Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие универсальной коммуникативной учебной деятельности (УКУ) на уроках химии является актуальной проблемой, поскольку от степени развития этих навыков зависит не только эффективность обучения детей, но и процесс социализации и развитие их личности в целом.
Коммуникативная учебная деятельность предоставляет возможности для сотрудничества: умение осуществлять совместную деятельность согласованно, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, поддерживать каждого. друг с другом и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
В процессе изучения урока химии коммуникативная деятельность универсального обучения развивается посредством сотрудничества ученика с соседом по кабинету или в группе.
Например, во время мини-теста (проверка усвоения терминов по изучаемому предмету, знания латинских названий элементов и т.п.) учащиеся, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы.
Объект исследования- коммуникативные УУД
Предмет исследования- развитие коммуникативных УУД на уроках химии
Цель исследования- изучить особенности развитие коммуникативных УУД на уроках химии
Задачи исследования:
- раскрыть сущность универсальных учебных действий
- определить роль коммуникации в образовательном процессе
- показать примеры заданий на уроках для развития коммуникативных навыков
- дать оценка эффективности применения
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УУД
1.1. Сущность универсальных учебных действий
Современное образование построено на принципах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения. В результате возникает необходимость изменения образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми обществом и временем.
Сегодня все больше преподавателей утверждают, что традиционный подход к преподаванию устаревает, что большинство учеников способны лишь воспроизводить полученные от преподавателя знания и не способны использовать их в повседневной жизни в нужной ситуации.
Учащиеся приобретают знания, запоминают правила, но не могут их применить, так как в школе не участвовали в деятельности, демонстрирующей практическое использование полученных знаний.
При этом основной задачей современного образования должно стать обучение, направленное на личностное развитие и самореализацию личности.
В соответствии с ФГОС целью современного образования является общее личностное, познавательное и культурное развитие учащихся, обеспечивающее развитие основных умений, главным из которых является «умение учиться» [1].
Достичь этой цели можно путем формирования системы универсальной учебной деятельности (УУД), которая даст обучающимся возможность самостоятельно приобретать различные знания, умения, умения и навыки. Учитывая основные цели современного образования, выделяют следующие виды образовательной деятельности: личностную; нормативный; образовательный; коммуникативный [1].
Личностные универсальные учебные действия формируют ценностно-смысловую направленность учащихся. Студенты должны знать моральные нормы общества, совершать действия с учетом принятых этических принципов, уметь видеть нравственную сторону поведения и ориентироваться в социальных ролях.
Относительно образовательного процесса можно выделить три типа действий личности:
- личностное, профессиональное и жизненное самоопределение;
- формирование смысла, то есть способности учащихся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивацией;
‒ морально-этическая ориентация, оценка усвоенного учебного материала, гарантирующая личный нравственный выбор.
Нормативная универсальная учебная деятельность позволяет учащимся организовать свою учебную деятельность. [3]
К ним относятся:
- целеполагание, умение сформулировать задачу с учетом соответствия между тем, что уже известно, и тем, что еще не известно;
‒ планирование
– построение цепочки промежуточных целей для достижения необходимого результата;
‒ прогноз
– предсказание результата, его временных характеристик;
- контроль в виде сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном;
‒ коррекция – изменение плана или способа деятельности, когда норма отличается от фактического действия и его результата;
‒ оценивание – понимание обучающимися того, что уже изучено и что еще предстоит выучить, осознание качества и уровня обучения; ‒ саморегуляция как способность мобилизовать силы и энергию, проявлять свою волю.
К универсальным познавательным учебным действиям относятся общие, логические учебные действия, а также действия, состоящие из постановки и решения задач.
Давайте рассмотрим их более подробно.
К универсальным общеобразовательным действиям относятся:
‒ самостоятельная формулировка познавательной цели;
‒ поиск необходимой информации; использование различных методов исследования, в том числе с использованием компьютера;
- структурирование знаний;
- сознательное и произвольное построение речевого суждения (устного и письменного);
– выбор более эффективного способа решения проблемы в соответствии с состоянием;
‒ самоанализ способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение; ‒ понимание и адекватная оценка языка СМИ;
‒ постановка задачи, разработка алгоритма деятельности по решению задачи творческого или исследовательского характера. Отдельную группу общеобразовательных действий составляют знаково-символические действия, включающие моделирование и модификацию модели с целью выявления законов, определяющих эту область.
К логическим традиционно относят следующие универсальные действия: анализ; синтез; сравнение, классификация объектов по выбранным характеристикам; обобщить концепцию, сделать выводы; установление причинно-следственных связей; построить логическую цепочку рассуждений; доказательство; выдвигать гипотезы и обосновывать их. [4]
При этом постановка и решение проблемы предполагает формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения задач творческого и исследовательского характера.
Универсальная коммуникативная образовательная деятельность формирует социальную грамотность и учет позиции других, партнера в общении или деятельности, умение слушать и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении вопросов; интегрироваться в группу сверстников и наладить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; задавать вопросы; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, владение монологическими и диалогическими формами.
