Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современное общество столкнулось с проблемой недостаточного формирования в обществе, духовности и нравственности. Значительная роль в воспитании подрастающего поколения на разных этапах образования принадлежит семье, школе и другим образовательным организациям, которые непосредственно оказывают влияние на формирование личности и развитие обучающихся.
Гуманистический воспитательный подход подразумевает процесс воспитания субъекта, основанный на уважение его личности, в том числе, на уважении его прав и свобод. Процесс направлен на развитие и воспитание всесторонне развитой гуманной личности, что предполагает гуманный характер отношений между всеми субъектами целостного образовательного процесса, и прежде всего, между педагогом и воспитанниками.
Воспитательная система в каждой образовательной организации сегодня выстраивается на основе программы воспитания и социализации учеников. Независимо от того, о какой образовательной организации идёт речь, все они функционируют в условиях гуманистического подхода, поскольку это заложено во всех нормативно-правовых документах, как федерального уровня, так и регионального.
Период школьного возраста наиболее благоприятен для процесса воспитания субъекта. Именно школьный возраст детей открывает большие возможности для воспитания в самом широком спектре. Методологические основы развития и гуманного воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемы нравственного воспитания школьников рассматривали исследователи В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.В. Якобсон и др. Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская, Н.В. Ипполитова, С.В. Кривых, И.И. Мельниченко и др.
Независимо о каком воспитании идёт речь, нравственном, или эстетическом, физическом, или трудовом, любое из них основано на гуманном подходе к личности.
Объект исследования: гуманистический подход в воспитании.
Предмет исследования: средства и способы при гуманистическом подходе в воспитании.
Цель работы: рассмотреть и обосновать необходимость реализации гуманистического воспитательного подхода в современной образовательной среде.
Задачи:
1. Определить особенности гуманистического воспитательного подхода в педагогике.
2. Изучить исторические корни и развитие гуманистического воспитательного подхода.
3. Описать и раскрыть основные принципы гуманистического подхода.
4. Рассмотреть методы и приемы гуманистического воспитательного подхода.
5. Предложить примеры успешной реализации гуманистического воспитательного подхода в образовательных учреждениях и дальнейшие перспективы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы гуманистического воспитательного подхода
1.1. Определение гуманистического воспитательного подхода в педагогике
В современной образовательной среде любая организация остается основным социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования – развития физически, нравственно здоровой личности и ее гражданского потенциала. Процесс воспитания субъекта является одной из основных категорий педагогики [15].
Гуманистический воспитательный подход в педагогике подразумевает всестороннее гармоничное развитие каждой личности, что предполагает гуманный характер любых отношений. Целью гуманистического воспитания является создание соответствующих условий для саморазвития и самообразования личности, находясь при этом в гармонии с самим собой и с социумом. Гуманистическое воспитание предполагает наличие следующих компонентов:
-воспитание свободной личности;
-воспитание гуманной личности;
-воспитание личности духовной;
-воспитание личности творческой.
Воспитанным является человек, который владеет нравственными знаниями, навыками и соответствующими умениями. Человек всегда и везде будет себя вести в соответствии с этими установками. Эти мотивы и установки побуждают его к определённому поведению в социуме [3].
Под воспитанием понимают систематическое и целенаправленное воздействие на поведение, сознание и чувства воспитанников с целью формирования соответствующих личностных качеств, в том числе, морально – этических, которые должны соответствовать требованиям общественной морали [19].
Чтобы обеспечить все эти аспекты воспитания в современной образовательной среде, необходимо использовать соответствующие средства, способы, методы, технологии и др., которые основаны на гуманизме. Прежде всего речь идёт о воспитании заботой и уважением каждого участника воспитательного процесса.
В таком целостном образовательном процессе, когда реализуется триединая цель развития, воспитания и обучения личности, происходит развитие самосознания и формирование чувства собственного достоинства. Личность способна принимать самостоятельные решения, брать на себя необходимую долю ответственности и др. Благодаря гуманистическому подходу, личность испытывает уважение к окружающим, любовь ко всему живому, природе, стремиться совершать добрые дела и поступки. Личность всегда мотивирована и стремится к познанию и самопознанию.
