Фрагмент для ознакомления
2
Основная цель процесса формирования основ ЗОЖ у детей заключается в сохранении и укреплении здоровья нового поколения. В связи с этим, необходимо остановиться на изучении самого понятия "здоровье". Существует более 300 вариантов определения понятия "здоровье", что связано с различными подходами в соответствующих науках к пониманию данного явления.
С позиции гигиены, здоровье интерпретируется как оптимальное взаимодействие организма человека с окружающей средой. Физиология рассматривает здоровье как способность поддерживать гомеостаз, то есть относительную стабильность внутренней среды организма. Философия видит здоровье как состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции. Социология рассматривает здоровье как возможность полноценной работы, отдыха, выполнение характерных функций человека, свободную и радостную жизнь. [17]
Согласно определению в уставе Всемирной организации здравоохранения, здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Однако данное определение сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. В контексте современных условий более адекватное определение здоровья было сформулировано С.М. Громбахом, которое рассматривает здоровье как "степень приближения" к полному состоянию здоровья, позволяющему человеку успешно выполнять социальные функции.
Таблица 1 Анализ понятия «здоровье» в психолого-педагогической литературе
Автор Трактовка понятия
Н.А. Агаджанян. это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своей свободе жизнь. Это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных климато-географических, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической, социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно [1]
О.С. Глазачев, Н.В. Дмитриева Целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств организма – саморегуляции и адаптивности [13]
Э.М Казин уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это
степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.) [23]
Г.М. Коджаспирова естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких- либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения
для выполнения или завершения дела [25]
В.И. Малов состояние организма, результат филогенетической адаптации. Оно определяется целостностью структур, постоянством гомеостаза и соответствием их факторам внешней среды. Здоровье представляет собой наивысшее проявление жизнеспособности индивида и
оставление после себя здорового потомства [50]
Т.Ф. Орехова область человеческой культуры, которая включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно, здоровье – это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями); культуры духовной (способности управлять своей ценностно- смысловой сферой и реализовывать жизненные
устремления, связанные с духовным самосовершенствованием) [41]
Б.Я. Солопов индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности [54]
Здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни человека. Оно помогает нам достигать поставленных целей, успешно решать жизненные проблемы и преодолевать трудности. Если мы заботимся о своем здоровье, осознанно сохраняем и укрепляем его, то можем рассчитывать на долгую и активную жизнь.[23]
Образ жизни – это сумма стабильных форм нашей деятельности, которые определяют нашу жизненную позицию и привычки. Если мы с детства уделяем внимание своему здоровью и формируем полезные навыки и привычки, то это становится основой для нашего здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни охватывает различные аспекты нашего бытия. Это философские идеалы, представление о достойной жизни. Это также соответствие нашим социальным потребностям и возможностям, учитывая развитие общества. И, конечно, это учет медицинских критериев для оценки физического, психического и морального здоровья.
В современной трактовке здоровый образ жизни – это поведение, основанное на научных рекомендациях валеологии и санитарно-гигиенических нормах, направленное на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня жизнедеятельности, а также на увеличение продолжительности и качества активной жизни.[18]
Эффективность процесса воспитания и обучения детей и подростков значительно зависит от их здоровья. Здоровье представляет собой ключевой фактор, влияющий на работоспособность и гармоничное развитие детского организма. Человеческое здоровье является одной из важнейших социальных ценностей.
Исторически здоровье всегда было частью культуры и заботы общества. В V веке до н.э. Перикл высказывался о том, что «здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, позволяющее человеку стойко переносить жизненные трудности». В современном мире здоровье понимается как отсутствие заболеваний как в теле, так и в сознании, при нормальном функционировании всех физиологических систем организма и уверенном психоэмоциональном настрое.
Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье трактуется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней. Происхождение английского слова «health» связано с понятием целостности. Попытки определить здоровье начинают свою историю с древности. Например, Пифагор считал здоровье гармонией, а болезнь – ее нарушением. Современные определения здоровья разнообразны, и каждый из них отражает взгляды авторов, среди которых выделяются функциональный и биосоциальный подходы, рассматривающие единство биологических и социальных аспектов здоровья.
Здоровый образ жизни требует соблюдения определенных правил, которые способствуют гармоничному развитию, высокой работоспособности, духовному равновесию и общему здоровью человека. Основой здорового способа жизни является индивидуальная система поведения и привычек каждого человека, обеспечивающая необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. Здоровый образ жизни объединяет практические действия, которые направлены на предотвращение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствия человека [8, с. 18]. По словам Р.А. Касимова, здоровый образ жизни - это модель жизнедеятельности человека, связанная с представлением о ценности здоровья как для личности, так и для общества, а также средствами, формами и способами его сохранения [17, с. 45].
Некоторые исследователи считают, что термины «здоровье» и «норма» имеют идентичное значение. Под нормой обычно подразумевается состояние наилучшей жизнедеятельности человека, или реальная возможность её достижения через определённое время благодаря саморегуляции и адаптации. Этот подход поддерживают такие учёные, как А.Д. Степанов, О.А. Егоров, М.И. Резник и В.П. Петленко.
Среди различных определений здоровья встречаются такие, которые описывают его как состояние оптимальной жизнедеятельности, позволяющее полностью использовать потенциал человека, или как способность организма эффективно выполнять социальные функции при поддержании динамического равновесия как внутри себя, так и в отношениях с окружающей средой.
Амосов Н.М. подчеркивает, что здоровье организма может быть оценено по максимальной производительности его органов, сохраняя при этом качественные границы их функций. Казначеев В.П. рассматривает здоровье как процесс сохранения биологических, физиологических и психических функций, способствующий максимальной активности и долголетию. И.И. Брехман добавляет, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а гармония в физических, социальных и психологических аспектах жизни.
