Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Методика изучения системы К. С. Станиславского остается одной из основополагающих в театральной педагогике. Вопреки мнению, что автор создавал ее в одиночку, надо понимать, что система возникла как обобщение творческого и педагогического опыта театральных предшественников и современников. Театральный педагог и сам это подчеркивал в своих трудах. Открытия К.С. Станиславского, касающиеся основных законы актерского мастерства, совершили, по сути, культурную революцию в театральном искусстве и театральной педагогике.
Система К.С. Станиславского приобрела выдающуюся практическую значимость и теоретическую ценность. Она основана не на изучении конечного результата творчества, а на выяснении внутренних причин, приводящих к тому или иному результату.
Таким образом, педагогическая система глубоко раскрывает сущность творческого процесса, в котором неразрывно задействованы все духовные и физические элементы человеческой натуры.
Изучение педагогической системы К.С. Станиславского особенно актуально при работе с подростками, так как включает различные аспекты психологии людей этой возрастной группы. Вовлечение молодежи в театральное действие – до сегодняшнего дня одно из самых эффективных средств воспитания. Именно участие в театрализованных постановках помогает молодежи преодолеть скованность и неуверенность, овладеть навыками успешной коммуникации и облегчить поиск своего места в жизни.
При этом очевидно, что система К.С. Станиславского утверждает мысль, что театральное искусство - не просто развлечение ради развлечения, а творческая работа, требующая серьезного подхода, креативности, готовности постоянно расширять свои знания, умения и навыки, а также совершенствовать собственное мастерство.
Теоретическое осмысление педагогической системы К.С. Станиславского представлено в трудах Н. Горчакова, М. Кнебель, Г. Кристи, Б. Теплова и других исследователей. Кроме того, при изучении системы необходимо обращаться к трудам самого К.С. Станиславского.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у старшеклассников навыков самоанализа, творческого мышления и эмпатии, что имеет значение не только в контексте подготовки к профессиональной деятельности, но и для их общего личностного развития.
Исследуемое противоречие. Противоречие между высокими требованиями к эмоциональной и творческой подготовке современных старшеклассников и недостаточной разработанностью методик использования системы Станиславского в школьной практике вне уроков.
Проблема: как адаптировать систему Станиславского для применения во внеурочной деятельности старшеклассников?
Объект исследования: Процесс организации внеурочной деятельности старших классов.
Предмет исследования: Методика изучения системы К. С. Станиславского в рамках внеурочной деятельности старшеклассников.
Цель исследования: Разработать методические рекомендации по внедрению системы К. С. Станиславского во внеурочную деятельность старшеклассников с целью их творческого и личностного развития.
Задачи исследования:
a) Изучить и систематизировать педагогический потенциал системы К. С. Станиславского.
b) Проанализировать современные подходы к организации внеурочной деятельности старшеклассников.
c) Выявить особенности применения театральной педагогики в школьной практике.
d) Разработать и апробировать методику изучения системы Станиславского во внеурочной деятельности.
e) Оценить эффективность разработанной методики на практике.
Рабочая гипотеза: Применение адаптированной системы К. С. Станиславского во внеурочной деятельности старших классов способствует развитию творческих, коммуникативных и аналитических способностей учащихся, а также повышению их мотивации к самовыражению.
Методы исследования:
a) Теоретические: анализ литературы, обобщение педагогического опыта.
b) Эмпирические: наблюдение, анкетирование, проведение практических занятий и их анализ.
c) Экспериментальные: разработка и тестирование методики, измерение уровня развития учащихся до и после внедрения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке подходов и методов, которые могут быть использованы педагогами во внеурочной деятельности для освоения принципов системы Станиславского.
Способ подтверждения достоверности результатов исследования:
Достоверность подтверждается анализом количественных и качественных данных, полученных в ходе эксперимента, а также сравнением результатов контрольной и экспериментальной групп.
Глава 1. Теоретические основы изучения системы К.С. Станиславского во внеурочной деятельности
1.1 Значение и роль педагогической системы К.С. Станиславского в развитии театрального искусства
К С. Станиславский в 1898 году основал Московский Художественный театр и, кроме своей работы в качестве режиссера и актера, сосредоточился на репетиционных процессах и обучении. Так постепенно была создана и разработана театрально-педагогическая система Станиславского. Его театральная деятельность и педагогические изыскания привели к международной известности, оказав большое влияние на развитие актерских техник и школ по всему миру. Основные положения своей системы автор изложил также в автобиографии и нескольких книгах.
