Фрагмент для ознакомления
2
Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов, а также заниматься комплексными логистическими вопросами в условиях работы своего предприятия. Одним из ключевых вопросов является организация внутреннего контроля на предприятии.
Перспективы создания и последующего развития контроля и оценки показателей логистической системы является основой конкурентоспособности любого транспортно-логистического или торгово-производственного предприятия [2].
В общем случае созданию системы контроля и оценки показателей способствуют многие факторы.
Логистическая система управления закупками, снабжением, распределением и доставкой товаров в производстве и торговле подразумевает тесное взаимодействие всех отделов предприятия (отдел снабжения, складская службы, отдел сбыта, транспортный отдел и др.).
Оценка показателей логистической системы — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма на любом предприятии. От правильной оценки логистической системы зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности — одно из условий эффективности всего общественного производства.
Актуальность выбранной темы данной работы обусловлена тем, что эффективное взаимодействие всех ключевых отделов хозяйствующего субъекта невозможно без четкой организации логистики на предприятии.
В этой связи цель данной работы заключается в выработке рекомендаций по рациональной организации оценки показателей эффективности логистических процессов в условиях работы предприятия ООО «Сиэль-Экспресс».
С учетом поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- рассматривается сущность и назначение оценки показателей работы логистической системы, область его применения, задачи и функции;
- выполняется анализ существующих принципов и методов осуществления оценки логистической системы;
- изучается документационное обеспечение контрольных операций при анализе деятельности предприятий;
- исследуются особенности осуществления оценки показателей эффективности логистической системы на предприятии ООО «Сиэль-Экспресс»;
- разрабатываются рекомендации по повышению эффективности контроля логистической системы управления закупками и поступлением товара на склад ООО «Сиэль-Экспресс».
Объектом исследования являются существующие подходы к организации логистических процессов на предприятии.
Предметом исследования является текущая хозяйственно-экономическая деятельность предприятия ООО «Сиэль-Экспресс».
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ источников глобальной сети Интернет;
- теоретический анализ и синтез.
Многие специалисты [2, 4, 7] основными задачами закупочной логистики считают следующие:
- обеспечение эффективного потока внешних ресурсов, требуемых для деятельности компании;
- оптимизацию затрат, связанных с закупочной деятельностью, а также уровня запасов закупаемых ресурсов;
- обеспечение высокого качества поступающих ресурсов при его постоянном повышении;
- формирование и поддержку рациональной базы поставщиков, развитие отношений с компетентными поставщиками;
- усиление конкурентных позиций компании в цепи поставок за счет эффективной стратегии закупочной логистики;
- координацию закупочной деятельности с другими функциональными областями (производство продукции или услуг и их распределение) компании;
- достижение целей по закупкам с минимальными административными затратами.
Управление закупками - область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги. В общем случае процесс закупки представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи [5].
Сфера логистической деятельности, связанная с закупками подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в долгосрочном периоде. Поэтому деятельность менеджера или специалиста по закупкам включает следующие логистические задачи:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- поиск потенциального поставщика;
- оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;
- выбор метода закупки;
- установление приемлемой цены и условий поставки;
- мониторинг товара до момента его доставки;
- оценка продукции поставщика и услуг [4].
Если же функции закупки расширить, то к ним будут относиться и инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и контроль на всех этих этапах.
Рассмотрим типовые этапы процесса осуществления закупок на предприятии и их показатели.
1. Определение объемов производства и продаж, оценка величины затрат. Добываются, анализируются и оцениваются данные о поставщике.
2. Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции.
3. Разработка предварительного графика закупки на основании известной требуемой даты поставки. Для этого устанавливаются даты начала и завершения той или иной работы по формированию плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы.
4. Размещение объявлений о подаче предложений.
5. Оценка предложения.
6. Окончательные переговоры.
7. Составление документации.
8. Поставка и контроль качества.
9. Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств [7].
Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.
Цель рациональной организации и контроля логистики закупок достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:
- выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий;
- обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них;
- соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий [8].
1.2. Исследование вариантов рациональной организации логистической системы закупок
Развитие потенциала стратегической сферы закупок зависит как от профессионализма в этом вопросе руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы.
Поддержание необходимого уровня запасов ресурсов требует соответствующих затрат на их содержание и транспортировку, что может вести к росту цен.
Таким образом, только повышение качества работы всех участников цепи поставок, позволяет поддерживать оптимальный уровень товарных запасов при допустимых издержках.
Добиться этого можно лишь путем усиления логистической интеграции и координации взаимодействия предприятия, как с внешними партнерами, так и между различными внутриорганизационными подразделениями.
В результате эффективно организованной закупочной логистики происходит покупка необходимых ресурсов, приносящих предприятию наибольшую прибыль. При этом снижаются издержки на закупочную деятельность, которые помимо стоимости приобретения ресурсов включают стоимость транспортировки, хранения и обработки входных потоков товаров.
Практика показывает, что прибыль предприятия можно повысить двумя основными путями: увеличивая продажи или получая лучшие закупочные условия. Второй вариант не требует дополнительных складских площадей, затратных рекламных акций и пр. Однако, чтобы его успешно реализовать, нужны квалифицированные закупщики, владеющие арсеналом современных методов закупочной логистики.
Сделки в закупочной логистике могут быть наиболее выгодными, когда поставщик и покупатель относятся с уважением и доверием друг к другу, эффективно обмениваются информацией [2].
Таким образом, современные предприятия должны развивать свою закупочную деятельность в направлении использования достижений логистики и управления цепями поставок. В табл. 1. представлены сравнительные характеристики процессов закупки, основанных на традиционных и логистических подходах.
Фрагмент для ознакомления
3
Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2021. - 121 с.
2. Багриновский КА., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учеб. пособие. - М.: ИНФОРМА, 2020. - 266 с.
3. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 384 с.
4. Горлов В.В. Система внутреннего контроля предприятия// Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. - 2020. - №1. -с.130-137;
5. Исаева И.Е. Сущность, цели и задачи внутреннего контроля на предприятии// Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2020. - №32. - с. 11-17.
6. Мельник Е.С. Инструменты внутрифирменного планирования на предприятиях / Е.С. Мельник // Молодой ученый. - 2020. - №9. - с.97
7. Мишучкова Ю.Г. Организация системы внутреннего контроля//Аудитор. - 2020. - №8. - с.78-82;
8. Никитина Е.С. Сущность и значение внутреннего контроля в управлении организации// Сибирский торгово-экономический журнал. - 2020. - №9. - с.41-47;
9. Носкова Ю.С. Внутренний контроль в системе финансового контроля: история и современность // Российское предпринимательство. - 2021. - № 10 Вып. 1 (193). - c. 10-18;
10. Ошуркова П.А. Роль интегрированной системы внутреннего контроля в обеспечении экономической безопасности компании// Юридическая наука и практика. - 2020. - №20. - с.173-177;
11. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. - М.: ЮНИТИ, 2019. - 344с.
12. Фирон Х.Е., Линдере М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика: Пер. с англ. СПб.: Полигон, 2019. - 768 с.
13. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. Я.Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 718 с.
14.http://www.ereport.ru/articles/firms/mtobesp.htm - «Материально-техническое обеспечение предприятия».
15.http://www.bizeducation.ru/library/log/indust/7/indust.htm - «Организация обслуживания (обеспечения) производства».