Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из наиболее значимых проблем педагогической психологии на современном этапе является проблема развития способностей обучающихся. Это связано с поиском эффективным методов, методик, технологий обучения и воспитания, создания условий для раскрытия потенциала школьников, их индивидуальных особенностей, развития их интересов, одаренности в тех или иных сферах деятельности.
Различные подходы к изучению проблемы способностей младших школьников можно встретить в исследованиях педагогов Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, Б.М. Тепломва, Л.М. Фридмана и многих других. Проблема развития способностей младших школьников раскрыта поставлена в работах психологов Б.Г. Ананьева, А.Я. Ивановой, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой, Н.А. Менчинской, У.В. Ульенковой и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что важной задачей образовательного процесса является создание условий для развития универсальных учебных действий, познавательных, коммуникативных, регулятивных действий, которые включают в себя определенные умения, навыки, способности. Развитию данных действий, умений, способностей содействуют активные методы обучения, которые раскрывают индивидуальные особенностей младших школьников и их интересы. В связи с этим необходимо изучить проблему развития способностей младших школьников, определить методы, которые направлены на формирование способностей обучающихся.
Таким образом, исследование особенностей развития способностей младших школьников имеет практическое значение в виду произошедших существенных социальных и информационных изменений в современном начальном образовании и ее недостаточной изученности.
Объект исследования – способности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое изучение и практическая реализация процесса развития способностей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических источников по проблеме развития способностей младших школьников.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
3. Изучить методы развития способностей детей младшего школьного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование способностей детей младшего школьного возраста.
5. Реализовать процесс развития способностей детей младшего школьного возраста и оценить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: процесс развития способностей детей младшего школьного возраста будет осуществляться успешно, если применять различные игры на развитие познавательных процессов.
Методы исследования:
1) теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез;
2) эмпирические: тестирование; констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
3) методы математической обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения составленного комплекса игр для развития способностей детей младшего школьного возраста в работе педагогов-психологов, учителей начальных классов.
База исследования: в исследовании участвовали 20 детей младшего школьного возраста МБОУ СОШ.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие способностей в психолого-педагогических исследованиях
В психологии проблема способностей рассматривается в работах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова и других. В научных исследованиях раскрывается понятие «способности», классификация способностей. Значительный вклад в развитие теории способностей внесли А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов. А.Н. Леонтьев изучал проблему развития способностей, их природных предпосылок – задатков. Б. М. Теплов дал развернутую характеристику способностей:
– во-первых, способности – это определенные индивидуальные особенности личности, которые при этом не сводятся к знаниям и умениям.
– во-вторых, данный комплекс особенностей обеспечивает успешность овладения той или иной деятельностью.
– в-третьих, успешность в деятельности обеспечивается не отдельной способностью, а их сочетанием [19].
С. Л. Рубинштейн отмечает, что способности занимают важное место в структуре личности и определяют успешность выполнения деятельности и освоения содержания материальной и духовной культуры, науки, техники, искусства [17].
В отечественной психологии распространенным является деятельностный подход к пониманию способностей и их формированию. Данный подход берет начало с исследований Л. С. Выготского, согласно которому способности формируются только в условиях деятельности. При этом сами способности понимаются как сложное образование, комплекс качеств личности, без которых невозможно выполнение той или иной деятельности [5].
Способности – это индивидуальные особенности личности, которые не сводятся к знаниям и умениям, но их сочетание обеспечивает успешность овладения той или иной деятельностью. Б.М. Теплов отмечает, что способности формируются на основе природных предпосылок – задатков.
В.Н. Дружинин выделяет следующие уровня развития способностей – талант, одаренность, гениальность. Способности разделяются на общие и специальные. Общие способности являются универсальными, необходимыми для различных видов деятельности. Специальные способности проявляются в определенной сфере (математические, музыкальные, художественные и другие способности). Одним из видов способностей являются творческие способности (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды способностей
В понимании способностей также можно выделить личностно-деятельностный подход, рассматриваемые А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым и другими. Способности раскрываются как синтез личностных свойств, которые необходимы для определенной деятельности и которые определяют успешность выполнения поставленных задач.
Высокий уровень развития способностей называется талантом. Талант понимается как совокупность способностей, при этом каждая из них достигает такого высокого уровня сформированности, что обеспечивает успех в определенном виде деятельности. Особенностью таланта является проявление творческого подхода к решению поставленных задач.
Следующий уровень развития способностей – это одаренность. Данный уровень подразумевает успешность человека в определенной области деятельности, что позволяет выделять среди других людей.
Гениальность является высшим уровнем развития способностей. Человек, обладающей гениальностью, может решать самые сложные задачи, создавать принципиально новое.