В.И. Ковалько выделял критерии здоровья человека, которые определяются в соответствии с каждым видом здоровья:
- полноценное генетическое и физиологическое развитие;
-отсутствие болезней, патологий и мутаций;
-отсутствие увечий и дефектов;
-отсутствие отклонений в психике и умственном развитии;
-адекватное поведение и осознание себя как члена общества [26].
Ряд исследований выделяют детерминанты здоровья – множество факторов, его обуславливающих. В.В. Колбанов считает, что их можно классифицировать в виде следующих групп [26,С.232]:
1. Биологические факторы (в частности генетические).
2. Физическая среда (факторы внешней среды).
3. Социальная среда (среда, где растут дети, условия жизни, начиная с раннего возраста, обучение здоровью).
4. Индивидуальный образ жизни (исследование негативных воздействий, например, курения и употребления алкоголя, адекватное питание, личная гигиена, физическая культура, режим труда и отдыха).
5. Служба здоровья.
Здоровьем человека называют общее полноценное, нормальное состояние развития и самочувствия. Хоть и говорят, что полностью здоровых людей в мире не существует, но этот идеал не так уж недостижим, если знать факторы, влияющие на здоровье, относиться к себе и к своему здоровью достаточно ответственно.
Таким образом, основа здорового образа жизни закладывается в детстве в процессе воспитания. Создание благоприятных условий для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников имеет большое значение в системе школьного образования, так как забота об укреплении здоровья ребенка – это не только медицинская, но и педагогическая проблема. Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко является более эффективным фактором формирования здоровья и здорового образа жизни, чем все медико-гигиенические мероприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллин, А.Г., Абдуллина, Д.Г. Здоровье как ценность: формирование установки на здоровый образ жизни у студентов вузов педагогических специальностей: монография [Текст] / А.Г. Абдуллин, Д.Г. Абдуллина. – Магнитогорск: МаГУ, 2015. – 148с.
2. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие [Текст] / Ю.Е.Амосова, Н.М. Амосов– Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119с.
3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2015. - № 3. - 211с.
4. Баль, Л.В., Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика [Текст] / Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Владос, 2013. – 190с.
5. Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – 2014. – № 4. – С. 70-71.
6. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. - 312с.
7. Безруких, Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции.− Балашов: Изд-во «Арья», 2016.− 143c.
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос, - 2015. - 322с.
9. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 231с.
10. Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2015. -182 с.
11. Вайнер, Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования [Текст] / Э.Н.Вайнер. – 2015. - №5. – 59с. 8.
12. Воронецкая, Л.Н. Здоровый я – здоровая страна [Текст] / Л.Н.Воронецкая, Е.А.Попок. – Минск: Красико-Принт. – 2008. – 123с.
13. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 179 с.
14. Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников; Речь - Москва, 2013. - 160 c.
15. Гринина О.О. Здоровье – основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи / Гринина О.О., Кича Д.И., Важнова Т.В., Хило Е.В. // Здравоохранение РФ. - 2016. - № 1
16. Дзапарова Н.К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников. // Этническая педагогика: теория и практика. Материалы всероссийской конференции. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2017. - С.56-63.
17. Дзапарова Н.К. К вопросу о здоровьесберегающем образовании младших школьников // Высшее образование сегодня. № 9, 2007. - С.61-64.
18. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни; М.: Флинта - Москва, 2014. - 560 c.
19. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2012. – № 4. – С. 15-21.
20. Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2011. – №3. - 67с.
21. Журавлева И.В. Отношение к здоровью, как социокультурный феномен: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. - М., 2015. - 434 с.
22. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «Болезнь» в системе ценностных ориентаций человека. М.: Просвещение, - 2012. - с.49-58.
23. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Шуя, 2010. - 171 с
24. Каракотова С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Карачаевск, 2014. - 186 с
25. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: “ВАКО”, 2014. - 296 с.
26. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. - СПб.: ДЕАН, 2013. - 343с.
27. Колесов, Д.В. Подросток - взросление и здоровый образ жизни; Грааль - Москва, 2011. - 100 c.
28. Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. Нервно-психическое здоровье и задачи психогигиены детства. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. - М.: Просвещение, 2014, с.173-183.
29. Курганская Т.В. Формирование основ здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Армавир, 2014. - 205 с.
30. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2012. - № 2. - 77с.
31. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 1991.
32. Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе, М.: Владос, 2011. - 132.с.
33. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. - 2014. - № 9. - С. 79-86.
34. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2010. - № 3. - 73с.
35. Мисюк. М.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с.
36. Мисюк. М.Н. Здоровый образ жизни семьи. Информационный стенд. - М: Сфера, 2013. - 598 c.
37. Молчанова Л.Ф. Образ жизни семьи и здоровье // Советское здравоохранение. - 2010. - № 10. - 91с.
38. Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний; СпецЛит - Москва, 2013. - 176 c.
39. Обухова, Л. Ф. О26 Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с.
40. Полтавцева, Н.Е. Педагогические условия формирования культуры здоровья у старшеклассников в процессе их исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2003. - 212с.
41. Сердюковская Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и подростков - важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность. – М.: Медицина, 1990, с. 14-26.
42. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2013. - 118с.
43. Степанов П.В. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Владос,2010. - 412с.
44. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды. //Школа здоровья, 2013, №3. - 51с.
45. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2010. - 231с.
46. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. - Санкт-Петербург. 2017. - 132с.
47. Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. … кан. пед. наук. – Екатеринбург, 2015. - 245 с.
48. Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. - 2014. - №1 - 89с.
49. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. - М.: Академия, 2013. - 184 c.
50. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2010, № 1(3).
51. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни. – М.: Флинта, Наука, 2011. – 128 с.