Фрагмент для ознакомления
2
Социализация молодежи представляет собой многогранный и многоаспектный процесс, который на протяжении длительного времени находится в центре внимания представителей различных научных дисциплин – психологии, педагогики, социологии, культурологии и др. [7, с. 1].
Понятие трактуется как «процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, а также саморазвития и самореализации в том социуме, к которому он принадлежит» [16, с. 24].
В контексте молодежи социализация выступает в качестве ключевого механизма, обеспечивающего интеграцию подрастающего поколения в общественную систему, освоение им социальных ролей, норм, ценностей и моделей поведения, необходимых для успешной жизнедеятельности [21, с. 411] – это динамичный процесс, который протекает на протяжении всей жизни человека, однако наиболее интенсивно он проявляется в период юности и молодости, когда происходит активное формирование личности, ее ценностных ориентаций, установок и моделей поведения [23, с. 240].
Социализация молодежи предполагает не только усвоение социального опыта, но и активное воспроизводство системы социальных связей индивидом, его самореализацию в различных сферах жизнедеятельности [17] – это двусторонний процесс, включающий в себя как адаптацию молодого человека к социальной среде, так и его активное преобразование этой среды в соответствии со своими потребностями, интересами и ценностными ориентациями [25, с. 22].
Сущность социализации молодежи заключается в интеграции личности в социальную среду, освоении ею социальных ролей, норм, ценностей и моделей поведения, необходимых для успешной жизнедеятельности [16, с. 25], предполагая активное взаимодействие молодого человека с различными социальными институтами и агентами социализации в ходе которого происходит формирование его социального опыта, мировоззрения, ценностных ориентаций и моделей поведения [2, с. 78].
Социализация молодежи осуществляется посредством ряда механизмов, к числу которых относятся подражание, идентификация, интериоризация и экстериоризация [7, с. 2].
Подражание предполагает копирование молодым человеком поведенческих образцов, демонстрируемых значимыми для него людьми.
Идентификация заключается в отождествлении индивида с определенными социальными группами, их нормами и ценностями.
Интериоризация подразумевает преобразование внешних социальных требований во внутренние регуляторы поведения личности.
Экстериоризация, в свою очередь, предполагает воплощение внутренних установок и ценностей в конкретных действиях и поступках [17].
Важно отметить, что социализация молодежи является двусторонним процессом, предполагающим не только адаптацию личности к социальной среде, но и активное преобразование этой среды в соответствии со своими потребностями, интересами и ценностными ориентациями [25, с. 22].
Содержание процесса социализации молодежи включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов:
1. Когнитивный компонент, предполагающий усвоение молодыми людьми социальных знаний, норм, ценностей, моделей поведения, необходимых для успешной интеграции в социальную среду.
2. Эмоционально-ценностный компонент, связанный с формированием у молодежи определенной системы ценностных ориентаций, установок, убеждений и мотивов, регулирующих их социальное поведение.
3. Деятельностно-поведенческий компонент, отражающий способность молодых людей к реализации усвоенных социальных ролей, норм и моделей поведения в различных сферах жизнедеятельности [26, с. 125].
Основными направлениями социализации молодежи выступают:
1. Социально-политическая социализация, предполагающая формирование у молодых людей гражданской позиции, политической культуры, правовой компетентности.
2. Социально-экономическая социализация, связанная с освоением молодежью социальных ролей, навыков и компетенций, необходимых для успешной профессиональной самореализации и экономической активности.
3. Социально-культурная социализация, направленная на приобщение молодых людей к ценностям, нормам и традициям культуры, развитие их творческого потенциала.
4. Социально-коммуникативная социализация, предполагающая формирование у молодежи навыков эффективного межличностного и социального взаимодействия [28, с. 81].
Процесс социализации молодежи детерминируется комплексом внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на формирование личности, ее ценностных ориентаций, установок и моделей поведения [2, с. 79].
К числу основных внешних факторов социализации относятся:
1. Социально-экономические условия, включающие уровень жизни населения, состояние рынка труда, доступность образования и культурных благ и др., определяющие характер и направленность социализации молодежи, ее жизненные стратегии и ценностные ориентации [5, с. 67].
2. Политико-правовая среда, предполагающая особенности государственной политики в отношении молодежи, нормативно-правовое регулирование различных сфер ее жизнедеятельности, во многом обусловливая гражданскую позицию, правовую компетентность и социальную активность молодых людей [3, с. 49].
3. Социокультурные условия, связанные с доминирующими в обществе ценностями, традициями, нормами, образцами поведения, оказывая существенное влияние на формирование мировоззрения, ценностных ориентаций и моделей поведения молодежи [16, с. 26].
4. Институты социализации, такие как семья, образовательные учреждения, трудовые коллективы, общественные организации, средства массовой информации, выступая в качестве ключевых агентов, транслирующих молодым людям социальный опыт, нормы и ценности [9, с. 239].
Наряду с внешними факторами, на процесс социализации молодежи оказывают влияние и внутренние факторы, связанные с индивидуально-психологическими особенностями личности.
К ним относятся:
1. Возрастные и гендерные характеристики молодых людей, определяющие специфику их социализации на различных этапах развития.
2. Индивидуальные психологические особенности (темперамент, характер, способности, интересы, ценностные ориентации и др.), обусловливающие избирательность восприятия и усвоения социального опыта.
3. Уровень активности и самостоятельности молодежи в процессе социализации, ее готовность к саморазвитию и самореализации [14, с. 69].
