Фрагмент для ознакомления
2
Как социальное явление, отчуждение является одним из структурных элементов социальных процессов и отношений. Феномен отчуждения является неотъемлемым атрибутом человеческого существования в социальной сфере и требует философского осмысления и разработки комплексного метода изучения механизма его действия. Это исследование особенно актуально на современном этапе общественного развития. В начале этого этапа отчуждение проявляется как постоянный процесс, который влияет на человеческую деятельность, изменяет ее и придает ей новые формы. Актуальность данной темы обусловлена еще и тем, что в современном мире существует множество различных форм отчуждения, каждая из которых является объектом отдельного исследования, что приводит к необходимости общего понимания этого феномена. Поэтому, учитывая отчуждение в экономической сфере, разработанное философией Карла Маркса, современные исследователи проводят различие между моральным, религиозным, юридическим и другими видами отчуждения. В связи с этим необходимо концептуализировать основные тенденции в трактовке отчуждения и изучить влияние этой категории на жизнь человека в структуре социальных отношений, независимо от той или иной сферы общественного существования. Можно исследовать процесс отчуждения полноты и целостности, используя творческую деятельность и креативность как особый способ для человека.
Основная проблема данного исследования определяется противоречием между развитием информационно-коммуникационных технологий и усилением социальной изоляции в современном «постиндустриальном» (информационном) обществе.
Историографическая справка по феномену отчуждения в информационном обществе включает в себя следующие аспекты:
1. Исторические корни термина «отчуждение» можно найти в иудео-христианской традиции и платонизме. В работах Аристотеля или Цицерона термин «отчуждение» используется в юридическом смысле как форма узаконенной конфискации имущества. У христианских мыслителей западноевропейского средневековья - от Оригена до Фомы Аквинского — этот термин обозначает различные «деформации ума».
2. Концептуальное оформление феномен отчуждения получил в эпоху Нового времени и Просвещения. Так, Т. Гоббс и Дж.-Дж. Руссо обращаются к понятию отчуждения в контексте описания передачи прав личности государству.
3. В. категория отчуждения была разработана в философии Гегелем и К. Марксом. К. Маркс представил наиболее разработанное в то время понятие отчуждения - отчуждение труда в производственной деятельности.
4. В XIX веке проблема отчуждения стала предметом философских исследований неомарксистов. Представители Франкфуртской школы - Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм — сосредоточились на социальной природе отчуждения, рассматривая это явление через призму положения человека в мире.
5. В контексте информационного общества проблема отчуждения была рассмотрена, например, Посоховым С. Т., Эвертом А.И., Изотовым М. Х. в статье «Отчуждение как социально-психологический феномен информатизации общества». Эту тему также затронул С. И. Дудник в статье «Отчуждение в цифровом обществе» (2020).
Степень разработанности. Примером работ подобного рода могут служить исследования этического отчуждения О. Р. Авериной, нравственного отчуждения З. Р. Валеевой, отчуждения труда С. Н. Шкарубо и В. В. Парцванией, оппозиции «отчуждение – гармония» Ю. А. Прозорова. Наибольшую ценность для нашего исследования представляют труды, в которых авторы предлагают новые оригинальные трактовки отчуждения в общетеоретическом ключе. К данной группе можно отнести работы С. А. Ветрова, Э. М. Викторова, С. Г. Лагутина, В. И. Маркова, В. Н. Первушиной, Д. Н. Приходько, Е. М. Прошановой, Е. М. Солиной, А. Д. Спирина, М. В. Шугурова и Н. А. Яковлева.
Цель работы – проанализировать особенности отчуждений в информационном обществе.
Задачи исследования:
1) рассмотреть феномен отчуждения;
2) проанализировать отчуждения с позиции социальности;
3) проанализировать отчуждения личности в условиях информатизации общества;
4) исследовать особенности информационного отчуждения.
Объект исследования – информационное взаимодействие. Предмет исследования – социальное отчуждение в информационном взаимодействии.
В качестве методологической основы исследования был избран комплексный подход к изучению избранной проблематики. Исследование проводилось с опорой на главные методологические принципы – анализа и научной объективности, требующие выявления причинно-следственных связей, рассмотрение процессов и событий в развитии, анализа всей совокупности доступных для исследования источников и литературы. В данном исследовании были реализованы и применены как общенаучные методы (системный, причинно-следственный, метод дедукции, индукции, анализа и синтеза), так и конкретно-исторические методы исторического исследования.
