Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования.
«Люди перестают думать, когда перестают читать». Эти слова принадлежат великому французскому философу Дени Дидро, который сказал их много лет назад. Но они актуальны и сегодня, потому что решение проблемы пробуждения интереса детей к чтению помогает решить ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач в обучении и воспитании.
Книга – великий учитель и друг, без неё невозможно гармоничное развитие человека. Она формирует не только память, но и воображение, нравственность и духовность каждого из нас.
Дошкольное детство – это важный этап в развитии личности. До шести лет ребёнок с интересом познаёт мир, впитывает впечатления, как губка, усваивает нормы поведения окружающих и подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть мир во всём его многообразии, удивиться ему и понять его. Максим Горький писал: «Каждая книга открывает передо мной окно в новый, неведомый мир».
Деятельность дошкольника с книгой нацелена на развитие навыков, которые особенно пригодятся ребёнку в школе. Речь идёт о формировании способности непосредственно воспринимать искусство слова и анализировать прочитанное, уделяя особое внимание эстетическим аспектам.
При правильной организации образовательного процесса можно ожидать, что начальная школа будет опираться на достижения ребёнка, полученные в дошкольном учреждении.
Необходимо пробудить у детей интерес к книге, чтобы познакомить их с миром художественной литературы и показать, насколько важно словесное искусство для понимания окружающего мира и его многогранности.
Социологические исследования в России и за рубежом выявили тревожные тенденции: заметное снижение интереса к чтению; резкое сокращение времени, которое дети проводят за чтением, из-за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютеры вытеснили книгу из жизни; замена настоящей детской художественной литературы суррогатами массовой культуры; книга не является приоритетной духовной ценностью для нескольких поколений.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что дети перестали читать, а значит, страдает их грамотность, интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание и многие другие аспекты гармоничного развития личности. Необходимо активно формировать круг детского чтения в ДОО.
Противоречие.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между чтением классических произведений, которые стали неотъемлемой частью детского чтения. Среди них — народные сказки, произведения Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена, Корнея Чуковского, а также юмористические рассказы Николая Носова и Виктора Драгунского.
С другой стороны, недостаточное внимание уделяется современной детской литературе.
Для преодоления этого противоречия рекомендуется постоянно обновлять список книг для детского чтения, учитывая не только возраст детей, но и их литературный опыт, интересы и предпочтения.
Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловили выбор темы нашего исследования «Принципы формирования круга чтения в ДОО».
Проблема исследования. Каковы особенности и возможности формирования круга чтения у детей дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования – теоретическое изучение и экспериментальная проверка формирования круга чтения в ДОО.
Объект исследования – процесс формирования круга чтения в ДОО.
Предмет исследования – принципы формирования круга чтения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза. Формирование круга чтения в ДОО будет эффективнее при наличии следующих условий:
Создание особой эмоциональной обстановки.
Проявление заботы о ребёнке.
Тщательный выбор литературы.
Организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей.
Наличие иллюстраций в книгах.
Задачи:
1. Рассмотреть основные характеристики детского круга чтения.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Описать принципы, способствующие развитию интереса к чтению у старших дошкольников.
4. Исследовать уровень сформированности круга чтения у детей в ДОО.
5. Разработать рекомендации для педагогов по формированию круга чтения у дошкольников в ДОО.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент,
База исследования: ………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………….
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования круга чтения в ДОО
1.1 Основные характеристики детского круга чтения
В течение многих столетий теоретики и практики во всём мире проявляют интерес к чтению как к явлению. В настоящее время взрослые люди изменили своё отношение к формированию круга детского чтения и к необходимости развития у детей навыка чтения.
Читатель формируется в раннем детстве. Жизненный путь поколений определяется мировоззренческими, культурными, нравственными и образовательными приоритетами, заложенными в дошкольном возрасте.
Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт окружающий мир, его прошлое, настоящее и будущее, учится анализировать события, происходящие в мире [5].
В XVIII веке учёные начали обращать внимание на проблемы детского чтения, и Н. И. Новиков был одним из первых, кто поднял эти проблемы в своём труде «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». В XIX веке писатели, критики и педагоги (В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Н. А. Корф, В. П. Острогорский, Н. А. Добролюбов и другие) в своих работах высказывали множество мнений и идей о том, как организовать детское чтение.
Невозможно грамотно организовать детское чтение, не разобравшись в формировании круга детского чтения.
Детское чтение — это не только знакомство с художественными произведениями, но и с научно-популярной литературой и публицистикой. В более узком смысле это процесс, который педагогически направлен на то, чтобы приобщить детей и подростков к литературе. Цель — воспитать любовь к книге, научить понимать прочитанное и развить эстетическое чувство и нравственность.
Круг детского чтения — это произведения, которые дети читают или слушают, как их читают. Эти произведения могут быть специально написаны для детей, а могут быть адаптированы для них из взрослой литературы.
В круг детского чтения входят произведения фольклора, детской литературы, а также газеты и журналы.
