Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время мотивационная сфера личности является одной из разработанных и фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии.
Изначально слово «мотивация» было использовано А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины». В дальнейшем данный термин прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения человека. Кроме того с понятием «мотивация» непосредственно связаны понятия «потребность», «мотив» и «цель».
Мотивация как психологический термин, на сегодняшний день имеет множество трактовок. Под мотивацией понимают, например: субъективную детерминацию поведения по Асееву В.Г. и Рубинштейну; совокупность мотивов по Платонову К.К.; «процесс психической регуляции конкретной деятельности» по Магомед-Эминову М.Ш.; совокупная система процессов, которые отвечают за побуждение и деятельность по Вилюнас В.К. По мнению Кибанова А.Я.: «Мотивация - это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов» .
Прежде всего, в качестве понятия «мотив» в литературе называются самые разнообразные психологические феномены, например: представления и идеи, чувства и переживания по Божович Л. И.; потребности и влечения, побуждения и склонности по Хекхаузену X.; желания, привычки, мысли и чувство долга по Рудику П.А.; психические процессы, состояния и свойства личности по Платонову К.К.; установки по Маслоу А. и условия существования Вилюнас В.К. По мнению Левицкого А.: «Мотив - это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия».
Синонимичным понятием мотива является цель. Если обратиться к словарю русского языка Ожегова С.И., где указано, что «цель – это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить», следовательно, цель может выступать в роли предмета, объекта и действия. Так, Рубинштейн С.Л. рассматривал цель, как предмет удовлетворения потребности. Тихомиров О.К. пишет, что цель – некий осознанный образ предстоящих результатов и отмечает, что «заданные (принятые человеком) и самостоятельно сформированные (по желанию) цели различаются характером связи, образующейся между целью и мотивом: в первом случае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором - от потребности к цели». Мысленная постановка человеком перед собой конкретной цели связана с представлением не только лишь способа удовлетворения потребности и процесса ее удовлетворения, но и итога данного процесса .
Далее следует обратиться к понятию «потребность»: как психическое явление отражения объективной нужды организма (биологические) и личности (социальные и духовные) по Платонову К.К.; как объективная необходимость и взаимодействие между субъектом и миром, отражение соотношения между тем, что требуется субъекту и тем, как он этим располагает (Ломов Б.Ф., Леонтьев Д.А., Каган М.С.).
Стоит обратить внимание, что в системе управления организации мотивация понимается, как: способ самоуправления личностью собой через мотивы; процесс развития мотива поведения (Филимонов В.Д., Игошев К.Е.); комплекс мотивов и как сложная и динамичная система по Кузнецовой Н.Ф. По мнению Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф. мотивация представляет собой побуждение к деятельности для достижения целей отдельной личности и организации в целом. Монден Я. мотивацию на производстве рассматривает, как: функцию управления (мотивация - побуждение к деятельности); силу, побуждающую к действию (мотив). Следовательно, под трудовой мотивацией подразумевается желание личности, основанное на удовлетворении значимых им потребностей, с целью достижения личных целей или организации, в рамках выполнения трудовой деятельности .
В рамках изучения трудовой мотивации зарубежные авторы акцентируют внимание на двух видах мотивации, которые с точки зрения Хекхаузена Х. следует различать, по признакам: экстринсивной (определенной внешними условиями и обстоятельствами) и интринсивной (внутренней (потребности, установки, интересы, влечения, желания)). Замфир К. делит мотивацию на внутреннюю и внешнюю (положительную и отрицательную). По мнению автора, внутренняя мотивация порождается самой трудовой деятельностью, а внешняя мотивация состоит из мотивов, находящихся за пределами труда как такового и самого работника. Внутренняя мотивация способствует росту и развитию личности (стимулирует к самосовершенствованию, формирует чувство ответственности и т.п.) и для нее характерно, то что содержится в самой деятельности (процесс или конечный результат) и побуждает к труду. Внешняя мотивация направлена на личные интересы (безучастность, безответственность и т.п.), труд становится лишь необходимостью: положительная мотивация (материальное стимулирование, продвижение по работе, престиж и т.п.), отрицательная (штраф, критика и т.п.).
В свою очередь отечественные авторы, например, Леонтьев Б.Г. предложил два типа мотивации: первичная (потребности, влечения, инстинкт) и вторичная (мотив). По мнению автора, мотив как форма мотивации появляется только лишь на уровне личности и гарантирует индивидуальное подтверждение разрешения действовать в конкретном направлении ради достижения поставленных целей.