Гуманистический подход позволяет говорить о воспитании всесторонне развитой личности, которая обладает обширными знаниями в какой-либо области, то есть, является хорошо обученной, умеет пользоваться на практике полученным знаниями и у неё сформированы личностно значимые качества, в частности, ответственность, самостоятельность, целеустремлённость и др.
Именно такого рода личностные качества формируются при гуманистическом подходе. На практике такая личность владеет всеми необходимыми ключевыми компетенциями, в частности, компьютерной грамотностью, способностью к осуществлению взвешенных решений, средствами коммуникации с окружающими и социумом и др.
Чтобы достичь всего этого на практике, педагог должен быть способен воспитывать каждого субъекта доверием, заботой и уважением, создавать соответствующую комфортную атмосферу взаимодействия всех субъектов между собой, учить воспитанника нести ответственность за свои слова и поступки и др.
В данном контексте целесообразно говорить о необходимости воспитания творчеством, воспитания через здравомыслие и др. Для этого необходимо владеть соответствующим воспитательным инструментарием, который основан на индивидуальном, личностно ориентированном и деятельностном подходах.
Одновременно с воспитанием всегда тесно идет процесс обучения. Современная образовательная система призывает использовать как можно больше возможностей и ресурсов для эффективной воспитательной и образовательной деятельности субъекта, с целью улучшения подходов к использованию педагогических технологий и разнообразить круг применения этих технологий в процессе воспитания и развития субъекта [8].
Учёные и специалисты в области педагогики утверждают, что соответствующие педагогические технологии и методики обладают рядом достоинств, которые улучшают воспитательный процесс. Они позволяют преодолеть пассивность воспитанников, развить и сформировать познавательный интерес к чему-либо и др.
Наиболее широко в этой области используют проектные, исследовательские и игровые технологии и методики, поскольку именно они способствуют всестороннему развитию и воспитанию субъекта. Это актуально не только для воспитания личности, но и для её обучения, поскольку, не бывает обучения без воспитания, а воспитания не бывает без обучения. В данном контексте наиболее целесообразно говорить об использовании игровых технологий и дидактических игр, поскольку это сегодня используется не только при работе с детьми. Такого рода технологии и методики актуальны для субъектов любого возраста.
В настоящее время игровые технологии очень востребованы, поскольку они применялись и продолжают использоваться как способ передачи информации в целях развития и воспитания детей. Они создавались и развивались для максимально эффективного воздействия на субъект, подвергая изменению их восприятие к самому процессу собственного развития и воспитания.
В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована достаточно широко. Изучением проблемы детской игры занимались психологи и педагоги различных времен (Э. Берн, Л.С. Выготский, Е.В. Титова, Й. Хёйзинг, Д.Б. Эльконин и др.).
В процессе взаимодействия субъектов рождается уважение к каждому участнику процесса, формируется эмпатия и понимание людей, которые тебя окружают, что позволяет говорить о самоактуализации каждого участника воспитательно-развивающего процесса [22].
Безусловно, наиболее целесообразно это наблюдать в непрерывном образовательном процессе, поскольку именно в нём происходит развитие, воспитание и обучение каждого участника процесса.
1.2. Исторические корни и развитие гуманистической воспитательного подхода
Ещё в античности Сократ считал, что все дети должны воспитываться в любви и уважении со стороны взрослых. Великий педагог Ян Амос Коменский отрицал любое насилие по отношению к воспитанникам.
Считается, что основателем гуманной педагогики был Шалва Александрович Амонашвили. Он рассматривается как автор гуманной педагогики. Ш.А. Амонашвили – это советский педагог, психолог и исследователь в области педагогической психологии. Он работал с детьми в системе гуманно-личностного подхода и многие его авторские идеи легли в основу личностно ориентированного и личностно деятельного обучения и воспитания детей. В основе такой педагогики лежит педагогика сотрудничества, которая рассматривалась многими авторами.
Все методики и приёмы, основанные на этой педагогике направлены на личностное развитие ребёнка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями. Во главе угла стоит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала.
