджетную систему РФ и не подлежат изъятию (БК РФ, ст. 143) [20].
Они находятся в оперативном управлении соответствующих фондов.
Основной источник доходов государственных внебюджетных фондов — это страховые взносы. Также доходы формируются за счет:
прибыли от инвестирования средств фондов;
пени и других финансовых санкций за задержку или неуплату страховых взносов;
безвозмездной помощи (например, в случае дефицита, федеральный бюджет предоставляет дополнительные средства);
различных других источников [15].
Средства государственных внебюджетных фондов используются в соответствии с законодательством РФ. Понятие государственных внебюджетных фондов включает в себя нормы финансового права, которые регулируют порядок формирования и расходования их бюджетов. Эти нормы подразделяются на:
устанавливающие систему функционирования государственных внебюджетных фондов;
определяющие структуру доходов и направлений расходов;
регламентирующие процесс составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов;
регулирующие правила использования средств фондов [1].
Этот институт является комплексным и взаимосвязан с бюджетным правом, а также с институтом расходов данных фондов.
Пенсионный фонд России представляет собой государственный внебюджетный фонд, созданный для обеспечения обязательного пенсионного страхования в стране. Государство аккумулирует, распределяет и использует ресурсы фонда для выполнения социальных обязательств, включая выплату пенсий и социальных пособий.
Деятельность Пенсионного фонда осуществляется исключительно на федеральном уровне: Госдума ежегодно утверждает его бюджет в виде федерального закона. Этот бюджет представляет собой механизм формирования и использования финансовых средств, направленных на цели обязательного пенсионного страхования.
Проект бюджета Пенсионного фонда, а также отчет о его выполнении готовит сам фонд, после чего документы направляются в правительство для рассмотрения.
Ресурсы Пенсионного фонда расходуются на следующие нужды:
на выплату страховых пенсий и социальных пособий, в том числе на погребение пенсионеров, не имеющих работы на момент смерти;
на доставку пенсий, финансируемых из бюджета фонда;
на материальное и техническое обеспечение деятельности фонда, включая выплаты заработной платы работникам;
на прочие цели [16].
При наличии избыточных средств в бюджете фонда создается резерв, служащий для поддержания устойчивости всей системы обязательного пенсионного страхования.
Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования России учреждены для воплощения государственной политики в области медицинского страхования. Оно является обязательным для всех граждан и гарантирует условия предоставления медицинской и лекарственной помощи согласно принципам, утвержденным в федеральных и территориальных программах [21].
Финансовые ресурсы из фондов обязательного медицинского страхования направляются на несколько ключевых задач:
поддержка деятельности страховых медицинских организаций в рамках обязательного медицинского страхования;
подготовка кадров для системы обязательного медицинского страхования;
субсидирование дополнительных медицинских осмотров для работающих граждан;
переводы из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования в региональные фонды;
финансирование программ обязательного медицинского страхования на местном уровне;
инициативы, связанные с медициной, спортом и физическим воспитанием;
иные мероприятия [6].
Финансовый план Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его выполнении ежегодно обсуждаются и утверждаются Государственной Думой в процессе формирования федерального бюджета. Формирование бюджета территориального фонда ограничено одним финансовым годом.
Фонд социального страхования Российской Федерации учрежден для обеспечения государственных гарантий в области соцстрахования и усиления контроля за рациональным использованием его средств. Региональные и отраслевые подразделения фонда функционируют на основании постановления Правительства РФ от 12 февраля 1994 года «О Фонде социального страхования РФ». Финансовые ресурсы фонда являются собственностью государства, не включаются в бюджеты и не подлежат изъятию [13].
Бюджет фонда и отчет о его выполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой в рамках бюджетного процесса. Средства фонда направляются на следующие нужды:
выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, а также на ребенка до полутора лет;
финансирование технических средств реабилитации для инвалидов;
оплата путевок в санатории для работников и их детей, лечение и питание;
частичное содержание санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователей;
частичное финансирование путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и прочее.
Таким образом, бюджет фонда не только справляется с актуальными социальными задачами, но и в долгосрочной перспективе содействует развитию нации. Он способствует укреплению социальной структуры,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. - М.: РАГС, 2020. - 325 с.
2.Алпатова, Д. Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы // Молодой ученый. — 2020. — № 8.2 (67.2). — С. 4-5.
3.Бабина Я.Д. Объединение Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования: сборник трудов конференции. // Право, экономика и управление: состояние, проблемы и перспективы – Чебоксары: ИД «Среда», 2023. – С. 229-232.
4. Власов А. В. Негосударственные социальные фонды и проблемы их функционирования. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2023 – 147 с.
5. Власов А. В. Социально-экономическая эффективность социальных фондов России. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2020 – 279 с.
6. Воронин Ю.В., Захаров М.Л. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография. - М.: Контракт, 2020 – 284 с.
7.Казанкова Т.Н. К вопросу о правовом статусе Социального фонда РФ // Аллея науки. - 2020. - N 3 (19). - С. 113 - 118.
8.Кауфман А.А. Право социального обеспечения: учебное пособие.- М.: Проспект, 2020. – 210 с.
9. Колесник А.П. Должна ли быть пенсионная инструментом финансовой системы // Стратегии бизнеса. – 2022 – № 10 (30). – С. 3–6.
10.Кораблина Ю.В Краткий курс лекций по праву социального обеспечения: учебное пособие.- М.: Академия, 2019. -201с.
11.Коровкина, Е.Б. Анализ практики применения социального фонда // Финансы и кредит. – 2020. – № 13. – С. 34 - 41.
12. Ногина О. А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. - М., 2020. - 48 с.
13. Садило Т.Е. Внебюджетные фонды в современной экономике России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. - №6-2. – С. 33-39
14.Сизиков Р.С. Право социального обеспечения: методическое пособие.- М.: Ангарск, 2020. – 189 с.
15.Толмачев, А.П. Право социального обеспечения: конспект лекций. - М.: Юристъ, 2020. - 208 с.
16.Харин К.С. Право социального обеспечения: учеб. пособие. – М.:СПбГУАП, 2019 -360с.
17.Цыбенжапов, Б. Б. Слияние Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 285-286.
18.Шарифуллина, Э. С. Анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 571-574.
19. Шпаковский В.А. Анализ и оценка доходов бюджета фонда социальной защиты населения РФ // Экономика и социум: электронное научно-практическое периодическое издание. - 2022. - № 6. - С. 1363-1366.
20.Юсупова, Г.Р. Внебюджетные социальные фонды как составная часть финансовой системы РФ // NovaInfo, - 2022. — № 55 — С. 124-127
21. Яковенко Н. А. Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития в России // Право и практика. - 2022. - №1. – С. 18-23
22. Официальный сайт социального фонда - https://sfr.gov.ru/?amp&
23.Статистика пенсионного рынка: официальный сайт. – URL: https://investfunds.ru/market-statistics/
24.Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - https://www.ffoms.gov.ru/