1.2. Роль коммуникации в образовательном процессе
Основой процесса общения в традиционной системе образования является монолог учителя. Учитель с готовыми знаниями подходит к ученику и, используя систему поощрений и наказаний, заставляет его принять информацию как необходимую и обязательную.[5]
Взаимодействие между участниками образовательного процесса, как уже отмечалось, обычно строится по инициативе преподавателя в соответствии с заранее составленным планом урока.
Коммуникативные навыки необходимы не только в повседневном общении людей, но и в их профессиональной деятельности; они практичны и технологичны. Без коммуникативных навыков эффективное функционирование организации невозможно и, следовательно, для производимой продукции становится трудным доступ на внутренние и мировые рынки.
Эти навыки способствуют освоению новых поведенческих приемов и необходимы для решения задач, поставленных перед руководителем и организацией. Мастерство общения является важным условием успеха работника в его профессиональной деятельности. Коммуникативные навыки необходимы для поддержания межличностных отношений [5].
Коммуникация – это процесс общения между людьми в их общей деятельности. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями и информацией.
Без общения невозможно организованное существование людей. Коммуникация – это средство, помогающее моделировать поведение, вносить изменения, благодаря которым информация приобретает смысл и достигаются цели. В процессе общения информация передается от одного субъекта к другому.
Субъектами являются отдельные лица, группы людей и целые организации. В первом случае общение носит межличностный характер и осуществляется посредством передачи фактов и идей, обмена мнениями, чувствами и представлениями, чувствами по отношению друг к другу, как правило, вербально.[6]
Организации, особенно образовательные, используют различные средства коммуникации. Они устанавливают контакт с потребителями посредством рекламы и других средств продвижения товаров и услуг на рынке.
В сфере связей с общественностью особое внимание уделяется созданию определенного имиджа организации на необходимом уровне. В организациях, подчиненных государству, хранятся разнообразные документы.
В то же время дискуссии, переговоры, встречи, записки, циркулирующие внутри организации, зачастую являются реакцией на проблемы, вызванные средой, окружающей организацию.
В организации различают следующие виды коммуникаций:
- межуровневые коммуникации, то есть обращение информации происходит в рамках вертикальной коммуникации;
- коммуникации между различными службами, иначе называемые горизонтальными коммуникациями. Организация состоит из большого количества отделов и подразделений, поэтому обмен информацией необходим для координации задач и действий между ними;
- коммуникации «руководитель — подчиненный», они связаны с разъяснением конкретных задач организации, обсуждением проблем эффективности работы, получением информации об идеях и предложениях от подчиненных
- коммуникация между руководителем и рабочей группой. Эти коммуникации позволяют лидеру повысить эффективность действий группы;
- неформальное общение. Неофициальный канал связи – это канал распространения слухов. Информация передается гораздо быстрее по слухам, чем по формальным каналам связи [1]
Сети неформальных коммуникаций существуют практически во всех организациях, в том числе образовательных, способствуя более эффективному функционированию формальной командной структуры.[7]
Часто эта форма распространения информации происходит очень быстро, и поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. В то же время такая система может искажать информацию; у него нет четкой структуры распределения обязанностей и отчетности.
Эффективные коммуникации необходимы для успеха сотрудников и организации в целом. Неэффективные коммуникационные процессы являются одной из самых больших проблем в организации.
Эффективные менеджеры – это специалисты, умеющие наладить продуктивные коммуникации. Они обладают хорошими навыками устного и письменного общения, понимают суть коммуникационных процессов в организации и понимают, как сделать коммуникации эффективными на благо всего коллектива организации.
Каждый руководитель организации хочет иметь сплоченную и эффективную команду, способную достичь поставленных целей. Работа по созданию такой команды не менее важна, чем производственные процессы организации. Поэтому важнейшим условием объединения рабочей силы является наличие хороших внешних и внутренних коммуникаций.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения — М.: Владос-Пресс, 2022.-354с.
2. Алексеев Н:А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики//Монография, -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2021. -216 с.
3. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории:. М.: Дрофа, 2020.-256с.
4. Альтшуллер Г.С. http://www.trizland.ru/trizba/pdf-books/chemfsbrnk.pdf
5.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса1 обучения, общедидактический аспект. М.: Педагогика; 2017. - 254с.
6. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М.: Педагогика, 209: - 318 с.
7. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения.- М., 2018.-268с
8. Бадмацыренова В.В. Совершенствование общеучебных умений и навыков: методическое пособие для учителя. — Улан-Удэ, 2019: 72 с
9. Баранников A.B. Компетентностный подход и качество образования.-М.: Московский центр качестваюбразовании,2018.-144с.11
10. Бардин К. В: Как научить детей учиться. М.: Просвещение, 2019.-112с.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии М., 2019.-184с.
12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М:, 2018.-167с.
13. Блауберг И.В., Садовский В.H., Юдин Э.Г. «Системный подход в современной науке» В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 2020, с. 7-48.
14. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания.- Ростов-на-Дону, 2019.-3 84с.
15. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся/ И.В. Кухтинская// Начальная школа плюс до и после. - 2022. - № 2. - С. 13-15.
16. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова// Начальная школа. - 2021. - № 7. - С. 91-96.