Фрагмент для ознакомления
2
В последние десятилетия наблюдается значительный интерес к вопросам развития познавательной и творческой активности у детей, особенно в контексте начального школьного образования. Важность раннего развития творческих способностей, познавательной активности и деятельности у детей школьного возраста не вызывает сомнений, так как именно в этот период закладываются основы их личностного и социального становления. Одним из наиболее эффективных способов стимулирования познавательного интереса являются уроки музыки, что и станет предметом нашего исследования. Музыка, как универсальный язык, способна оказывать глубокое влияние на эмоциональное, когнитивное и социальное развитие детей, прикосновение к музыкальному искусству открывает новые горизонты для самовыражения и креативности, что, в свою очередь, положительно сказывается на познавательном интересе и активности ребенка.
Методики внедрения знакомства с музыкой в обучение займут особое место в нашей работе. Мы рассмотрим различные подходы и практические рекомендации для педагогов, которые помогут интегрировать музыкальные активности в образовательный процесс, делая его более увлекательным и эффективным в аспекте формирования познавательного интереса. Заключительная часть работы будет посвящена обобщению полученных результатов и выводам о значении музыки в развитии детей, подчеркивая важность музыкального образования как неотъемлемой части всестороннего развития личности.
Таким образом, данное исследование направлено на выявление и анализ особенностей развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста посредством уроков музыки. Мы надеемся, что результаты нашей работы будут полезны как для педагогов, так и для родителей, стремящихся создать оптимальные условия для творческого и гармоничного развития своих детей.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и подходов к развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. В условиях современного общества, где креативность и способность к сотрудничеству становятся важными навыками, необходимо уделять особое внимание формированию этих качеств с раннего возраста. Уроки музыки, в частности, предоставляют уникальные возможности для развития слуховых навыков, ритмичности и мелодического восприятия, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию музыки и её роли в жизни человека. Как уже отмечалось ранее, это влияет и на глубину познавательного освоения и восприятия ребенком окружающего мира.
В рамках данной работы мы рассмотрим несколько ключевых аспектов, связанных с развитием познавательного интереса у детей через уроки музыки. В первой части будет освещена роль музыки в развитии детей, где мы проанализируем, как музыкальное искусство может влиять на формирование музыкальных навыков и способностей. Далее мы уделим внимание слуховым навыкам и ритмичности, исследуя, как уроки музыки развитию этих важных компонентов музыкального восприятия.
Особый акцент будет сделан на подходах к определению познавательного интереса и его развитию у детей в начальной школе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта выделим противоречие между значительным потенциалом уроков музыки в формировании познавательного интереса у детей и недостаточной разработанностью методических рекомендаций для педагогов по данной проблеме, особенно, в аспекте комплексного использования средств музыкального искусства.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каковы педагогические возможности уроков музыки в формировании познавательного интереса у детей младшего школьного возраста?
С учетом актуальности проблемы, выявленного противоречия определена тема курсовой работы: «Развитие познавательного интереса обучающихся на уроках музыки».
Цель исследования: теоретическое обоснование влияния уроков музыки на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста и разработка методических рекомендаций для педагогов по поставленной проблеме.
Объект исследования – процесс формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – уроки музыки как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и содержание процесса формирования познавательного интереса у детей.
2. Определить педагогические возможности уроков музыки в формировании познавательного интереса детей на основе изучения педагогического опыта.
3. Выявить исходный уровень познавательного интереса к музыке у детей.
4. Разработать методические рекомендации по работе, направленной на формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
Методы педагогического исследования:
1) методы теоретического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, метод интерпретации результатов, метод сравнения, метод обобщения;
2) методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, беседа; опрос, анализ образовательной среды.
Структура курсовой работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Первая глава носит теоретический характер, вторая представляет обобщение педагогического опыта, в третьей представлены результаты констатирующего эксперимента и методическая часть. Основные выводы по исследованию содержатся в заключении.