Успех К.С. Станиславского как артиста и режиссера в начале 1900-х XX века годов связан с ростом популярности А. П. Чехова как драматурга. Писатель, будучи уже известным и признанным рассказчиком, пробовал себя в качестве драматурга. Как известно, самый первый опыт с постановкой пьесы «Чайка» в Санкт-Петербурге оказался неудачным. Однако, второе представление пьесы в Москве имело грандиозный успех. С этого, по сути, началась новая веха в истории отечественного театра, а самую заметную роль в этом принадлежит К.С. Станиславскому, который участвовал в постановке и как режиссер, и как актер. Постановка драм «Чайка», «Дядя Ваня» и «Вишневый сад» проходила под непосредственным руководством К.С. Станиславского, который пришел к мысли, что персонажи Чехова-драматурга не могут быть эффективно реализованы традиционными сценическими средствами. К.С. Станиславский считал, что лучшие постановки — самые естественные и реалистичные. Таким образом, его метод развивался, революционизируя актерские приемы по всей Европе, а в конечном итоге и во всем мире.
Система или метод Станиславского — это подход к актерскому мастерству в театре и кино, который подразумевает, что подготовка и репетиции направлены на создание эмоционально выразительного и аутентичного представления. Актеры усваивают внутреннюю жизнь своего персонажа, включая его мотивы и эмоциональные состояния [20].
Метод Станиславского включает в себя несколько основных принципов, помогающих актерам эмоционально связываться со своим персонажем и материалом:
1. Волшебное «если»: основополагающими для метода Станиславского являются концепции «данных обстоятельств» и «волшебного если». По словам Станиславского, актер должен представить себя в обстоятельствах, заданных пьесой. Такой подход может активизировать воображение актера и тесно связать его с материалом, оживляя персонажа. Простой способ начать метод Станиславского - спросить себя: «Что бы я сделал, если бы я оказался в этой ситуации?» Это хороший способ рассмотреть естественные реакции на события в истории.
2. Цель: система фокусируется на мотивации и подчеркивает цель персонажа. Репетируя каждую сцену, актер должен спросить себя о цели персонажа в этот момент. В совокупности эти моменты создают эмоциональную сквозную линию на протяжении всей пьесы, которую можно рассматривать как «сверхцель». Актер также должен был понять, какова его мотивация при подготовке роли. Почему персонаж говорит это? Почему персонаж переходит в эту часть сцены? Почему она включает лампу? Почему он достает пистолет из ящика? По мнению мэтра, некоторые действия очевидны и легко объяснимы, а другие - загадочными. Таким образом, актер должен тщательно изучить текст, чтобы определить мотивацию слов и действий персонажа [21].
3. Эмоциональная память: один из путей к успешному изображению лежит через «эмоциональную память». Это подразумевает, что актер опирается на личный опыт, чтобы изменить свое исполнение, придавая ему большую срочность и достоверность. Например, актер, пытающийся изобразить горе, может опираться на собственный подобный опыт, если он ранее потерял кого-то близкого. Станиславский не хотел, чтобы его актеры просто создавали факсимиле эмоции. Он хотел, чтобы его актеры действительно чувствовали эмоцию, поэтому, если сцена требовала крайнего горя, актерам нужно было поставить себя на место ситуации персонажа, чтобы они действительно испытали чувства сильной печали (то же самое касается и всех других эмоций).
Иногда сцена бывает настолько драматична, а персонаж настолько человечен, что эти сильные эмоции естественным образом возникают у актера. Однако для исполнителей, не способных установить связь с эмоциональным состоянием персонажа, Станиславский советовал исполнителям обратиться к своим личным воспоминаниям и опираться на сопоставимый жизненный опыт.
4. Темпоритм: техника Станиславского направлена на создание ритма или темпа в пьесе в соответствии с эмоциональной интенсивностью представлений.
5. Метод физического действия: этот прием стал более поздним открытием Станиславского. Это был сдвиг, поскольку он привел к большему акценту на физическом движении и импровизации по сравнению с словесными обсуждениями и размышлениями.