Н. М. Демурова, известный литературовед, считает, что круг детского чтения постоянно меняется. Особенно быстро это происходит у детей дошкольного возраста, что связано с их психологическими и педагогическими особенностями [1].
Н. Н. Светловская, кандидат филологических наук, доктор педагогических наук и профессор, рассматривает круг детского чтения как систему, в которой все элементы связаны между собой [15].
Г. М. Первова, доктор педагогических наук, профессор и заведующая кафедрой общей педагогики и образовательных технологий в Тамбовском государственном университете, определяет круг детского чтения как список книг и других изданий. По её мнению, произведения, входящие в этот круг, предназначены для определённого возраста детей и должны способствовать их развитию, воспитанию и обучению. Все произведения должны быть исторически и индивидуально ориентированы [14].
Формирование круга детского чтения — это сложный процесс, который требует как теоретических, так и практических подходов. Нельзя подходить к этому вопросу только с педагогической точки зрения, необходимо использовать комплексный подход.
От чего зависит содержание круга детского чтения?
1. От предпочтений и возраста детей. Уже в раннем возрасте дети начинают проявлять интерес к определённым жанрам и авторам. Если произведение им нравится, они будут просить читать его снова и снова.
2. От информированности взрослых в области литературы. Дети ещё не обладают достаточными знаниями о литературе, и от взрослых зависит, насколько интересно они будут воспринимать ту или иную книгу. Чем больше знаний у взрослого в области литературы, тем интереснее будет книга для ребёнка.
3. От состояния и уровня развития самой литературы. В 50–80-е годы XX века дети предпочитали реалистическую литературу, потому что другой литературы в то время не было.
4. От попытки вернуть в детское чтение игровые произведения обэриутов. Однако эта попытка не увенчалась успехом, так как их стихи не были переизданы.
5. От однообразия литературы, которое сделало круг детского чтения однообразным. В детском чтении рубежа XX–XXI веков преобладают сказки и литература нонсенса, что не способствует воспитанию разностороннего читателя.
Фрагмент для ознакомления
3
Алиса в стране чудес : [для сред. шк. возраста] / Л. Кэрролл ; ил. П. Уиверса ; [пер. с англ. Н. М. Демуровой ; стихи в пер. С. Я. Маршака, О. Седаковой и Д. Орловской]. – Москва : Эксмо, 2020. – 127 с.
Битус П. А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста / П. А. Битус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 386-388.
Голышева И. А. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 563-565.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению/ - М.: Линка-Пресс, 2020.-176с.
Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения : сб. ст. / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ) ; [науч. ред. З. А. Гриценко]. – Москва : МГПУ, 2019. – 159 с.
Изотова Э. И. Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей дошкольного возраста // Символ науки. – 2017. – №3.
Калинина Т. В. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (109). — С. 607-609.
Колесникова И. С. Психологические особенности дошкольного возраста / И. С. Колесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48.1 (234.1). — С. 14-16.
Лысова, В. И. Роль семьи в воспитании читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Лысова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 24 (523). — С. 164-166.
Лурия А. И. Психология. — М.: Психология – переизд., 2019. — 280 с.
Мазурова О. Р. Детская книга в жизни маленького человека / О. Р. Мазурова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2.1 (8.1). — С. 17-18.
Матяш Н.В. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Вентана-Граф, 2019. —112 с.
Огольцова, Е. Г. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 259-261.
Первова Г. М. Читательская культура педагога : монография / Г.М. Первова ; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - 1. - Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. - 250 с.
Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2020. – № 4. – С. 8–15 ; № 5. – С. 39–47 ; № 6. – С. 48–56.
Сентюрёва Т. Ю. Основные подходы к проблеме чтения художественной литературы в дошкольной педагогике / Т. Ю. Сентюрёва, Г. М. Пантелеева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 124-128.
Смирнова О. А. «Круг чтения» старших дошкольников в контексте программ воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста РК и РФ (опыт анализа) // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2019. –№5.
Смородинова М. В. Анализ журналов для детского чтения (по материалам опроса московских школьников) / М. В. Смородинова, З. Ф. Епифанова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 48-49.
Соколова С. Ю. Особенности восприятия в дошкольном возрасте (воспитательный аспект) / С. Ю. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 202. — № 48.1 (234.1). — С. 36-38.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155. М., 2013.
Федяевская В.М. Границы вмешательства в детскую жизнь / В. М. Федяевская ; Предисл.: Вс. Басов. — Орел : Красная книга – переизд., – 2019. — 30 с.
Хамидова М. О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста / М. О. Хамидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 207-209.
Чудинова В. П. Читатели Российской государственной детской библиотеки / В. П. Чудинова / В. П. Чудинова, Е. А. Колосова, Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко ред.-сост. М. М. Самохина; Рос. Гос. б-ка для молодёжи. - М., 2019.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2020. — 349 с.
Шеховцова Л. Д. Роль книги в развитии ребенка / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Р. И. Маркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (16). — С. 3-6.