Структура работы определена поставленными задачами и включает: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Отчуждение не является законченной философской категорией. Это понятие используется в социологии, психологии и юриспруденции, и каждая область имеет свои специфические особенности. В психологии отчуждение понимается как состояние эмоциональной и психологической отстраненности, отчуждения от кого-либо или чего-либо, в том числе и от самого себя. В юридической сфере термин «отчуждение» используется для обозначения акта передачи права собственности от одного лица к другому. В социологии термин «отчуждение» близок к содержанию социальной философии в категории отчуждения и используется на общетеоретическом уровне. В философии отчуждение, в свою очередь, понимается как объективация результатов человеческих качеств, деятельности и взаимоотношений, которая противостоит ему как высшей силе и превращает его из субъекта в объект своего влияния. Философское определение отчуждения относится к гегелевской концепции, связанной с процессом духовного развития в мире 13.
Важным аспектом изучения отчуждения является изучение его как социального и культурного феномена. Определяя отчуждение таким образом, мы уточняем сферу его применения в рамках социальной реальности, что позволяет нам сосредоточиться на типах отчуждения в сфере социального взаимодействия. Поскольку отчуждение - это феномен человеческого существования, можно предположить, что оно существовало задолго до появления соответствующего понятия. Таким образом, отчуждение является одной из проблем общественного развития и существовало как один из атрибутов человеческого существования на протяжении всей истории. Следовательно, как социокультурный феномен, отчуждение существует на двух уровнях – обществе и бытии. Возникновению феномена отчуждения предшествует появление соответствующего понятия, которое возникает как представление о логическом формировании этого явления. До семнадцатого века мы могли говорить об определенной разновидности отчужденной интуиции, которая уже существовала в трудах древних философов. Поэтому, например, в философии Платона феномен отчуждения имплицитно включен в контекст его теории двойственности мира, поскольку мир, который действительно существует, мир мысли, является причиной мира вещей, и человек отчужден от реального мира в мир чувственного восприятия.
Отчуждение Платона может быть истолковано, с одной стороны, как двойственность мира, а с другой - как изоляция человека из-за разрыва контактов с обществом. Эта изоляция является результатом нарушения принципов гармонии, измерения и пропорциональности, которые лежат в основе мироздания как мифа древнего мировоззрения. Характерной чертой древнегреческой философии было понимание того, что человек является частью города-государства. Фактически, изгнание из общины было своего рода социальной смертью 9.
На уровне явлений отчуждение возникает не только в сфере социального взаимодействия (социальный уровень), но и как внутреннее состояние, оно связано с решением личных проблем человека (экзистенциальный уровень). Кризис города-государства ознаменовал переход от развития философии к эллинистическому периоду и привел к появлению новой тенденции в понимании статуса и роли человечества в социальной структуре. Изменения в сфере социального существования привели к трансформации классической системы «город-государство» и, в конечном счете, привели к изменениям в сфере общественного сознания и появлению философии эскапизма. Поэтому в эпоху эллинизма отчуждение проявлялось в процессе самоидентификации, когда бывшие граждане города-государства пытались найти свое место в огромной империи, частью которой он сейчас является. Результатом является растущее чувство безразличия, отраженное в основных учениях, направленных на уход от реальности: стоицизме, эпикурействе, скептицизме - они основаны на концепциях автаркии (самодостаточности) и атараксии (спокойствия, невозмутимости как средстве достижения счастья.
Важным моментом на пути к формализации отчуждения как категории является возникновение гуманизма, который является неотъемлемой частью философии эпохи Возрождения. Трансформация отчуждения в нашу эпоху связана с пониманием двойственности человеческой природы. С одной стороны, человек принадлежит Богу как его творение, с другой стороны, священная функция передается человеку для дальнейшего процесса созидания своей судьбы 7.
Как понятие, отчуждение появилось в философской системе XVII-XVIII веков, обозначая процесс передачи индивидуальных прав и свобод государству. Ключевыми моментами этого исследования являются, прежде всего, концептуальное оформление отчуждения в этот период философского развития, а также социальная природа отчуждения, которую приписывают ему теоретики «общественного договора». Объяснение отчуждения в этот период лежит в основном в рамках социально-политической сферы. Итак, в «Левиафане» Гоббса мы можем найти объяснение отчуждению, процессу передачи индивидуальных прав государству 11.
В «Общественном договоре» Руссо видел источник отчуждения, прежде всего, в возникновении частной собственности. Согласно Руссо, собственность создает неравенство и ведет к рабству человека. В то же время в частной собственности может быть реализована гарантия свободы человека, но по этой причине необходимо, чтобы люди стали равными в плане собственности. Что касается государства, то Руссо также считал, что оно является негативным проявлением общественного договора, поскольку было создано для защиты граждан, и постепенно превратилось в институт, который притеснял и подавлял права и свободы. Автократическое государственное устройство стало незнакомым человечеству, и народ имеет право свергнуть эту власть. Результатом этой революции станет равенство частной собственности и демократии, что устранит отчуждение страны и народа. По сути, речь идет об отчуждении самого отчуждения, о деконструкции отчуждения, результатом которой станет утверждение отчуждения в его первоначальном, позитивном статусе.