При достижении совершенства в конкретном виде деятельности, который требует напряженного труда, говорят о достижении уровня мастерства. Мастерство проявляется не только в накоплении определенных знаний и умений, но и в готовности к квалифицированному выполнению
Способности разделяются на различные виды. Одной из распространенных классификаций является деление способностей на общие и специальные. Общие способности – это способности, которые человек использует в процессе овладения знаниями, умениями в различных видах деятельности. Общие способности часто приравниваются к интеллекту и включают в себя общие интеллектуальные способности, необходимые в познавательной деятельности. Помимо интеллекта, к общим способностям относятся креативность (творческие способности) и обучаемость (способность к обучению, овладению новыми знаниями, умениями и навыками.
Специальные способности – это способности, которые необходимы для конкретного вида деятельности – музыкальной, художественной, математической и других. Для того, чтобы человек был успешен в данных видах деятельности, необходимы определенные знания и умения, а также интерес, положительное эмоциональное отношение, стремление к самореализации.
Таким образом, способности – это комплекс индивидуальных особенностей, качеств и свойств личности, которые обеспечивают успешность личности в той или иной деятельности. Комплекс качеств, свойств и особенностей не сводится только к знаниям и умениям, а включают личностные характеристики субъекта деятельности. Способности разделяются на общие и специальные.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Способности формируются постепенно, на всех этапах онтогенеза, в том числе в младшем школьном возрасте. В процессе обучения у младших школьников формируются не только знания и умения по учебным дисциплинам, но и личностные качества, учебные мотивы, способности.
Младший школьный возраст – это период развития личности ребенка, связанный этапом обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности является учение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). В условиях учения формируются личностные качества и способности, в том числе рефлексивные способности.
А.В. Запорожец выделяет следующие особенности младших школьников: открытость к новым знаниям, интерес и любознательность, активность, стремление к общению и взаимодействию со сверстниками, любовь к учителю и признание его авторитета. Взрослый является для младших школьников образцом для подражания, поэтому дети берут с него пример [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байкова Л. А. Личностно-рефлексивный подход к организации интерактивных форм обучения и воспитания / Л. А. Байкова // Психолого-педагогический поиск. – 2020. – № 2 (54). – С. 9-20.
2. Блинов А. О. Интерактивные методы в образовательном процессе / А. О. Блинов. – Москва : Издательство «Научная библиотека», 2021. – 262 с.
3. Брандина К. А. Использование интерактивных технологий в экологическом воспитании младших школьников / К. А. Брандина // Мир детства в современном образовательном пространстве. – Витебск, 2012. – С. 50-53.
4. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2020. – 314 с.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 431 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – Москва : Смысл, Эксмо, 2021. – 512 с.
7. Запорожец А. В. Психология / А.В. Запорожец. – Москва : Сфера, 2001. – 228 с.
8. Карпова Е. В. Саморегуляция как фактор развития обучаемости / Е. В. Карпова // Ярославский психологический вестник. – 2020. – № 3 (48). – С. 70-73.
9. Каташев В. Г. Развитие познавательной активности учащихся / В. Г. Каташев. – Чебоксары : Новое время, 2020. – 183 с.
10. Ковинько Л. В. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Л. В. Ковинько. – Москва : Владос, 2021. – 288 с.
11. Купалов Г. С. Модель групповой формы работы «учебное сотрудничество» / Г. С. Купалов // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. – Москва, 2020. – С. 539-544.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
13. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
14. Оганнисян Д. А. Психолого-педагогические основы формирования познавательной активности младшего школьника в процессе учебной деятельности / Д. А. Оганнисян, Д. В. Фурсова. – Москва : Перо, 2020. – 79 с.
15. Павленко Г. В. Воспитывающий потенциал интерактивных методов обучения при организации групповой работы обучающихся / Г. В. Павленко // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 2. – С. 106-111.
16. Пирлик Г. П. Возрастная психология : развитие ребенка в деятельности / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. – Москва : МПГУ, 2020. – 370 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : курс лекций / С. Л. Рубинштейн. – Москва : АСТ, 2020. – 959 с.
18. Суворова Н. Н. Интерактивное обучение: новые подходы / Н. Н. Суворова. – Москва : Вербум, 2020. – 42 с.
19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей : учебное пособие / Б. М. Теплов. – Москва : Планета музыки, 2024. – 488 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286. – URL: https://base.garant.ru/400907193/ (дата обращения: 01.03.2024).
21. Фридман Л. М. Психологическая наука учителю /Л. М. Фридман. – Москва : Просвещение, 2020. – 224 с.
22. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 2007. – 360 с.