Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность использования разнообразных жанров фольклора определена одной из задач Федерального государственного стандарта начального общего образования. Согласно данному нормативному документу, младший школьник должен знакомиться с культурой и языковым наследием своего народа. Именно уроки литературного чтения обладают наиболее широкими возможностями комплексного ознакомления учащихся с различными фольклорными жанрами
Фольклор как особый вид искусства является качественно своеобразной составной частью художественной культуры. Он объединяет культуру общества определенной этнической принадлежности на определенном этапе исторического развития общества. Русскую народную культуру можно рассматривать как духовный архетип русского народа, возникший на ранней стадии его развития. Фольклор неоднозначен: он демонстрирует как безграничную народную мудрость, так и народный консерватизм, инертность. В любом случае фольклор воплощает в себе высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания.
Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантазией, а также символикой, т. е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифовывалась творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка.
Использование на уроках примеров из пословиц и загадок, исторических песен, легенд расширяет кругозор детей, воспитывает в них патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает и обогащает речь.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Подрастая, дети знакомятся с другими формами фольклора, например сказками, пословицами, поговорками, загадками.
Целью работы является теоретическое обоснование использования малых фольклорных форм на уроках литературного чтения и экспериментальная проверка уровня нравственной воспитанности детей средствами фольклора.
Объект исследования – использование малых фольклорных форм на уроках литературного чтения.
Предмет исследования – приёмы работы с малыми фольклорными жанрами в начальной школе в воспитательной направленности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение содержательной стороны фольклора и его образовательных и воспитательных возможностей.
2. Обзор методические основ использования малых форм фольклора на уроках чтения в начальных классах.
3. Характеристика роли фольклора в нравственном воспитании младших школьников.
4. Организация опытно-экспериментальной работы по нравственному воспитанию средствами фольклора.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальных глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ФОЛЬКЛОРА) В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1.Понятие фольклора и его образовательные и воспитательные возможности
Фольклор – это наследие народа, его традиции, мифы и легенды, которые помогают понять и проникнуться культурой и историей своей страны. Обрядовый фольклор использовался человеком для магического воздействия на окружающий мир. Шло развитие религиозных воззрений, обретение культурой уникальных национальных черт. Из этого вытекает повсеместное определение данного термина как устного народного творчества, где акцент ставится именно на слово народный.
С другой стороны, фольклор – художественное творчество. Это утверждает В.Я. Пропп в своем сборнике статей «Фольклор и действительность». По своей сути и фольклор, и литература являются формами художественного творчества в области слова. Исследователи не раз отмечали их различия, но неоспоримо и то, что они связаны: литература «вышла» из фольклора. Она использует его образность, сюжеты, приемы и др.
В школьном обучении фольклор изучается на каждой ступени образования. Это обусловлено тем, что образовательный стандарт направлен на развитие личности. Через изучение фольклорных произведений идет нравственное и патриотическое воспитание школьника как личности и гражданина своей страны. Изучение фольклора в целом должно быть направлено на понимание культуры, истории, формирование взглядов молодого человека, и того, что называют духом собственного народа . А также знания об устном народном творчестве являются одним из важных этапов формирования читательской грамотности младшего школьника.
С 1 сентября 2023 года была принята новая единая программа образования. На ее основании с 1 по 4 класс школьники изучают малые жанры фольклора такие как: потешка, загадка, пословица, считалки, скороговорки, небылицы – их назначение и художественные особенности. Также отдельно изучается такой фольклорный жанр как сказка. В федеральной программе по «Литературному чтению» для каждого класса отражается суть изучения народного устного творчества: «пословицы – проявление народной мудрости» (1 класс), «фольклорные произведения народов России: отражение в сказках народного быта и культуры» (2 класс), «нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России» (3 класс), «фольклор как народная духовная культура», «отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира» (4 класс). Как мы можем заметить, с каждым годом происходит усложнение представлений о фольклоре. К следующей ступени обучения учащиеся должны уже иметь четкое представление о фольклоре как об основе национальной культуры: «находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира .
В пятом классе школьники начинают изучение литературы с повторения малых жанров фольклора, которые они на протяжении прошлых четырех лет изучали в начальной школе. На данный раздел отводится всего семь часов, пять из которых на жанр сказки. К моменту изучения, а правильнее сказать повторению и углублению, малых жанров фольклора пятиклассник уже должен знать и различать их по жанровым характеристикам, родовой принадлежности. Но в связи с тем, что фольклор изучается в начале года, а повторение данного материала на уроках зависит от воли учителя, часто происходит так, что школьник «забывает» информацию об устном народном творчестве.
Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями своей художественной формы. Эти особенности включают в себя, прежде всего, традиционную поэтику, которую люди развивали на протяжении веков. Традиционные народные символы, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчеству особый колорит.
Фольклор отличается от письменной литературы особенностями типизации. Литература характеризуется созданием типичных персонажей в типичной среде. Типичный персонаж, отражающий основные черты своего социального окружения и эпохи, проявляется через индивидуальные особенности героя, через индивидуальную и неповторимую внешность. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.
Функции и образовательный потенциал фольклора разнообразны.
1. фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре прошлого и настоящего. Фольклор знакомит с образом жизни, традициями и обычаями своего народа и «народа-соседа».
2. с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственных и поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре народа. Моральные и поведенческие нормы и ценности выражаются в системе образов. Ученик раскрывает характеры сказочных персонажей, вникает в суть их действий, понимает, что такое хорошо и что такое плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, разбирается в народных представлениях о человеческой красоте. Мудрые пословицы и поговорки рассказывают о нормах поведения.