Для современной образовательной организации характерна общность интересов в ней обучающихся, схожесть образа жизни и социальных возможностей, а также норм поведения и отношений. Для современных воспитанников, образовательная организация – это организационно привлекательная среда, которая способна при определённых условиях стать эффективной образовательной и воспитательной системой, обеспечивающей качественное образование и социальное воспитание [12].
Основу любой воспитательной системы в образовательной организации составляет ведущая целевая установка с соответствующим комплексом задач, которые направлены на развитие личности будущего выпускника. Рационально поставленные цель и задачи воспитания субъекта позволяют упорядочить совокупность факторов личностного и любого иного воспитания субъекта (патриотического, эстетического, трудового, экологического и др.).
Все эти цели и задачи позволяют выстроить принципы успешного функционирования всей воспитательной системы в образовательной организации и определить актуальные ведущие направления и содержание воспитательной деятельности.
Сегодня в основу любой воспитательной системы организации заложена «Типовая программа воспитания и социализации». Реализация возможностей воспитательной системы опирается сегодня на эффективную диагностику для каждого из существующих направлений воспитательной работы, к примеру, школы. Диагностика сформированности того, или иного свойства или качества личности обучающегося проводится сегодня в образовательных организациях регулярно. Оценивается значимость полученных показателей эффективности деятельности на
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. - М.: Образование, 2017. – 231 с.
2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 2015. -N4. – с.78-80.
3. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей школьного возраста / С.А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -N 9. - С. 17 - 20.
4. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственному воспитанию детей в художественно-игровой деятельности / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
5. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2020. - N 1. - С. 96–105.
6. Голянская, О. А. Психологические факторы развития ценностных ориентаций личности: дисс...канд.психол.наук / О.А. Голянская. – Новосибирск, 2004. – 163 с.
7. Григорьева, С.Н. Проблема категории ценностей в философии, психологии, социологии и педагогике / С.Н. Григорьева. - Молодой ученый. - 2016. – N 6.2. - С. 37-41.
8. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности / И.Л. Гуляева. - Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
10. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. – 2018. – N 8. – С. 118 – 122.
11. Ерофеева, И.А. Жизненные ценности современных подростков / И.А. Ерофеева // Новаинфо. – 2016. – Т.1 - N 49. – С. 475 – 482.
12. Жильцова, Ю. В. Формирование семейных ценностей у студенческой молодежи / Ю.В. Жильцова, И.Р. Сорокина // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 41-43.
13. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В.В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43338/ (дата обращения: 15.12.2024).
14. Казаринова - Волшебная, Е.К. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи / Е.К. Казаринова - Волшебная, И. Г. Комиссарова, В. Н. Турченко // Социологический журнал. - 2012. – N 6. - С. 123-124.
15. Крапивка, И. А. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте / И.А. Крапивка. - Общество: политика, экономика, право. – 2010. - N 1. - С.42 – 46.
16. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике / Л. В. Кузнецова. - Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -N 9. - С. 28 - 35.
17. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) / С.Ю. Каргапольцев // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И.Ю. Лапиной, С.Ю. Каргапольцева; СПб. - СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116.
18. Каргапольцев, С.Ю. Патриотизм как индикатор креативности общественного сознания / С.Ю. Каргапольцев. - Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204.
19. Левина, А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект / А.А. Левина. - Современные научные исследования и инновации. - 2013. - N 10. – С. 132 – 136.
20. Низовских, Н.А. Психосемантическое исследование ценностно -мотивационных ориентаций личности / Н.А. Низовских. - Психологический журнал. – 2005. - N 3. – С. 25-37.
21. Панкова, Т.А. О становлении нравственных и гражданских позиций школьников / Т.А. Панкова. - Социол. исслед. - 2012. - N 5. - С. 111–114.
22. Правила успешного тренинга с подростками [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://summercamp.ru (дата обращения: 15.12.2024).
23. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности / Т.Б. Пасько. - Образование и воспитание. —2017. —N2. —С. 46-49.
24. Подгорнова, С.В. Культуро-ориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / С.В. Подгорнова. - науч. ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост.– СПбАППО, 2014. –113 с.
25. Петрова, Л.Б. Формирование личности гражданина и патриота России в общеобразовательной школе / Л.Б. Петрова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12441/ (дата обращения: 15.12.2024).