Фрагмент для ознакомления
2
Таможенный контроль - это комплекс мер, принимаемых таможенными органами для обеспечения соблюдения национального законодательства, включая национальное таможенное законодательство и международные договоры, и контроль за его выполнением возложен на таможенные органы. Целью таможенного контроля является определение соответствия таможенных операций и таможенных процедур требованиям таможенного законодательства путем проведения проверок.
В связи с увеличением объемов товаро- и пассажирообменной деятельности в таможенной сфере и расширением внешнеэкономических связей России начал развиваться таможенный контроль.
Таможенная проверка - это форма контроля, которая была проведена после выпуска продукции для проверки соответствия правовым нормам ЕАЭС. Она заключается в сравнении информации, предоставленной при таможенном оформлении, когда данные получены из разных источников (документация, данные от налоговых органов и зарубежных государственных учреждений). Меры проверки применяются в отношении различных объектов: заявителей, перевозчиков, владельцев СВХ и магазинов беспошлинной торговли, лиц, перевозящих товары через границу ЕАЭС.
В ходе проверок сотрудники таможни проверяют произведенное размещение товара в рамках одной процедуры; следят за соблюдением ограничений и запретов, которые являются условием выпуска; проверяют в установленном порядке организации (включенные в реестры и уполномоченные на ведение таможенных дел) на предмет их услуг.
Фискальная составляющая результатов таможенной проверки после выпуска сегодня является приоритетным для решения вопросов, касающихся обеспечения полноценного и своевременного поступления доходов в Федеральный бюджет РФ. Таким образом, методы, инструменты, которые обеспечивают эффективность контроля за таможенным законодательством, совершенствуются постоянно .
Таможенная проверка является инструментом обеспечения соблюдения участниками внешнеэкономического оборота международных соглашений по таможенному делу, нормативных правовых актов, законов стран-членов ЕАЭС. В статье 322 ТК ЕАЭС установлены формы таможенной проверки: получение разъяснений, проверка маркировки и других документов и данных; таможенный досмотр, личный таможенный досмотр; таможенное досмотр помещений, территорий . Устный опрос, таможенный надзор, маркировка товара специальными маркировками, при наличии одинаковых маркировок, учет товаров в таможенном надзоре; системе отчетности таможенного законодательства ЕАЭС определяются как меры обеспечения таможенного надзора. Высшая форма таможенного надзора на этапе выпуска товаров – таможенный досмотр ста. 331 ТК ЕАЭС. Он состоит в совокупности данных заявленных в декларации таможенного органа и представленных в документах таможенных органов с данными учета, счетов и других сведений, полученных в соответствии с законом. Сразу нужно сказать: источники такого документа, информации, данных может быть разные, количество их почти бесконечное. Это банки и лица, имеющие значение в отношении товаров, перевозчиков, владельцев складов, агентств, органов сертификации и других государственных и регулирующих органов. Проверяемым лицом являются лица, указанные в статье 331 Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенный досмотр может проводиться не только государствами, которые являются перевозчиками, но и, например, теми лицами, в отношении которых имеются данные, указывающие на то, что товары, незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, находятся в их владении и (или) пользовании.
Примерный перечень вопросов, проверяемых при таможенном досмотре, изложен в статье 331 Таможенного кодекса ЕАЭС. Таможенные органы могут проверять соблюдение международных договоров и актов в области таможенного дела, нормативных актов и законов государств-членов ЕАЭС при проведении обучения не только участниками внешнеэкономической деятельности или лицами, осуществляющими деятельность в сфере поведения, но и лицами, участвующими в обороте товаров на внутреннем рынке.
В зависимости от места, частоты и продолжительности существует два вида таможенной проверки: камеральная и выездная. Камеральная осуществляется сотрудниками таможни по месту их непосредственного нахождения с любой периодичностью. Продолжительность таких мер контроля не должна превышать 90 календарных дней (в некоторых случаях этот период может быть продлен или приостановлен). Она осуществляется с учетом и анализом сведений, которые содержатся в таможенной декларации, включая коммерческие, транспортные и другие документы, представленные проверяемым лицам по запросу таможни, и документов, сведений государственного органа, других сведений и документов, имеющихся в таможенном органе.
Осуществляется в месте нахождения назначенного её таможенным органом без выезда и без вынесения решения о ее проведении. Обязательное требование такой проверки: уведомить проверяемого в день начала проведения проверки .
Выездная проверка проводится по месту регистрации или месту нахождения проверяемого объекта.
Обычно выездная таможенная проверка организуется в рамках утвержденного плана контрольных мероприятий, и он может завершаться более одного раза в год, в количестве одного объекта контроля .
Внеплановая таможенная проверка проводится при появлении данных, которые могут не соответствовать правовым нормам ЕАЭС, также есть несколько других объективных причин. Начальник таможни назначает выездные проверки по графику на месте путем вынесения соответствующего решения. Время контроля на месте составляет два месяца (в некоторых случаях он может быть продлен до еще одного месяца). По окончании контрольных мероприятий составляется акт, форма которого утверждена Приказом Федеральной таможенной службы России от 14.02.2019 № 258.
