Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общества необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни актуализирует важность проблемы воспитания самостоятельной и творчески развитой личности. Специфика развития человека и человеческого общества заключается в процессе периодического преодоления пределов знаний, существующих потребностей, имеющегося опыта и создания новых продуктивных знаний, новых переживаний и потребностей новых. Изменение содержания, усложнение условий обучения и воспитания привели к необходимости поиска новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Современная концепция дошкольного образования подчеркивает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, рассматривая его как меру общечеловеческих ценностей и отмечает, что «общее развитие личности, формирование ее способностей остается одним из основных целей образования. Согласно ФГОС, основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие способностей художественно-образного, эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства и музыки, выражение в творчестве своего отношения к окружающему миру.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Известные психологи и педагоги М. Монтессори, О. М. Дьяченко, А. А. Люблинская М. И. Лисина и др. подчеркивают особую восприимчивость дошкольника к сенсорному развитию, совершенствованию форм внимания, восприятия, воображения и памяти. В этот период происходит развитие творческого воображения, как умения по-новому сочетать факты и представлять результат работы до ее начала. Воображение дошкольника считается не только основой дальнейшего формирования творческих способностей, но и проявлением этой важнейшей черты в дошкольном возрасте.
Вопрос о развитии творческого воображения у дошкольников актуален, так как с первого года детское воображение уже должно быть достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные превращения предметов, образов, знаков.
Творческое воображение — достаточно сложный психический процесс. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, включаемое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, результатом которой являются оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в каждой форме деятельности и поведения ребенка.
Подобно исследованиям В. В. Давыдовой, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Е. И. Игнатьевой, В. А. Крутецкого,Д. Б. Эльконина, и др., воображение является не только необходимым условием эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования знания доступны детям и способствует развитию личности.
Изучением творческого воображения занимались педагоги и психологи: Б.Г. Ананьев как основную жизненную потребность, А.Г. Асмолов рассматривал творческое воображение как качество личности, С.Л. Рубинштейн как тенденцию, обусловленную мотивами человеческой деятельности, А.Н. Леонтьев как совокупность устойчивых мотивов смысл образования.
Развитием творческого воображения занимались и зарубежные психологи: Э. Фромм, Дж. Гилфорд, Дж. Ренцулли, Э. Торренс. Педагогические условия творческого развития детей нашли отражение в работах Т. С. Комаровой, М. А. Битяновой, О. А. Овчаровой, Е. А. Флериной и других.
Исходя из сказанного основываясь на актуальности была определена тема исследования «Развитие воображения и творческой активности детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования»
Объект исследования: воображение и творческая активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развитие воображения и творческой активности детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Цель исследования: изучение особенностей развитие воображения и творческой активности детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выделить особенности развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста.
3.Провести экспериментальное исследование уровня развития воображения и творческой активности у детей дошкольного возраста.
Теоретической и методологической основой исследования является концепция развития творческого воображения, разработанная психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева и др.); положения психологов, изучающих связь воображения с личным опытом и с развитием эмоциональной сферы (Л.П. Печко, Л.С. Выготский, Л.Ю. Субботина); теории о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, и др.).
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого- педагогической литературы, систематизация, обобщение;
практические: диагностика, количественный и качественный анализ результатов исследования
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой источников, приложение. В курсовой работе представлены 2 таблицы.
Глава 1 Теоретические основы особенностей воображения и творческой активности детей дошкольного возраста
1.1Понятие «воображение», его виды, формы, функции
Воображение - это познавательный психический процесс, характеризующийся формированием оригинальных образов через переработку элементов восприятий и представлений, полученных на основе предыдущего опыта. Это особый способ отражения реальности человеком, когда он создает новые ассоциации и связи, которые могут показаться необычными и неожиданными.
Воображение является фундаментом наглядно -образного мышления, которое дает человеку возможность ориентироваться в обстоятельствах и находить решения проблем, не прибегая к непосредственным практическим действиям. Это существенно помогает в тех ситуациях, когда осуществление практических шагов оказывается невозможным, трудным или просто нецелесообразным. [2, с.67].
Различают следующие основные виды и формы воображения:
1.Активное
2. Пассивное
3. Продуктивное
4.Репродуктивное
5.Реалистическое
6.Творческое
Активные формы воображения обращаются к воображению, где образы возникают и трансформируются под воздействием человеческой воли. Произвольное воображение начинает развиваться в детстве, когда малыши пробуют себя в различных игровых ролях. Потребность точно воспроизвести выбранную роль стимулирует активизацию воображения. Этот процесс продолжается и во взрослой жизни, когда для выполнения определённых задач человеку необходимо представлять конечный результат своей работы, а также необходимые этапы и действия для его достижения.
В процессе активного воображения ключевую роль играет человеческое сознание и его активная вовлеченность в создание и изменение образов. Основой такого рода деятельности является способность вызывать и изменять необходимые представления.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2.Баллон, А. Психическое развитие ребенка / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2019. – 300 с.
3.Бабаева Т. И. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования. / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020. – 280 с.
4.Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2021. - 209 c.
4.Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – №2. – С. 68 95-98.
5.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2012. – 468 с. –
6.Бурмистрова, Е. А. Растем с дошкольником: воспитание детей от 3 до 7 лет / Е. А. Бурмистрова. — М.: ДАРЪ, 2017. — 384 c.
7.Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей – Москва: Академия, 2020. – 125 с.
8.Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Н.Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 304 с.
9.Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М.: Студия АРДИС, 2019. - 239 c.
10.Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2019. – С. 44-49.
11.Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2021. – №11 (117).
12.Ильенков, Э. В. К проблеме воображения // Вопросы психологии. – 2019. – № 5. – С. 34-38.
13.Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с
14.Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей // Современные научные исследования и разработки. – 2020. – № 5 (13). – С. 193-197.
15.Развитие воображения детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов / ил. – Серия: «Вместе учимся, играем» //Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 2020. – 240с.
16.Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии – СанктПетербург: Питер, 2017. – 368 с.
17.Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2017. - 330 c.
18.Субботина, Л. Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей: ил. - Серия «Психология детства» / Л. Ю. Субботина. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2019. – 189 с.
19.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2021. – 360 с.