Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Статья 31 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" предусматривает, что структура, полномочия и порядок работы судебного департамента при Верховном суде РФ и органов, входящих в его состав, определяются федеральным законом. Одним из таких законов является Федеральный закон "О судебной системе РФ".
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
1.1 Понятие и структура Верховного Суда РФ
В соответствии со статьей 126 Конституции РФ и частями 1, 2 и 5 статьи 19 Федерального закона "О судебной системе РФ" Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, находящимся в ведении судов общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за своей деятельностью в предусмотренных законом процессуальных формах и дает разъяснения о судебной практике.
Судьи Верховного суда РФ (включая председателя и его заместителей) избираются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ на основании представления Председателя Верховного суда РФ и заключения Квалификационной коллегии судей Верховного суда РФ (часть 3 статьи 13 Федерального закона "О судебной системе РФ").
В состав Верховного суда РФ входят Пленум Верховного суда РФ, Президиум Верховного суда РФ, Апелляционная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам и Военная коллегия.
Пленарное заседание Верховный суд РФ состоит из председателя Верховного суда РФ, его заместителей и членов Верховного суда РФ. Судьи Конституционного суда РФ, судьи Высшего арбитражного суда РФ, другие судьи и другие лица могут присутствовать на заседаниях пленума по приглашению Председателя Верховного суда РФ. Пленум Верховного суда не является судебным органом и принимает решения по наиболее важным и общим вопросам, связанным с организацией деятельности Верховного суда РФ.
Президиум Верховного суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ на основании представления Председателя Верховного суда РФ. Утверждение Президиума Верховного суда РФ осуществляется при наличии положительного заключения Квалификационной коллегии судей Верховного суда РФ . Президиум Верховного суда РФ осуществляет следующие полномочия:
1. В рамках своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и при вновь открывшихся обстоятельствах;
2. Изучает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
3. Занимается организацией работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда РФ.
1.2 Роль постановлений Пленума Верховного Суда РФ
Развитие российской правовой системы не стоит на месте, в результате чего количество принятых правовых и нормативных правовых актов регулярно увеличивается. Законодательная деятельность - это очень длительный и трудоемкий процесс, зачастую на разработку и принятие отдельного законопроекта уходит не один год. Законодатель должен учитывать все возможные особенности праворегулированных отношений, лаконично формулировать закон в его содержании и поэтому вынужден обращаться к различным другим источникам для уточнения определенных определений, терминов и понятий, установленных законодателем .
Однако не всегда возможно учесть все нюансы, и постоянное создание новых законов и нормативных актов часто приводит к тому, что вновь принятые акты содержат множество коллизий и пробелов в действующем законодательстве. Все это создает определенный правовой дисбаланс, явление, которое способствует формированию разногласий на всех этапах принятия закона и создает препятствия для его надлежащего исполнения.
В последнее время большое внимание уделяется устранению законодательных дисбалансов, но законодательно устранить их не всегда возможно, к тому же это занимает много времени. Поэтому разъяснения Верховного суда, а именно постановления Верховного суда РФ, играют важную роль в преодолении негативных последствий этого явления. Основным законом РФ является Конституция, в ней содержится норма о том, что Верховный суд России является высшим судебным органом, органом по разрешению гражданских, уголовных, административных споров и экономических вопросов, т.е. все дела передаются в суды общей юрисдикции (далее суды общей юрисдикции, суды) и арбитражные суды.
Верховный суд России в соответствии с процессуальными формами, утвержденными федеральным законом, осуществляет надзор за деятельностью судов, а также арбитражных судов и дает разъяснения по проблемам судебной практики. Такие разъяснения содержатся в постановлениях Пленума Верховного суда РФ. Пленарное заседание состоит из председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей Верховного суда РФ. В заседаниях пленума Верховного суда могут принимать участие как председатель Конституционного суда России, Генеральный прокурор, министр юстиции, так и их заместители.
ФКС содержит определение, в котором указывается, что Верховный суд РФ может рассматривать и анализировать материалы судебной практики, а Верховный суд может давать разъяснения судам в отношении этой практики в целях единообразного применения законодательства РФ.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ
2.1 Анализ места Судебного департамента при Верховном Суде РФ в системе органов государственной власти
Справедливость - неотъемлемый элемент здорового общества. Общество имеет возможность цивилизованно развиваться только при наличии строго определенных границ, представляющих собой запреты и ограничения, так сказать, "границы дозволенного". Однако сам факт существования этих границ недостаточен для развития цивилизованного общества, любое вмешательство в нарушение этих границ должно быть обязательно прекращено, а виновный должен быть привлечен к юридической ответственности.
