Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования заключается в исследовании творчества И.С. Тургенева и в понимании образов в его произведениях.
Истоки теории образа зародились ещё в античности. Само слово «образ» употребляется в качестве термина в разных областях знания, в том числе, и в литературе. Художественный образ является одной из важнейших категорий в литературоведении. Данное понятие является предметом изучения искусства и рассматривается как способ освоения и преобразования действительности. Важным представляется раскрытие понятия «художественный образ» применительно к конкретным случаям (на примерах кинологических, т.е. образов собак в художественном тексте) при возрастании интереса к пониманию «художественного образа» как многогранного явления в литературе, влияющего на развитие общей образной системы произведений.
Во взаимосвязи с охотой как характерным развлечением в России XIX века, образы собак неразрывно связаны и наиболее значительно представлены в произведениях И.С. Тургенева, в том числе в цикле рассказов «Записки охотника»
Степень разработанности темы. В отечественном литературоведении понятие «художественный образ» рассматривали такие исследователи, как А.И. Ефимов, А.И. Николаев, Л.И. Тимофеев, М.Б. Храпченко, Л.В. Чернец и др.
Объектом исследования является образная систем в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника».
Предмет исследования – кинологические образы в произведении И.С. Тургенева «Записки охотника».
Цель исследования – анализ кинологических образов в цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» и выявление их значения в раскрытии авторского замысла.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Определение понятия литературного образа.
2. Классификация и обзор способов создания образов в художественной литературе.
3. Выявление художественных особенностей произведений И.С. Тургенева с наличием анималистических (кинологических) образов.
4. Характеристика образов собак в цикле «Записки охотника».
Основные методы исследования
Лингвостилистический анализ. Позволяет изучить, как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения.
Литературоведческий анализ. Направлен на изучение идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения, определение его места в ряду других текстов
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, а также заключения и списка использованной литературы.
Литературное художественное произведение, подобно творению в изобразительном искусстве, является отраженной, преображенной в сознании автора, картиной мира, собранием, а иногда и смешением, мыслей основателя, выраженных образно. Писатель, создавая свой эстетически значимый реальный объект, внедряет в него некий замысел, который должен оказать смысловое, чувственное воздействие на адресата, субъекта восприятия. Любое художественное произведение представляет собой сложный единый и неповторимый труд автора, но весьма субъективный, поскольку является отраженной разумом писателя реальностью. Так рождается вымышленный мир, который может восприниматься читателем как существующий на самом деле, а произведение призвано исполнять роль, посредника между сознанием творца и сознанием читателя. Происходит трансляция творчества из воображения создателя в воображение реципиента. При этом, конечно, автор оказывает сильное влияние на сознание своего читателя, ведь описываемые в произведении события и размышления вызывают целый спектр чувств и эмоций у адресата – от положительных до отрицательных.
Литературное сочинение предстает перед читателем в виде текста с его линейной последовательностью языковых знаков, объединенных в слова и далее в предложения, за которыми в свою очередь встают образы, то есть некие элементы в идейно-эстетическом содержании написанного, воспринимаемые нашим сознанием. Слово, порождая письменную коммуникацию, – основное, но не единственное, средство создания, а также форма воплощения образа в литературе, материальный носитель образности, мост между субъектом и объектом. Это традиционный способ фиксации, хранения результатов писательского труда, внешняя оболочка для созданного автором образного мира, а также способ общения писателя и читателя.
Автор, принимая и анализируя общую картину мира, моделирует свою действительность в сознании и, благодаря письменному общению, передает получателю новую, пропущенную через воображение и чувства, картину мира, наполненную своими субъективными и чувственными образами. Если художественное произведение представляет собой изначально единое целое, то каждый элемент произведения, каждый образ – относительно самостоятельную и неповторимую частицу этой целостности. Образное содержание литературного сочинения отражает художественное мышление писателя.
Художественный образ в литературе является специфической формой познания. Его стоит рассматривать как элемент художественного целого, обладающий формой и концептуальным содержанием в определенном произведении. В зависимости от развития человеческой мысли образ может принимать различные конфигурации, т.к. трансформируется сам предмет изображения, либо изменяются способы его воссоздания. Создание определенного образа зависит от того, в каком литературном направлении работает автор – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и др.
