Фрагмент для ознакомления
2
1. Ассортиментная политика «проходимых» аптек. Особенности проходимости аптек с учетом их месторасположения (в центре города или в другом месте с общегородской концентрацией населения — крупном торговом центре, транспортном узле и т.п.) характеризуются следующими основными параметрами:
- широкий круг потенциальных посетителей (десятки тысяч в месяц) из разных частей города, поэтому их спрос не является специфическим по сравнению со средним по городу; - «Транзитные» посетители имеют возможность выбора между несколькими аптеками «по пути», поэтому у них более высокие требования к ассортименту; - более высокая доля более обеспеченных посетителей с соответствующими потребительскими предпочтениями: меньшая чувствительность к цене, более выраженные потребности, высокая доля спонтанных (незапланированных) покупок.
2. Ассортиментная политика «полуактивной» аптеки. Данный тип аптек, расположенных на пути местного пешеходного или транспортного движения между жилым домом и оживленной аптекой, характеризуется:
- как правило, значительно большее количество и разнообразие постоянных клиентов (по сравнению с «домашней» аптекой);
- яркая специфика клиентуры, вероятно, обусловлена гендерными, возрастными, социальными и другими характеристиками;
- как правило, как и в «домашних» аптеках, доля посетителей, ориентированных на приобретение наиболее дешевых товаров, столь же высока; - В аптеке на пригородной улице у посетителей есть выбор между несколькими аптеками «по пути», поэтому требования к ассортименту товаров сравнительно высокие [1].
Следует отметить, что параметры ассортимента во многом зависят не от формата, а от маркетинговой специфики аптеки (проходимость, количество проживающих в непосредственной близости людей, конкурентная ситуация). При работе аптеки в формате самообслуживания ей приходится не только выдерживать конкуренцию со стороны традиционных аптек, но и быть готовой конкурировать с неаптечными ритейлерами (супермаркетами, оптовыми рынками, специализированными магазинами и т. д.) по ряду важных не -аптечные товарные группы (массовая косметика, средства гигиены, детские товары).
Другим важным фактором является торговая площадь: опыт показывает, что успешность формата самообслуживания проблематична, если торговая площадь составляет менее 50–60 м², в частности, из-за необходимости поддержания значительного количества товарных запасов в торговом зале. Также важно, является ли аптека сетевой или одиночной и какая в ней форма представления продукции: открытая, закрытая или смешанная. Процесс формирования ассортимента продукции аптечного предприятия можно представить в несколько этапов:
1. Проведение маркетинговых исследований (оценка заболеваемости населения; определение профиля учреждения здравоохранения и объема работ; определение спроса на лекарственные средства и немедицинские товары; проведение исследования лекарственных средств); Оценка и определение потребительских предпочтений; Расчет приблизительного количества потребителей, получающих выгоду; оценка конкурентов);
2. С учетом действующего в Российской Федерации законодательства (правил торговли; утвержденных перечней лекарственных средств; категорий отпуска лекарственных средств; ограничений по отпуску отдельных лекарственных средств (например, ужесточение порядка отпуска ряда лекарственных средств) лекарственных средств; товаров, отпускаемых без рецепта с 2017 года); правил бесплатного и льготного отпуска);
3. Непосредственное формирование ассортимента продукции (создание перечня основных фармакотерапевтических групп (ФГ); последующее распределение ФГ в зависимости от спроса; определение количества наименований в каждой ФГ; разработка перечня ЛС для конкретной аптеки);
4. Расчет экономических показателей сформированного ассортимента (расчет доли продаж отдельных товарных групп и наименований; определение доли доходов фармакотерапевтических групп; расчет скорости обращения лекарственных средств; оценка показателей товарных запасов).
5. Оцениваются показатели финансово-экономической деятельности, в частности оборот и прибыль;
6. По результатам финансово-экономической деятельности принимаются решения по ассортименту продукции аптеки (при необходимости проводится анализ ассортимента на широту, глубину, насыщенность и сопоставимость).
Тип аптеки играет важную роль в формировании ассортимента продукции. Для аптеки в торговом центре, посетители которого имеют средний и выше среднего доход, наибольшим спросом пользуются следующие категории товаров: средства от простуды и гриппа; витамины; современные препараты для похудения; препараты для восстановления потенции; антидепрессанты; седативные средства; противоаллергические препараты. Если это уличная аптека, то, несмотря на то, что уровень доходов ее посетителей примерно такой же, как и у посетителей аптек в торговом центре, важным отличием является повышенный спрос на рецептурные препараты, т. е. час Посетители приходят за конкретными товарами и не совершают случайных покупок. В третьем типе, аптеках в спальных районах, основные потребители имеют доход ниже среднего (пенсионеры, школьники, студенты, молодые мамы и т.д.), разница в объеме продаж в большую сторону по сравнению с аптеками других типов зафиксирована по следующему виду продукции: группы: Лекарственные средства для лечения хронических заболеваний; недорогие лекарства (в том числе дженерики).