Цель правосудия - установить все обстоятельства, наличие вины и назначить наказание, соразмерное содеянному. Из этого следует, что судебная ветвь власти является основой здорового и цивилизованного общества. Для качественной и эффективной работы судебной системы, прежде всего, важно организовать работу всей отрасли на всех уровнях, что и делает судебный департамент .
Административно-правовая организация судебного департамента в целом является основой эффективного функционирования судебной системы и гарантом беспрепятственного отправления правосудия. Организационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности судей всех видов и уровней, судей судов субъектов РФ и мировых судей, отвечающих стандартам современного правового государства и способствующих эффективному функционированию судебной системы, является важнейшей гарантией статуса судей и качества правосудия.
В РФ создана и функционирует административно-правовая система, обеспечивающая осуществление судопроизводства, гарантирующая принцип независимости судебной власти и судей. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ "О судебной системе при Верховном суде РФ" (далее Федеральный закон "О Судебном департаменте").
2.2 Задачи, функции, полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента
Судебный департамент РФ является органом, которому поручено организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции.
Его возглавляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности по поручению Председателя Верховного суда РФ по согласованию с Советом судей РФ.
Структура Судебного департамента:
- главный отдел - организационно-правовое обеспечение деятельности судов;
- Главное управление по обеспечению деятельности военных кораблей;
- Главное финансово-экономическое управление;
- Департамент государственной службы и кадров;
- Контрольно-ревизионное управление;
- Управление офисной работой;
- Управление капитальным строительством, эксплуатацией зданий и сооружений;
- Департамент образования и воспитательных учреждений;
- Департамент международного правового сотрудничества;
Перед Судебным департаментом РФ стоят следующие задачи:
- подготовка сметы расходов на следующий финансовый год, представление ее правительству и защита;
- составление штатного расписания судей и обслуживающего персонала судов;
- подготовка сметы на новое строительство и ремонт морских сооружений;
- учет судей, которые исполняют обязанности находящихся в отставке;
- обеспечение санаторно-курортного здоровья судей и членов их семей;
- ведение судебно-медицинской статистики;
- информационная поддержка судей .
2.3 Особенности и проблемы взаимоотношений Судебного департамента при ВС РФ и органов государственного управления
Судебная система, как отдельный институт или "ветвь" государственной власти, всегда вызывала и будет вызывать наибольший интерес общества. Этот интерес обусловлен тем, что суд по существу является высшей инстанцией, способной разрешить любую спорную ситуацию, и этот спор может происходить между гражданами или с участием других органов власти, вплоть до оспаривания постановлений высшего должностного лица РФ. То есть суд является "последней линией защиты" для защиты законных интересов всех субъектов, физических и юридических лиц, общественных организаций и государственных (муниципальных) учреждений, чтобы оправдать и защитить.
Одним из наиболее важных аспектов судебной системы является ее независимость, особенно от других органов власти, что особенно важно, поскольку судебная система не является полностью независимым институтом, а является лишь "одной из трех ветвей власти".
Особенности административно-правового статуса Судебного департамента в целях обеспечения независимости судебного органа установлены Федеральным законом от 08.01.1998 №7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном суде РФ" при Верховном суде РФ".
Ранее все эти вопросы находились в ведении Министерства юстиции РФ. Судебный департамент с момента своего создания взял на себя целый ряд задач по обеспечению деятельности судов, включая состав суда, технический персонал, организацию управления, обучение технического персонала, перевод документооборота в электронную форму, аудиозапись судебного процесса и т.д. В то же время следует отметить, что фактический правовой статус самого судебного органа вызывает споры в научном сообществе.
Одни исследователи относят его к судебным органам в силу его смысловой интерпретации, другие - к органам исполнительной власти и рассматривают его как особого преемника Министерства юстиции в вопросах правоприменения судебной системы, третьи - к исполнительным органам судебной власти. Последняя точка зрения также вызывает сомнения в ее обоснованности, поскольку по предложенной логике можно предположить существование представительного (законодательного) судебного органа (Совета судей?) и даже судебного органа судебной власти (квалификационных коллегий?) .