Разработка образа также зависит от того к какому типу он относится: словесная образность, образы-детали, пейзаж, натюрморт, интерьер, образ человека. Можно сказать, что образ – некая абстракция, принимающая четкие формы в литературном произведении. Стоит отметить, что именно образы являются базой всего литературного пространства произведения, его сюжета, а также проблематики. Их можно рассматривать как главную действующую силу, вокруг которой происходят важные события, центральные для всего повествования.
В рамках литературоведения художественный образ рассматривается как отражение человеческим сознанием различных предметов, явлений в том виде, в котором их описывает автор. Художественным образом можно назвать любое явление, которое было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Древнегреческий философ Аристотель писал, что «образ – троп, который возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или изменённое, преломлённое отражение подлинника природы».
Само понятие «художественный образ» говорит о том, что он может содержаться лишь в произведениях литературно-художественного творчества (художественных текстах). Художественный текст – эстетическое средство опосредованной коммуникации, цель которой есть изобразительно-выразительное раскрытие темы, представленное в единстве формы и содержания и состоящее из речевых единиц, выполняющих коммуникативную функцию. В его основе лежит реальный жизненный опыт автора, конкретная жизненная ситуация, представленная в творчески обработанном литературном тексте. Главенствующей для художественного текста является функция эмоционального воздействия, осуществление которой достигается в процессе коммуникации «автор-читатель», в рамках которой писатель проецирует на последнего свое видение окружающей действительности.
Литературоведы рассматривают художественный образ как целостный живой организм, который способен в полной мере отражать существующую реальность. К конкретно-чувственному отражению действительности может относиться иконический образ, или знак-образ. В данном отношении можно рассматривать и художественный образ, который будет выступать отражением, обозначением событий, людей, ситуаций в художественном произведении. Но нельзя рассматривать художественный образ лишь с данной точки зрения, в силу того, что указанное событие или лицо проходит через призму личного опыта творца, в нем появляется собственная, художественно-творческая природа.
Необходимо отметить, что в отечественном литературоведении существуют два разных подхода к исследованию природы художественного образа. С одной стороны, художественный образ трактуется как чисто речевое явление, с другой – как система конкретно-чувственных деталей, воплощающих содержание художественного произведения.
Образ для многих исследователей – это картина человеческой жизни, изображение которой предполагает использование художником всего того, что в жизни связано с человеком, но именно в преломлении всего этого материала через человеческое восприятие и состоит своеобразие литературы. Однако понятие образа шире понятия характера, поскольку оно предполагает изображение и всего вещного, животного и вообще предметного мира, в котором человек находится и вне которого он немыслим, но в то же время без изображения характера не может возникнуть и образ. Характер – это, прежде всего, конкретный человек с его индивидуальными поступками и переживаниями в конкретной жизненной обстановке, вместе с тем это и тип человеческого общественного поведения, созданный определенными социальными условиями.
Для точной трактовки понятия «художественный образ» стоит дать определение самому «образу». Так, Е.Б. Борисова пишет, что «образ – это, прежде всего, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности» [4, с. 20]. Литературовед делает акцент на том, что образ является объектом изучения искусства и служит для отражения окружающего мира.
Л.И. Тимофеев в работе «Основы теории литературы» указывает, что «образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение». [20, с. 225] Исследователь говорит о функциональной стороне рассматриваемого понятия, которая состоит в чувственном восприятии человеком черт художественного образа.
А.И. Ефимов в работе «Образная речь художественного произведения» выделяет два вида образов. Первый – это литературные образы, к которым относятся персонажи произведений. Ко второму виду относятся речевые образы, изобразительно – выразительные средства, такие, как тропы, сравнения, выражения. [10, с.108] Стоит отметить, что между выделенными двумя разновидностями происходит синтез, т.к. речь героя напрямую зависит от самого персонажа и даёт читателю представление о нем. Для исследователей важнейшей характеристикой образа является его языковая составляющая, а именно изобразительно-выразительные средства в соединении с психотипом самого героя.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев, В.В. Тропа к Тургеневу: [докум.-худож. кн. о жизни и творчестве И.С. Тургенева] / В.В. Афанасьев, П.К. Боголепов. - Москва: Детская литература, 1983. - 317 с. – Текст: непосредственный.
2. Батюто, А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени / А.И. Батюто. - Ленинград: Наука, 1990. - 348 с. – Текст: непосредственный.
3. Борисова, Е.Б. О содержании понятии «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е.Б. Борисова. – Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 37. – 2009. – № 35 (173). – С. 20-26.