В XIX веке концепт отчуждения становится более содержательным, к этому времени можно отнести философское оформление категории отчуждения. Исследование категории отчуждения возможно посредством обращения к немецкой классической философии, в рамках которой стоит акцентировать внимание на анализе категории отчуждения Г. Ф. В. Гегелем, который рассматривал его в контексте диалектической системы и определял через исторический процесс овнешнения.
Гегель представляет процесс отчуждения следующим образом: абсолютный дух, развитие, отчуждение природы и человека от самих себя, их определение и осознание самих себя в ходе истории, то есть распределение: «... отчуждение будет отчуждено от самого себя, и целое, благодаря этому, вернет себя к своей концепции» 1.
Маркс разработал совершенно новый способ понимания отчуждения в своей философской системе. Он искал коренные причины социального отчуждения в материальной и промышленной сферах. Маркс считал, что отчуждение является социально-экономическим феноменом, и выделял несколько форм, главной из которых было то, что он называл экономическим отчуждением. Чтобы проанализировать тот факт, что люди подвергаются эксплуатации со стороны других, Маркс ввел понятие «отчуждение труда».
В своей интерпретации отчуждения Маркс отличается от Гегеля тем, что акцентирует внимание на реализации человека в предметной деятельности, а не только на его сознании. Именно в процессе такого рода деятельности определяющая сила отчуждается от человека и становится враждебной. Согласно Марксу, корень отчуждения кроется в доминировании отношений между частной собственностью и товарной валютой. Поэтому в своем исследовании отчуждения Маркс обратился к вопросу объективации творческой составляющей человека и упрощения ее до положения вещей: «…негативность отчуждения заключается в том, что мы говорим об отчуждении. Наша собственная деятельность и продукты – социальные институты и отношения, которые мы создаем сами, - стали причиной отчуждения». Дальнейшие исследования проблемы отчуждения в значительной степени основаны на идеях Маркса, развивая их и дополняя новыми аспектами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аймаутова, Н. Е. Взаимодействие социолога с заказчиком / Н.Е. Аймаутова. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2021. - 244 c.
2. Анурин, В. Ф. Динамическая социология / В.Ф. Анурин. - М.: Академический проект, 2021. - 560 c.
3. Анцупов, А. Я. Проблемы социологического исследования. Указатель 888 докторских диссертаций 1990-2010 гг. / А.Я. Анцупов, С.Л. Кандыбович, С.Л. Прошанов. - М.: ИД "Куприянова", 2019. - 272 c.
4. Барков, С. А. Социология / С.А. Барков, В.И. Зубков. - М.: Юрайт, 2020. - 400 c.
5. Боровик, В. С. Основы политологии и социологии / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2019. - 392 c.
6. Волков, Ю. Г. Социология / Ю.Г. Волков. - М.: Дашков и Ко, Наука Спектр, 2022. - 384 c.
7. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник / В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2021. - 154 c.
8. Глазырин В.А. Социология. Учебник / Отв. - В.А. Глазырин. - М.: Юрайт, 2021. - 416 c.
9. Гречихин, В. Г. Общая социология : учебное пособие для вузов / В. Г. Гречихин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 114 с.
10. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2019. - 272 c.
11. Гуслова, М. Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2021. - 240 c.
12. Добреньков, В. И. Социология. Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 624 c.
13. Долгоруков, А. М. Общая социология. Практикум : учебное пособие для вузов / А. М. Долгоруков ; под общей редакцией Н. И. Лапина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 242 с.
14. Кернаценский, М. В. Основы социологии и политологии / М.В. Кернаценский, Н.В. Шатина. - М.: Форум, Инфра-М, 2022. - 192 c.
15. Клушина, Н. П. Организация практики студентов по социальной работе / Н.П. Клушина, В.С. Ткаченко. - М.: Владос, 2022. - 128 c.
16. Кричинский, П. Е. Основы социального государства. Учебное пособие / П.Е. Кричинский, О.С. Морозова. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 124 c.
17. Кузьмина, О.Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга / О.Г. Кузьмина. - М.: Дашков и К°, 2022. - 278 c.
18. Лапин, Н. И. Общая социология : учебник для вузов / Н. И. Лапин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 367 с.
19. Немировский, В. Г. Социология / В.Г. Немировский. - М.: Проспект, 2022. - 544 c.
20. Сирота, Н. М. Общая социология. Специальные социологические теории : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 122 с.