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
1.1.Интерес к учению (познавательный интерес) как педагогическая категория
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения младших школьников. При правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической, целенаправленной воспитательной деятельности, познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать большое влияние на его развитие. Известно, что познавательный интерес возникает и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учебной. Он является одним из элементов, растормаживающим механизм восприятия и создающим условия для активизации познавательной деятельности не только в учении, но и в повседневной жизни, создаёт условия для повышения производительности мышления, механизмов восприятия и поведения. Познавательные интересы всегда имеют определённую предметную направленность, они многообразны, как многообразен окружающий мир [1,2,3,4,5].
Ведущие исследователи в области изучения познавательной деятельности Л.И. Божович, В.Г. Иванов, А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, считают, что познавательный интерес можно признать и одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник лично заинтересован. Ряд исследований, проведённых по данной проблеме Г.И. Щукиной, показал, что формирование познавательных интересов и познавательной активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает познавательную активность, но, в свою очередь, её повышение укрепляет и углубляет познавательный интерес. Г.И. Щукина выделяет следующие уровни развития познавательного интереса: потребность во впечатлениях (любопытство), активный поиск предмета или явления (любознательность), устойчивый интерес к познанию или теоретический интерес [Цит. по: 11].
Первый уровень — это потребность во впечатлениях. Это начальный уровень, фундамент познавательного интереса. Биологической предпосылкой потребности во впечатлениях является ориентировочный рефлекс.
Второй уровень - это любознательность. О переходе на этот уровень мы можем говорить, когда появляется интерес не к отдельному стимулу, а к объекту в целом. В этом случае любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета. Однако и на этом уровне интерес носит скорее стихийный, чем целенаправленный характер. Здесь эмоции отодвигают на второй план цель деятельности.
Третий, высший уровень познавательного интереса - это уровень целенаправленной познавательной деятельности (теоретический интерес).
Интерес к познанию на этом уровне возникает под влиянием социально значимых целей. Удовольствие, эмоциональный подъём остаются, но теперь их существование не стихийно, а связано с определёнными целями. Познавательная деятельность в этом случае имеет объективно полезный результат, но субъективно эта деятельность по-прежнему должна сопровождаться положительными эмоциями и необходимостью. Целенаправленность придаёт более зрелый характер методам и организации познавательного процесса.
Большинство психологов считает, что человека формирует вся история его индивидуального и общечеловеческого развития. Человек действует под влиянием целого ряда факторов, главными из которых являются потребности. В психологии под потребностью понимается испытываемая человеком нужда в чём-либо. Для педагогики особый интерес представляет потребность в ориентировочной деятельности [9,10,11,12].
Педагогическая наука считает, что самой первичной формой познавательного интереса является любопытство как реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире. Затем возникает любознательность, которая является действенной формой выражения интереса-к познанию, о чем свидетельствует множество задаваемых ребёнком вопросов.
С проявлением у ребёнка избирательного отношения к явлениям и предметам внешнего мира, взаимосвязь между потребностью в познании и познавательным интересом усложняется. Самостоятельные действия, активная деятельность человека, который самостоятельно отыскивает множество путей для удовлетворения потребности в познании, являются показателями появления этой черты.
Существование потребности в познании расширяет возможности научения, т. е. приобретения индивидуального жизненного опыта поведения в окружающем мире. Для активного воздействия человека на окружающую среду, ему необходимо знать объект, на который направлено воздействие. Эта направленность на познание объекта способствует возникновению новой, чисто человеческой познавательной потребности. Естественно, что познавательная потребность является составной частью познавательного интереса. Познавательный интерес, в свою очередь, связан с познавательной деятельностью - основой развития учащихся. Познавательный интерес способствует развитию личности — самостоятельности, активности и является движущим моментом познавательной активности. При наличии интереса обучение требует меньше усилий и затрат и является весьма эффективным. Г.И. Щукина определяет интерес как «...избирательную направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; тенденцию, стремление, потребность человека заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, приносящей удовлетворение; мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы проходят интенсивно; а деятельность становится увлекательной, продуктивной [9].
Зависимость формирования интереса к учению от мотивационной сферы школьников подчеркивается многими исследователями. Авторы единодушно считают, что через качественные изменения и перестройку в мотивации возможно управлять состоянием интереса.