Процесс социализации молодежи осуществляется посредством ряда механизмов, к числу которых относятся подражание, идентификация, интериоризация и экстериоризация [7, с. 2].
Подражание представляет собой механизм, при котором молодые люди копируют поведенческие образцы, демонстрируемые значимыми для них людьми (родители, педагоги, сверстники и др.), что лежит в основе усвоения молодежью социальных норм, ролей и моделей поведения, принятых в обществе [11, с. 7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Байбородова, Л. В. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей / Л. В. Байбородова, Г. И. Симонова, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2(107). – С. 8-16. – DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10345.
2. Безуглая, У. Я. Факторы, влияющие на формирование и социализацию личности современной молодежи / У. Я. Безуглая // Научная палитра. – 2022. – № 3(37).
3. Боголюбов, В. С. От прошлого к будущему: развитие детского отдыха и туризма в России / В. С. Боголюбов, С. А. Боголюбова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 1. – С. 48-54.
4. Волгунов, В. А. Аназиз социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей / В. А. Волгунов // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2(21). – С. 86-88.
5. Голикова, О. М. Проблемы современного состояния развития детского отдыха в Российской Федерации / О. М. Голикова // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6, № 2(19). – С. 66-69.
6. Детский оздоровительный лагерь : сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. В. А. Дегтерев, Д. А. Лапушкина. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2019.
7. Дорошенко, О. М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы / О. М. Дорошенко // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2020. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sotsializatsii-lichnosti-faktory-mehanizmy-etapy (дата обращения: 12.11.2024).
8. Ковалев, В. П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к работе в детских оздоровительных лагерях / В. П. Ковалев, А. А. Леснов // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 3(19). – С. 32-36.
9. Куликовский, Д. Е. Роль детского оздоровительно лагеря в социализации современных детей и подростков / Д. Е. Куликовский // ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Институт педагогики и психологии. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016. – С. 238-242.
10. Леснов, А. А. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период / А. А. Леснов, В. П. Ковалев // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 529.
11. Леснов, А. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов к работе в загородных детских оздоровительных лагерях / А. А. Леснов, В. П. Ковалев // Universum: психология и образование. – 2014. – № 4(5). – С. 7.
12. Магомедов, Т. А. Детский оздоровительный лагерь как среда социализации личности / Т. А. Магомедов, Х. Ш. Раджабов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 28-32.
13. Магомедов, Т. А. Летний оздоровительный лагерь как социальный институт воспитания старшеклассника / Т. А. Магомедов // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань: Бук, 2015. – С. 128-130.
14. Макашин, В. В. Социализация молодежи как психолого-педагогическая проблема / В. В. Макашин, А. И. Рыженко // Российская международная академия туризма. Том Часть 2. – Московская область, г. о. Химки: Общество с ограниченной ответственностью «Литературное агентство «Университетская книга», 2021. – С. 68-73.
15. Малащенко, Ю. М. Педагогические условия реализации программ социализации подростков в детском оздоровительном лагере / Ю. М. Малащенко // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 84-94.
16. Мудрик, А. В. Социализация человека: учебное пособие / А. В. Мудрик; А. В. Мудрик; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 3-е изд., испр. и доп.. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та;, 2011. – 623 с.
17. Насибуллин, Р. Р. Социализация как фактор формирования личности молодежи / Р. Р. Насибуллин // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2019. – № 4. – URL: https://sfk-mn.ru/PDF/12SCSK419.pdf
18. Пак, Л. Г. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как средство социализации воспитанников / Л. Г. Пак, Е. В. Харитонова // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 152-156.
19. Папуша, Е. Н. Критериально-диагностический инструментарий оценки сформированности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей / Е. Н. Папуша // Вестник науки и образования. – 2018. – № 13(49). – С. 82-84.
20. Папуша, Е. Н. Особенности формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей / Е. Н. Папуша // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 6(131). – С. 165-168.
21. Редюк, А. Л. Некоторые теоретические Основы социализации молодежи / А. Л. Редюк // под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. – С. 411-413.
22. Самарская, Н. А. Современное состояние сферы детского отдыха и оздоровления: проблемы и перспективы развития / Н. А. Самарская, С. М. Ильин, А. В. Румянцева // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12. – № 9. – С. 2561-2578. – DOI: 10.18334/epp.12.9.116232.
23. Селезнева, М. К. Социализация молодежи в современном обществе / М. К. Селезнева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 16, № 40. – С. 239-243.
24. Середко, А. М. Роль оздоровительно-образовательного лагеря в социализации современных детей и подростков / А. М. Середко, О. А. Мухорьянова // Экономика и социум. – 2018. – № 12(55). – С. 1115-1118.
25. Сокова, М. С. Теоретические основы исследования социализации студенческой молодежи в процессе подготовки к профессиональной деятельности / М. С. Сокова // Вестник Военного университета. – 2011. – № 2(26). – С. 21-25.
26. Сорокина, И. Р. К вопросу о социализации детей в летних оздоровительных лагерях / И. Р. Сорокина, Н. О. Макова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 9. – С. 124-127.
27. Суржиков, В. И. Современное состояние и проблемы развития детского отдыха в России / В. И. Суржиков, Д. В. Качкина // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 737-746.
28. Шипова, А. В. Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря / А. В. Шипова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 5-2. – С. 80-86.
29. Ярцева, Е. А. Социализация молодежи в современном обществе / Е. А. Ярцева // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 9-5(18). – С. 105-107.