Такой подход, по-видимому, размывает традиционное разделение властей на три основные группы - законодательную, исполнительную и судебную - предполагая дальнейшее разделение этих ветвей власти на точно такие же подгруппы, которые также могут быть далее разделены по тому же принципу. Важность данного вопроса заключается в определении принципов взаимодействия судебного департамента с другими органами государственной власти или органами государственного управления, поскольку подход взаимодействия в рамках системы органов исполнительной власти является основополагающим, то есть основанным на принципах подчиненности, он будет существенно отличаться от сотрудничества между государственными органами различных ветвей власти, которые основанный на принципах координации, поскольку различные ветви власти имеют свои собственные функциональные обязанности государственного управления перед различными ветвями власти. Следует отметить, что сам законодательный орган четко не определил статус Судебного департамента в соответствующем законе, назвав его "государственным органом, оказывающим организационную поддержку..." (статья 1 Закона О Судебном департаменте), т.е. органом, который наделен государственными полномочиями для неопределенного круга лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что Судебный департамент Верховного суда РФ - федеральный государственный орган, осуществляющий надзор за деятельностью верховных судов республик, областных и краевых судов, судов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных судов, военных и специальных судов, органов судейского сообщества и финансов. мировой судья оказывает организационную поддержку.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 2008. - 31 декабря.
2. О статусе судей в РФ: Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 // Российская газета. 1992. 29 июля.
3. О судебной системе РФ: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ.1997. N 1.
4. О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ: Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1998. N 2. Ст. 223.
5. Об органах судейского сообщества в РФ: Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.
6. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- М.: Юрист, 2007. - 237 с.
7. Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в РФ. Курс лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 288 с.
8. Безлепкина О.В. Административно-правовая организация управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Российский судья. 2009. N 11.
9. Власов А.А. Почему пробуксовывает судебная реформа? М., 2003. - 184 с.
10. Доценко Ю.В. Федеральные целевые программы "Развитие судебной системы России" как технологии программно-целевого проектирования // Администратор суда. 2007. N 3.
11. Зарипов В. "Перестройка" в судебной системе // Корпоративный юрист. 2008. N 6.
12. Козлов С.С. Административно-правовое и ресурсное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. 2004. - 254 с.
13. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен.- М.: Издательская группа "Юрист", 2007. - 237 с.
14. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - М.: Эксмо, 2010. - 438 с.
15. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе РФ" / Отв. ред. первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2003. - 497 с.
16. Комментарий к ФЗ «О судебной системе РФ» (постатейный)/ Под ред. Ю.В. Маранц.- М.: Юстицинформ, 2006. - 382 с.
17. Конституционное право России: Учебник, 3-е издание, переработанное и дополненное /Под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 2004. - 395 с.
18. Корякин И.И. Нормотворческая деятельность в системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Администратор суда. 2010. N 2.
19. Корякин И.И. Судебный департамент при Верховном Суде РФ как исполнительный орган судебной власти // Юридическая мысль. 2015. № 5. С. 55–63.
20. Лебедев В.М. Условия для успешного завершения реформы созданы // Российская юстиция. 2001. N 11.
21. Максимов В.В. Мировая юстиция: проблемы и перспективы // Журнал российского права. 2001. N 9.
22. Миронов А.А. Комментарий к Федеральному закону от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» (постатейный) / Под ред. Е.В. Шкуновой // СПС КонсультантПлюс. 2011. - 384 с.
23. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2007. - 438 с.
24. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г., Беспалов В.П. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. - 112 с.
25. Орлов А.В. О некоторых особенностях проведения закупочных процедур органами судебной власти РФ, обусловленных необходимостью обеспечения безопасности судей, реализации принципов открытости и доступности правосудия // Российский судья. 2014. № 12. С. 8–15.
26. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: Учеб. для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; Под ред. С.А. Старостина. М.: Проспект, 2017. 336 с.
27. Рарог А.И. Правовое значение разъяснений Пленума ВС РФ // Государство и право. – 2001. – №2. – С. 51-57. 6. Шульга И.В. Правовая природа обзоров ВС РФ // Российский судья. – 2006. – №9. – С. 7-9.
28. Тарасов А.М. Президентский контроль // Законодательство. 2003. N 4.
29. Фоков А.П. Развитие судебной системы России (2012 - 2016 гг.) // Российский судья. 2009. N 4.
30. Шутилин В.Ю. Главные направления развития российского законодательства, регламентирующего сферу управления в области деятельности Судебного департамента в субъектах РФ // Мировой судья. 2006. N 5.
31. Шутилин В.Ю. История становления и развития Судебного департамента при Верховном Суде РФ // Российская юстиция. 2005. N 10.
32. Ямшанов Б. Народного судью оградят от чиновников // Российская газета. 2006. 29 ноября.