Фрагмент для ознакомления
2
Многочисленные исследования определили возрастные рамки каждого периода жизни человека. Дошкольный возраст ограничивается семью годами жизни ребенка. После начинается этап школьного возраста.
Возрастными особенностями младшего школьного возраста принято считать возраст в 6-10 лет. Такие рамки определяются моментом зачисления ребенка в школу [11].
Младший школьный возраст – переломный момент, когда ребенок уже не ощущает себя маленьким, но еще не способен к самостоятельному решению многих проблем.
Поступление ребенка в школу отражается на качестве общественных связей ребенка. Из узкого круга семьи ребенок переходит в школьный круг, где проводит много времени.
В этом случае ключевым является отражение связи «ребенок-взрослый- задача», т.е. ребенок должен осознавать статус взрослого, в частности, учителя, понимать и принимать его указания. Знакомство в первым учителем оказывает влияние на все последующее обучение ребенка в школе. Именно чуткость, внимательность и любовь необходимы первому учителя для привития у ребенка мотивации к обучению [14].
К началу младшего школьного возраста ребенок уже сформирован как личность. Это значит, что у него есть свои цели, мотивы и желания. Младший школьник уже имеет представления о себе, способен анализировать свои поступки и поступки других. Осознание себя как личности позволяет ребенку ориентироваться в межличностных отношениях. Все это позволяет каждому ученику определить свое место в классном коллективе [5].
На данном этапе у ребенка стремительно совершенствуется нервная система. На смену процессам возбуждения, которые свойственны более младшему возрасту, у ребенка превалируют процессы торможения. Не смотря на все это у детей выявляется сильная эмоциональность, импульсивность реакций.
На смену игровой деятельности, присущей для дошкольников, ребенок младшего школьного возраста уже ориентирован на учебную деятельность. Такая переориентация деятельности позволяет эффективно воздействовать на психическое развитие ребенка. В процессе обучения ребенок становится более сконцентрированным, у него совершенствуются процессы саморегуляции, он учится доделывать работу до конца. В этом возрасте особое внимание отводится рефлексии собственной деятельности [1].
К младшему школьному возрасту у большинства детей уже сформированы навыки коммуникации. Это означает, что у ребенка имеются навыки культуры общения, культуры поведения. Они способны контролировать свое поведение в обществе, умеют выстраивать цепочку взаимосвязанных высказываний как с детьми, так и со сверстниками.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в этом возрасте у детей развиваются навыки самосознания. Ребенок уже способен заблаговременно определить, как на его поступок отреагируют окружающие, поэтому стараются не расстраивать родителей и учителя. В том случае, если ребенок целенаправленно причиняет боль и вредит, можно говорить о наличии у ребенка определенных трудностей.
Существенное отражение перевеса в сторону учебной деятельности в младшем школьном возрасте является переориентация мотивации деятельности ребенка с «Я хочу» на «Я должен». Присутствие данного явления в младшем школьном возрасте можно считать как следствие сформированной учебной мотивации [5].
Также отражение на деятельности ребенка младшего школьного возраста находит и развитие психической стороны личности. Младшему школьнику характерна произвольность и опосредованность внимания и мышления. Все это помогает ребенку ориентироваться в различных видах деятельности, даже если они не вызывают у ребенка интереса [9].
К младшему школьному возрасту организм ребенка укрепляется и значительно повышается его физическая активность. Однако несмотря на этот факт, в младшем школьном возрасте используется принцип перемены вида деятельности. Доказательно известно, что произвольность внимания к одному виду деятельности у ребенка сохраняется в течение 20 минут. Далее начинается спад. Все это позволяет учителю попеременно чередовать разные виды деятельности на уроке – чтение, письмо или групповая и индивидуальная работа, устная и письменная. Все это показывает, что в начальной школе процесс обучения напрямую отражается на возрастных и психических особенностей обучающихся [15].
Можно отметить, что первоначально обучение ребенка в школе многим детям приносит удовольствие. Новые друзья, новые увлечения вызывают интерес у детей. Все это сказывается и на методах обучения – в начальной школе превалируют методы игрового взаимодействия. Однако с течением времени каждый ребенок осознает свои возможности и начинается спад учебной мотивации. В этот момент у ребенка превалирует социальное общение – он приходит в школу, чтобы общаться, а не получать знания. Подобные изменения проходят через весь этап школьного обучения. В связи с этим педагогам необходимо применять методы повышения учебной мотивации младших школьников [10].
Недостатками младшего возраста является непосредственная импульсивность детей. Во многих случаях дети не думают прежде чем выполнить какое -то действие. При этом способность обобщать у детей развита слабо.