Исследователи отмечают, что познавательный интерес — это врождённая потребность жизнедеятельности человека. Если у школьника нет интереса к учению, то это может свидетельствовать о серьёзных недостатках в организации обучения.
Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Более того, он носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Как правило, при этом школьник испытывает эмоциональный подъем и действует с увлечением. Это положительно влияет не только на процесс и результат-деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания [11].
О степени сформированности познавательных интересов можно судить по некоторым проявлениям в поведении ребёнка. Мыслительная активность учащихся проявляется:
- в вопросах ребёнка, которые свидетельствуют о стремлении проникнуть в сущность предмета или явления окружающей действительности, о наличии внутренней потребности найти ответ на возникший вопрос;
Фрагмент для ознакомления
3
Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская - М.: Модэк, 1999. – 224 с. – Текст : непосредственный.
Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 2021. - 335 с. – Текст : непосредственный.
Альбуханова-Славская, К.А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2019. - №5 - С. 3-18. – Текст : непосредственный.
Аристова, Л.П. Активность учения школьников / Л.П. Аристова. - М.: Просвещение, 2019. - 139 с. – Текст : непосредственный.
Безбородова, Л. А. Безбородова, Л. Л. Теория и методика музыкального образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. А. Безбородова. — 4-е изд. стер. - Москва : ФЛИНТА, 2018. - 238 с.. - ISBN 978-5-9765-1802-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1047456 (дата обращения: 28.11.2024). – Режим доступа: по подписке.
Бергер, Н. А. Рождённый движением (о ритме в жизни и в искусстве) / Н. А. Бергер // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2019. – № 87. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdyonnyy-dvizheniem-o-ritme-v-zhizni-i-v-iskusstve?ysclid=m41f0qsp3r870404333 (дата обращения 28.11.2024) – Текст : электронный.
Бодина, Е. А. Музыкальная педагогика и педагогика искусства. Концепции XXI века : учебник для вузов / Е. А. Бодина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 333 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02988-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514644
Елисеева, М. Н. Чувство ритма как один из аспектов музыкального воспитания [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189.
Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - Москва : Классика-XXI, 2002. - 244, [3] с. : ил., ноты; 20 см.; ISBN 5-89817-031-6
Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учеб. для студентов высших учеб. заведений / А.Н. Зимина. — Москва : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010. — 304 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.litmir.me/ . - Загл. с экрана. – Текст : электронный.
Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536002
Лобова, А. Ф. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности / А.Ф. Лобова (Яфальян), О.Е. Дрень. — Екатеринбург: Урал.гос. пед. Ун-т, 2003. — 168 с. [Электронный ресурс]. – URL : https: www.yafalian.ru. - Загл. с экрана. – Текст : электронный.
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей : Попул. пособие для родителей и педагогов / М. А. Михайлова. - Ярославль : Акад. развития, 1997. - 238 с. : ил., ноты; 20 см. - (Вместе учимся, играем).; ISBN 5-7797-0032-X : Б. ц.
Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-poznavatelnogo-interesa?ysclid=ld4jet6wjf16419118 – Текст : электронный.
Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - Москва : Трикста : Акад. проект, 2008. - 398, [1] с. : табл.; 21 см. - (Gaudeamus).; ISBN 978-5-8291-0961-5
Тарасов, Г. С. Музыкальная психология. Спутник учителя музыки. – М.: 1993. – 704 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.livelib.ru/ . - Загл. с экрана. (дата обращения 28.11.2024)
Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1988. - 173,[2] с. : ил.; 20 см. - (Образование. Пед. науки. Пед. психология).; ISBN 5-7155-0137-7
Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Проф. Б. М. Теплов, действ. чл. АПН РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л. : 2-я ф-ка дет. книги Детгиза). - 335 с.
Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). - Казань : Молодой ученый, 2017. С. 9-14. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ - Текст : электронный.
Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма : сб. статей. – Сост. В. Н. Холопова. – Москва : Музыка, 1978. – С. 48-104. – Текст : непосредственный.
Холопова, В. Н. Русская музыкальная ритмика / В. Н. Холопова. - Москва : Сов. композитор, 1983. - 281 с. : нот. ил.; 21 см.; ISBN В пер. (В пер.)