Субъект, в отношении которого проводится выездная таможенная проверка, обязан разрешить сотрудникам таможни выйти территории, которые должны быть проверены на предмет контроля. Таможенный инспектор, в свою очередь, имеет право прекратить и пресечь любое сопротивление, войти на досматриваемый объект, открыть замки и засовы. При таможенной проверке сотрудники таможни имеют право запрашивать документы, устанавливать, проводить экспертизу, получать тестовые образцы, проводить инвентаризацию, изымать документы и пломбы в помещениях. Контролируемое лицо, в свою очередь, обязано представить запрашиваемые документы и обеспечить доступ к объектам проверки. Выездную таможенную проверку может назначать не только руководитель начальника таможенной службы или его уполномоченный заместитель, а также замещающие их лица, принимая решение об осуществлении выездных таможенных проверок.
При этом ее можно приостановить в случае, если необходимо провести встречную внеплановую выездную таможенную проверку, таможенную экспертизу, направление международных запросов, восстановление у проверяемого лица документов, необходимых на выездную таможенную проверку. В настоящее время установлено, что приостановленный срок не может быть выше 9-ти месяцев .
При рассмотрении таможенной проверки в рамках таможенного контроля в целях обеспечения законности следует сказать, что таможенный контроль обеспечивает исполнение требований законодательства о таможенном деле и таможенном регулировании. Повышение качества работы таможни лежит в основе системы управления риском, в соответствии с которой можно провести таможенную проверку при наличии сведений, позволяющих сомневаться в правильности представленных в декларациях данных и сопроводительных документах . Корректировочная функция таможенного контроля позволяет, исходя из результатов проверок, осуществлять мероприятия, направленные на совершенствование деятельности отдельных элементов таможенного контроля, а также всей системы. При использовании данных таможенного надзора различных уровней осуществляются коррекционные работы по различным показателям контроля и проверок таможенной деятельности органов таможенного надзора. Основная функция контроля в современных условиях является предотвращением совершения участниками таможенной деятельности нарушений в сфере таможенного права. Выполнение таможенной функции направлено на предотвращение нарушений таможенного законодательства и на совершенствование мер профилактики нарушений таможенного законодательства . В рамках надзорной функции по таможенному контролю осуществляется выполнение воспитательных функций участников международных отношений по выполнению таможенного права и обеспечению правового порядка в сфере таможенных дел .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. 12.04.2017. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант плюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.08.2018
4. Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность: Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 [Электронный ресурс] // Таможенные ведомости. 2016. № 6
5. Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – с. 54-60.
6. Бекяшев, К. Таможенное право [Текст]: учебнное пособие. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. – 336 с.
7. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России[Текст]: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. – 172 с.
8. Борисов, С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин [Текст] / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. 2018. – № 8. – с. 33-36.
9. Бородавко, Е. Контроль таможенной стоимости как фактор сдерживания либерализации внешней торговли стран-членов единого экономического пространства [Текст] / Е. Бородавко. // Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности. 2018. – № 1.– с. 108-121.
10. Буваева, Н. Международное таможенное право [Текст]: учебное пособие / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2018. – 376 с.
11. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 298 с.
12. Вериш, Т.А. Проблемы взимания таможенных платежей [Текст] / Т.А. Вериш. // Проблемы и перспективы экономики и управления. - 2020. – № 12. – с. 248-251.
13. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под ред. Г. П. Геращенко. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
14. Досмырза, Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования [Текст] /Д. Досмырза// Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. 2018. – №9. – с. 37-44.
15. Иванова, В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности [Текст] / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. 2018. – № 3. – с. 11-13.
16. Иванча, И.И. Роль таможенной службы в развитии государственного финансового контроля поступления таможенных платежей [Текст] / И.И. Иванча. // Вестник Томского государственного университета. 2017. – № 9. – с. 143-144.
17. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова ; под ред. В. П. Карагодина. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 208 с.
18. Колумбекова, Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях [Текст] / Т.Е. Колумбекова. // Terra Economics. 2019. – №3. – Т. 3. – с. 89-93.
19. Коник, Н. Таможенное дело[Текст]: учебное пособие. - 2-е издание, стереотипное. / Н. Коник, Е. Невешкина. - М.: Омега-Л, 2018. – 206 с.
20. Коробов, А.А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России [Текст] /А.А. Коробов // Молодой ученый. 2019. – №10.1. – с. 31-36.
21. Костин, А. А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы [Текст] /А.А. Костин // Таможенное дело. 2019. – № 3. – с. 55-59.
22. Крюкова, Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела [Текст]: учебное пособие / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 223 с.
23. Крюкова, Н.И. Основы квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела [Текст]: учебник и практикум для вузов / Н. И. Крюкова, Е. Н. Арестова. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 221 с.
24. Матвиенко, Г.В. Принципы установления и взимания таможенных платежй: соотношение частных и публичных интересов [Текст] / Г.В. Матвиенко. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2020. – с. 63-70.
25. Новиков, В. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость [Текст]: учебное пособие / В. Новиков В. Ревин, М. Цветинский. - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2018. – 328 с.
26. Новикова, С. А. Таможенное дело [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
27. Оразалиев, А.А. Особенности и проблемы взимания таможенных и иных платежей таможенными органами России на современном этапе Евразийской интеграции [Текст] / А.А. Оразалиев. // Управление экономическими системами. – №5. – 2018. – с. 12-20.
28. Остроумов, Н.В. Правовой статус таможенно-тарифного регулирования [Текст] / Н.В. Остроумов. // Юридическая наука. - 2018. – №1. – с. 58-61.
29. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 450 с.
30. Сафина, Д.И. Динамика и структура поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет Российской Федерации с момента вступления России в ВТО [Текст] / Д.И. Сафина, М.И. Коновалова. // Вестник томского политехнического университета. 2018. – № 1. – с. 262-267.