В целом можно предположить, что младшие школьники восприимчивы к учебным материалам. В этом есть как преимущества, так и недостатки: с одной стороны, дети реагируют на то, что видят или слышат, и не вникают глубоко в смысл каждого слова, с другой стороны, они не могут проводить логические связи, характерные для более старших школьников. Эти факты показывают, что очень легко улучшить учебный опыт младших школьников, сделав урок интересным, стимулирующим и увлекательным.
Действующие стандарты начального образования ориентированы, в первую очередь, на образовательный контент. Образование основывается на объеме знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ученик. Ученые и преподаватели определили, что должен знать ученик по тому или иному предмету. Не все дети успешно адаптируются к новой среде при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
1.2 Сущность понятия «адаптация» в психолого-педагогических исследованиях
Термин «адаптация» (от лат. adaptios — «приспособление») был введен немецким физиологом Х. Аубертом во второй половине 19 в.
Согласно исследованиям О. Буховцева первоначально этот термин употреблялся в рамках биологических наук для обозначения приспособления организма и его органов к условиям внешней среды, направленного на поддержание гомеостаза. Позднее термином «адаптация» стали обозначать также процесс и результаты приспособления личности к условиям социальной среды [2].
В психологическом словаре адаптация определяется как приспособление структуры и функций организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды [19].
Философ Ф. Б. Березин определяет адаптацию как «особую форму отражения с системами внешних и внутренних средовых воздействий, состоящую в стремлении создать с ними динамическое равновесие. Этот баланс обеспечивает гармоничную связь системы с внутренней и внешней средой и развитие этой системы» [4, с.93].
А.Б. Георгиевский в своей работе отмечает, что «физиологи И. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский рассматривает адаптацию как общую, интегративную реакцию организма, которая направлена на поддержание жизни в постоянно меняющейся среде [5, с. 39].
Как отмечает О.А. Овсяник, «адаптация в поведении определяется следующим образом: с одной стороны, состояние, при котором полностью удовлетворяются потребности личности и требования среды. Это состояние гармонии между личностью и социальной средой; с другой стороны, процесс достижения гармоничного состояния» [5, с. 39].
С точки зрения Н.Е. Шустова, «в теории социального учения определяется адаптивный характер изменения поведения посредством научения, то есть научение есть форма приспособления» [2, с. 32].
Отечественная психология объясняет адаптацию с точки зрения активности. В соответствии с Н.В. Тюриной, «особенностью деятельности, как формы связи живого организма с окружающей средой, является сознательное, активное изменение окружающего мира. Под адаптацией понимается оптимальное приспособление субъекта к требованиям внешней среды» [14, с. 89].
В. В. Поршнева, рассуждая об адаптации, имеет в виду «индивидуум, личностные качества и структуру личности в целом, особенности взаимодействия личности и социальной среды, реализацию усвоенных ценностей и личностного потенциала, активность личности» [5, с.40].
Таким образом, проведенный нами анализ понятия «адаптация» показал, что процесс адаптации зависит от биологических и социально-психологических условий.
Уровень адаптации человека является результатом процесса адаптации. Адаптация личности делится на внутреннюю, внешнюю и смешанную.
Внутренняя адаптация человека характеризуется перестройкой его функциональных структур и систем, определенными изменениями среды его жизнедеятельности. Происходит осмысленная, комплексная и генерализованная адаптация.
Внешняя (поведенческая, адаптационная) адаптация личности характеризуется отсутствием внутренней (принципиальной) перестройки, самосохранением и самостоятельностью. У людей есть инструментальные приспособления [20].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологич. журн. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации – Москва : Начальная школа, 2016.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва : Академия, 2018. – 514 с.
4. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
5. Варламова, А.Я. Школьная адаптация / А.Я. Варламова. -Волгоград, 2005. – 84 с.
6. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2015. – №8. – С. 66–74.
7. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание / Л.А. Венгер. – Москва : МГУ, 2015. – 186 с.
8. Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е.Т. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2016. –№12. – С. 17–20.
9. Гризик, Т. Участники адаптационного периода : ребенок - родители - педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. – 2018. – № 9. – С. 46-56.
10. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. – Москва : МГУ, 2016. – 154 с.
11. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов. - Москва.: 2006. 234 с.
12. Дамаданова, Х.Д. Социальная адаптация / Х.Д. Дамаданова // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2011. - №.13. – С. 56-59.
13. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Л.Я. Дмитриевская // Начальная школа. – 2017. – №12. – С. 17–20.
14. Зеленова, М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. Дис / М. Б. Зеленова. - Москва: 1991.
15. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие/ О.Б. Конева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2000.
16. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов. – Москва: МГУ, 2015. – 84 с.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
18. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – Москва : Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – Москва : Академия, 2018. – 640 с.
20. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской [и др.]. – Москва : Медицина, 2017. – 231 с.