Кроме того, Ильин Е.П. выделяет типологию исходя из группы мотивов, связанных с трудовой деятельностью, их три: «мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами». Подробнее остановимся на мотивах связанных именно с трудовой деятельностью. Так автор выделяет группы побудительных причин, которые заставляют человека заниматься трудом: 1) побуждения общественного характера (осознание необходимости приносить пользу, оказание помощи другим и нежелание прослыть тунеядцем); 2) получение материальных благ; 3) удовлетворение потребности в самоактуализации, общественном признании и уважении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Текст] // «Собрание законодательства РФ». – 2002. – N 1 (ч. 1). – Ст. 3.
2. Бердиеров, Т.А. Понятие мотивации трудовой деятельности [Текст] / Т.А. Бердиеров, Е.Ю. Ортиков // Молодой ученый. – 2022. – №7.2 (111.2.). – С. 82-86.
3. Васин, Ю.П. Совершенствование кадровой политики предприятия [Текст] / Ю.П. Васин. – Москва : Лаборатория книги, 2020. – 238 с.
4. Викулов, А. А я денежки люблю : деньги в трубу: как найти схему премирования для своей компании [Текст] / А. Викулов // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2021. - № 11. - С. 37-38.
5. Виноградова, М.В. Менеджмент в сервисе (для бакалавров) [Текст] / М.В. Виноградова. - Москва : КноРус, 2019. – 252 с.
6. Воронова, А. Выбор методов мотивации персонала в зависимости от мотивационного типа персонала [Текст] / А. Воронова // Сборник научных трудов студентов института управления и сервиса ТГУ Имени Г.Р. Державина. – 2020. – С. 33-36.
7. Горбунов, А. П. Сверх (транс) сущность труда и эволюция создаваемых им типов ценности, стоимости. От наемного труда и финансового капитала – к преобразовательному самодеятельному сверхтруду и сверхкапиталу [Текст]: монография / А. П. Горбунов ; Пятигор. гос. ун-т. - Пятигорск : ПГУ, 2019. - 263 с.
8. Григорьева, И. В. Формы и способы повышения квалификации в контексте реализации профессиональных стандартов [Текст] / И. В. Григорьева // Вестник Российского университета кооперации. - 2019. - № 1. - С. 29-34.
9. Драчева, Е.Л. Менеджмент [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. - 17 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 304 с.
10. Жданкин, Н.А. Инновационный менеджмент (для бакалавров) [Текст] / Н.А. Жданкин. - Москва : КноРус, 2019. – 315 с.
11. Егоршин, А.П. Зарубежный опыт мотивации труда [Текст] / А.П. Егоршин // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2021. - № 11. - С. 33-36.
12. Иванова, С.В. Мотивация на 100%: а где же у него кнопка? [Текст] / С.В. Иванова. - М.: Альпина Бизнескукс, 2019. – 268 с.
13. Кардашов, В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом на примере ОАО «Красцветмет», г. Красноярск [Текст] / В. Кардашов // Человек и труд. - 2020. - № 10. - С. 78-81.
14. Мандель, Б. Р. Когда людям интересно, они поймут все на свете [Текст] / Б. Р. Мандель // Ректор вуза. - 2019. - № 3. - С. 56-70.
15. Мандель, Б. Р. От компетентности до компетенции: не заблудиться бы в поисках истины [Текст] / Р.М. Мандель // Ректор вуза. - 2020. - № 11. - С. 50-63.
16. Одегов, Ю.Г. Кадровая политика и кадровое планирование [Текст]: учеб. пособие и практикум / Ю.Г. Одегов. – Москва : Юрайт, 2020. – 564 с.
17. Смирнов, Н. Не в деньгах счастье. А в их количестве? : руководитель и мотивация сотрудника: мифы и легенды [Текст] / Н. Смирнов // Деловой вестник «Российской кооперации». - 2021. - № 1. - С. 24-26.
18. Тан Чад-Мень, Ищи в себе: неожиданный путь к достижению успеха, счастья (и мира во всем мире) [Текст] / Чад-Мень Тан ; [пер. с англ. О. Турухиной]. - Москва : АСТ, 2021. - 286 с.
19. Тебекин, А.В. Теория управления [Текст]: учебник / А. В. Тебекин. - М.: Кнорус, 2020. - 342 с.
20. Управление персоналом [Текст]: учеб. пособие / под общ. ред. Г.И. Михайлиной. - 3-е изд. - Москва : Дашков и К, 2020. - 279 с.
21. Экономика труда [Текст]: учебник для бакалавров и магистров / под ред. Н. М. Шеремета, Л. В. Шкуриной. - Москва : [б. и.], 2022. - 441 с.