4. Бушмин, А.С. Преемственность в развитии литературы: литературная критика / А.С. Бушмин. – 2-е изд., доп. – Ленинград: Художественная литература. Ленингр. отд-ние, 1978. - 223 с. – Текст: непосредственный.
5. Бялый, Г.А. Тургенев и русский реализм / Г.А. Бялый. - Москва - Ленинград: Советский писатель, 1962. - 247 с. – Текст: непосредственный.
6. Введение в литературоведение: учебное пособие / Л.В. Чернец, В.И. Хализев, А.Я. Эсалнек. – Москва: Высшая школа, 2004. – 680 с. – ISBN 5-06-004233-2. – Текст: непосредственный.
7. Винникова, Г.Э. Тургенев и Россия / Г.Э. Винников. - Москва: Советская Россия, 1977. - 411 с. – Текст: непосредственный.
8. Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр / Г.Д. Гачев. - [2-е изд.]. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 2008. - 280 с. - ISBN 978-5-211-05414-1. – Текст: непосредственный.
9. Головко, В.М. Поэтика русской повести / В.М. Головко. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1992. - 191 с. - 20 см. - ISBN 5-292-00908-3. – Текст: непосредственный.
10. Голубков, В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева / В.В. Голубков. - Москва: Учпедгиз, 1960. - 263 с. – Текст: непосредственный.
11. Ефимов, А.И. Образная речь художественного произведения / А.И. Ефимов. – Текст: непосредственный // Вопросы литературы. – 1959. – № 8. – С. 91-108.
12. Котович, М.И. Языковые средства создания персонажа в художественном произведении / М.И. Котович. – Текст: непосредственный // Сборник статей и тезисов IX Международной науч.-практ. конф. – Минск: БГУ, 2015. – № 12. – С. 64-68.
13. Курляндская, Г.Б. И.С. Тургенев и русская литература / Г.Б. Курляндская. - Москва: Просвещение, 1980. - 192 с.
14. Литературный энциклопедический словарь / [подгот. Е.И. Бонч-Бруевич и др.]; под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. - Москва: Советская энциклопедия, 1987. - 750, [1] с. – Текст: непосредственный.
15. Николаев, А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. - Иваново: ЛИСТОС, 2011. - 255 с. - ISBN 978-5-905158-08-7. – Текст: непосредственный.
16. Островский, А.Г. Тургенев в записях современников: Воспоминания. Письма. Дневники… / А.Г. Островский. - Москва: Аграф, 1999. - 396 с. - (Лит. мастерская). - ISBN 5-7784-0066-7. – Текст: непосредственный.
17. Петров, С.М. И.С. Тургенев: жизнь и творчество / С.М. Петров. - 2-е изд., доп. - Москва: Просвещение, 1968. - 367 с. - (Библиотека словесника). – Текст: непосредственный.
18. Роднянская, И.Б. Художественный образ / И.Б. Роднянская. – Текст: непосредственный // Большая российская энциклопедия: [в 30 т.]. Т. 34: Хвойка - Шервинский. - 2017. - С. 225-226. - ISBN 978-5-85270-372-9.
19. Скокова, Л.И. Диалог И. Тургенева с Руссо о природе и цивилизации / Л.И. Скокова. – Текст: непосредственный // Спасский вестник. – 2004. – № 10. – С. 4.
20. Скокова, Л.И. Эстетическое единство «Записок охотника» И. Тургенева и образ рассказчика / Л.И. Скокова. – Текст: непосредственный // Литература в школе. – 2006. – № 3. – С. 19-21. - ISSN: 0130-3414.
21. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы: учебное пособие для пед. ин-тов / Л.И. Тимофеев. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Просвещение, 1976. - 448 с. – Текст: непосредственный.
22. Тургенев, И.С. Записки охотника; Повести и рассказы / И.С. Тургенев. - Минск: Народная асвета, 1984. - 448 с. – Текст: непосредственный.
23. Филиппова, В.И. Художественный образ как продукт творческого процесса / В.И. Филиппова. – Текст: непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. – № 2(17). – С. 112-116.
24. Храпченко, М.Б. Горизонты художественного образа / М.Б. Храпченко. - Москва: Художественная литература, 1982. - 332, [2] с. – Текст: непосредственный.
25. Храпченко, М.Б. Художественный образ / М.Б. Храпченко. – Москва: Художественная литература, 1982. – 334 с. – Текст: непосредственный.