Станиславский сам был лучшим наблюдателем за людьми. Он поощрял своих учеников внимательно наблюдать за другими, уделяя внимание как их физическим чертам, так и их личностям. После изучения обычных людей он часто переодевался крестьянином или стариком и общался с горожанами, чтобы понять, насколько хорошо он может влиться в их среду. Каждый человек уникален, значит, каждый персонаж должен обладать уникальными чертами, многие из которых можно вдохновить и адаптировать из наблюдений актера
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буров А. Г. Учебно-воспитательная работа в самодеятельном театре / А. Буров. – М.: АСТ, 1985. – 116с.
2. Выготский Л.С. История формирования высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 359 с.
3. Галендеев В.Н. Учение К.С. Станиславского о сценическом слове [текст]: учебное пособие/ В.Н. Галендеев. – М: Литературная, 1990. – 147с.
4. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В. Гиппиус. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 377с.
5. Горчаков Н.И. Режиссерские уроки К.С. Станиславского [текст]/ Н.И. Горчаков. – М.: Искусство, 1952. – С.68.
6. Груздев М.А. Влияние системы К.С. Станиславского на формирование эстетического вкуса у подростков // Культура и цивилизация. –2024. – Том 14. – № 2. – С. 400-409 // DOI: 10.34670/AR.2024.50.66.017 (дата обращения 10.12.2024).
7. Калашников Ю.С. Эстетический идеал К.С. Станиславского [текст]/ Ю.С. Калашников. – М.: Наука, 1965. – 237с.
8. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе [текст]/ Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2000. – 94 с.
9. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского: учеб. пособие для театр. ин-тов и уч-щ / Г. Кристи. – М.: Искусство, 1978. – 172 с.
Волков Н.Д. Режиссерские уроки К.С. Станиславского [текст]: Беседы и записи репетиций/ Н.Д. Волков. – М.: Искусство, 1995. – 572 с.
10. Крыжицкий Г.К. Великий Реформатор сцены [текст]/ Г.К. Крыжицкий. – М.: Советская Россия, 1962. – 108с.
11. Маркова П.А. Основы Системы Станиславского [текст]: Учебное пособие/ П.А.Маркова. – Ростов-На Дану: Искусство, 2000. – 128 с.
12. Михалева О.И. Школьный театр в эстетическом пространстве школы [текст]/ О.И. Михалева. – М.: Искусство в школе, 2001. – 56с.
13. Кипнис М.Е. Актерский тренинг [текст]: Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актерам/ М.Е. Кипнис. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 249с.
14. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – Санкт-Петербург: Каро, 2019. – 367 с.
15. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность в школе [текст]: Пособия для руководителей театральных коллективов/Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение, 1983. – 173с.
16. Сац Н.И. Роль театра для детей и юношества в воспитании подрастающего поколения в духе мира, гуманизма и прогресса [текст]/Н.И. Сац. – М.: Культура, 1984. – 14с.
17. Сибиряков Н.Н. Мировое значение Станиславского [текст]/ Н.Н. Сибиряков. – М.: Искусство, 1974. – 262с.
18. Смысловое чтение: стратегии, технологии и приемы. – URL: https://znanio.ru/pub/1111 (дата обращения: 10.12.2024).
19. Соловьева И.Н. Человек, События, Время [текст]/ И.Н. Соловьева. – М.: Искусство, 1985. – 167с.
20. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Часть I / К. С. Станиславский – М.: Искусство, 1954. – 424 с. – (Собрание сочинений: в 8 т. / К. С. Станиславский; Т. 2).
21. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Часть II / К. С. Станиславский – М.: Искусство, 1954. – 504 с. – (Собрание сочинений: в 8 т. / К. С. Станиславский; Т. 3).
22. Теплов Б. М. Психология: учебник для средней школы / Б. М. Теплов. – Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. – Москва: Концептуал, 2019. – 255 с.
23. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2004. – С. 640.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования с изменениями и дополнениями от: 18 июля, 8 ноября 2022 г., 27 декабря 2023 г., 22 января 2024 г. // https://base.garant.ru/401433920/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 10.12.2024).
25. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. – Красноярск: Знание, 1998. – С. 40-42.
26. Чернецкий Н.С. Школа для начинающих талантов[текст]: Учительская пособье/ Н.С. Чернецкого. – М.: Книга, 2009. – 235 с.