3. с помощью фольклора можно воспитывать как уважение к культуре своей этнической группы, так и толерантное отношение к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ - творец, создатель культурного наследия, которым следует восхищаться и которым следует гордиться. Фольклор - это многовековое народное произведение, сохраняющее историю этнической группы.
4. фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него есть потребность общаться с людьми. Он стремится понять, какие средства люди используют в своей работе, и пытается применять их в будущем.
Фольклор является основным средством народного образования. Народная педагогика - это образовательный предмет и вид деятельности взрослых для воспитания подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь идей и представлений, взглядов и мнений и убеждений, а также навыков и приемов людей для развития образования и профессиональной подготовки подрастающего поколения, что нашло отражение в народном творчестве. Это менталитет нации в отношении молодого поколения и образовательных традиций в семье и обществе, а также связь и преемственность поколений.
Фольклор как устное народное творчество, взаимосвязан с литературой. С одной стороны, литература «вырастает» из фольклора, отсюда общие мотивы, образы, средства выразительности и др. С другой стороны, многие авторы литературных произведений сознательно используют фольклорный материал с разными целями. В таких случаях понимание фольклорной основы произведения – обязательное условие понимания самого художественного текста. Этим обусловлена необходимость наличия у школьника системных знаний о фольклоре, владения литературоведческими понятиями, связанными с устным народным творчеством .
В настоящее время в связи с переходом на новую единую программу параллельно происходит переход на новый УМК. В прошлом каждый регион, край, город, конкретная школа могла выбрать учебники из числа рекомендованных Министерством просвещения. В связи с унификацией системы образования ведущим УМК стал комплект В. Я. Коровина, но школы вынуждены продолжать работать по другим программам: УМК Г. С. Меркина, В. Ф. Чертова, С. А. Зинина и др. Но, несмотря на разрозненность учебников по литературе, каждый автор говорит о взаимосвязи фольклора и литературы.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение фольклора в школьном образовании является неотъемлемой частью формирования личности и развития читательской грамотности. Оно помогает школьникам понять культуру, историю и дух собственного народа, а также открыть для себя ценности и особенности фольклорных произведений. Изучение фольклора в сочетании с изучением литературы позволяет учащимся расширить свой кругозор и более глубоко понять мир вокруг себя. Но в силу различных факторов происходит «утрата» начальных знаний, тем самым перед учителем ставится задача построить этап актуализации на уроке таким способом, чтобы мотивировать школьника, находящегося в «переходной» стадии физически, психически, а также в школьной среде, на изучение фольклорных произведений, углублений знаний об этом виде творчества, выстраивание этих знаний в целостную систему.
Работа по народному творчеству в начальной школе должна протекать в системе взаимосвязей, и к ее осуществлению требуется специальная подготовка педагогических кадров. Одна из линий подобных взаимосвязей заключается в единстве урочной и внеурочной работы по народному творчеству. С другой стороны не следует противопоставлять сами задачи речевого и литературного развития младших школьников, поскольку их взаимообусловленное решение как раз и обеспечивает достижение универсальных результатов начального образования .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» М., 2011. С. 151-169.
2. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. – 2009 – № 3 – С. 189-195.
3. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа; Баш. ГПУ, 2000. – 328 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.
5. Баркова, А. М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора, – М: 2010. – С. 2-17.
6. Батищев, Г.С. Единство деятельности и общения / Г.С. Батищев // Принципы материалистической диалектики как теории познания. - М.: Наука. - 1984. - С. 194-210.
7. Блюмкин, В.А. Нравственное воспитание. Философско-этические основы. Воронеж: Изд - во Воронежск. ун - та,2014. - 142 с.
8. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: РГПУ. - 2000. - 352с
9. Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания / Н. К. Голубев, Б. П. Битинас. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
10. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. С. 4-5.
11. Кикина М. И., Овсянникова Е. Е. Психолого-педагогическая диагностика изменений уровней личностных качеств детей, изучающих предмет «Самопознание»: мет. реком. / М. И. Кикина, Е. Е. Овсянникова. - Усть-Каменогорск, 2007. - 29 с.
12. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров; [рецензенты: док. пед. наук, профессор Е. Г. Силяева; канд. псих. наук, доцент Н. А. Аминов]. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
13. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошк. воспитание. 2001. - № 9. - С. 98 - 101.
14. Маликова О. В. Способы реализации системно-деятельностного подхода: Методические рекомендации / О. В. Маликова – Тюмень, ТОГИРРО, ЦНППМПР г. Тобольск, 2022. – 21 с.
15. Мехова Т.А. Роль народной игры в формировании характера ребёнка / / Воспитание школьников. 2001. № 3. С. 49-52.
16. Николина, В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого - педагогический аспект // Православие и культура. XI Рождественские православно - философские чтения / под ред. Л.Е. Шапошникова. - Н. Новгород: НГЦ. 2002. - 485 с. - С. 72-89.
17. Паничкин Д.В. «Живая карта России»: большие образовательные возможности вместо развлечений и массовой рекламы https://www.art-talant.org/publikacii/45855-ghivaya-karta-rossii-bolyshie-obrazovatelynye-vozmoghnosti-vmesto-razvlecheniy-i-massovoy-reklamy (дата обращения 13.12.2024)
18. Паничкин Д.В. Литературное применение «Живой Карты России» для продвижения интереса школьников к чтению https://www.art-talant.org/publikacii/62283-literaturnoe-primenenie-ghivoy-karty-rossii-dlya-prodvigheniya-interesa-shkolynikov-k-chteniyu (дата обращения 13.12.2024)
19. Педагогический энциклопедический словарь / [ред. Б. М. Бим-Бад]. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
20. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов : в 2 кн. - М.: Владос, 1999. - Кн. 2 : Процесс воспитания. - 256 с.