Критериями формирования ассортимента продукции в аптечных предприятиях (организациях) являются:
- правовое регулирование в сфере закупок и реализации лекарственных средств и медицинских изделий;
- обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств для аптек;
- Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта;
- Перечень лекарственных средств, которые могут быть приобретены организациями здравоохранения, финансируемыми из бюджетных средств (для аптечных организаций, осуществляющих лекарственное обеспечение таких организаций);
- Заболеваемость населения (ее уровень);
- уровень доходов (покупательная способность) потребителей;
- Тенденции развития фармацевтического и аптечного рынка;
- спрос на лекарства;
- терапевтическая эффективность лекарственных средств;
- Конкурентоспособность фармацевтической продукции;
- фармакоэкономическая оценка лекарственных средств;
- экономические показатели ассортимента (доля продаж отдельных фармакотерапевтических групп и наименований; доля выручки по группам и по отдельным позициям ассортимента; скорость движения лекарственных средств). Важными количественными критериями формирования ассортимента в аптеке являются скорость движения лекарственных препаратов и рентабельность их реализации. Скорость движения лекарственных средств за определенный период времени рекомендуется определять по следующей формуле:
К = Ок + Пс + Рс / Оп + П + Пс (1)
где Ок и Оп — остатки на начало и конец периода;
Ps — средний месячный доход;
P — общий доход за данный период;
Рубль — это среднемесячный оборот.
При значении К от 0,5 до 1 скорость движения характеризуется как медленная, при значении К от 0,26 до 0,49 — как стабильная. Показатель от 0 до 0,25 свидетельствует о высокой скорости движения препарата.
Также целесообразно рассчитать рентабельность аптечного бизнеса в зависимости от ассортимента лекарственных средств. Это позволяет планировать оптимальный ассортимент лекарственных средств, поскольку при попытке максимально расширить ассортимент наступает момент, когда дальнейшее расширение уже не увеличивает прибыль аптеки.
Существует обширная литература по классификации аптечных товаров. Существует множество формализованных подходов к формированию групп товаров по определенным признакам, используемых в разных целях, однако в настоящее время не существует единой утвержденной классификации товаров всего аптечного ассортимента, предназначенной специально для разработки товарных матриц в аптеках.
Фрагмент для ознакомления
3
Славич-Приступа А.С. Формирование ассортимента в аптеках. — // Экономический вестник фармации — № 9 — 2004.
Старовойтова С.М. Ассортиментная политика аптечной организации: категорийный менеджмент и управление ассортиментом. — // Вестник фармации — № 2 — 2016.
Сидорова Д. Пять шагов к ассортиментной матрице. — www.pharma-expert.ru/stati/publikacii/pyat-shagov-k-assortimentnoj-matritse
Долгих В.К., Гаврилина Н.И., Дьяченко Р.Г. Стандарт обслуживания посетителей аптечных организаций, как элемент системы менеджмента качества // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. Пятигорск, 2011. Вып. 66. С. 699-701.
Лаврентьева Л.И., Соколова О.В. Особенности формирования профессиональной компетентности // Российские аптеки. 2009. № 3. С. 16.
Мороз Т.Л. Проблемы лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений в связи с сокращением внутриаптечного изготовления лекарственных препаратов / О.А. Рыжова // Ремедиум. - 2015. -№1. - С.43-46.
Немченко А.С. Организационно-экономические аспекты изготовления лекарственных средств в аптеках / А.Н. Гавриленко // Провизор. - 2002. -№10.
Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010. - № 16. - Ст. 1815. [с изм. и доп.].
Об утверждении правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2015 г. N 751н // Гарант.ру. - https:// https://base.garant.ru/.
Пономарева Е.А. Оптимизация работы производственных аптек в современных условиях: автореф. Дисс.... Канд. Фарм. Наук. - Пятигорск, 2012
Тарабукина С. М. Мошкова Л. В. Проблемы аптечного изготовления лекарственных средетв/С.М.Тарабукина, Л.В.Мошкова//Вопросы обеспечения качества лекарственных средств. -2019.-№2(24). С.20-25.
Еремина О.Ю., Евдокимова О.В., Уварова В.И. Товарный менеджмент: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 234 с.
Захарова Ю.А. Продакт-менеджмент, или Искусство управления товаром: практ. пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 128 с.
Кондрашов В.М. Менеджмент продаж: учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник, 2012. — 279 с.
Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с.
Чувакова С.Г. Управление ассортиментом магазина: практ. пособие. — М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 260 с.
Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2009. — № 9. — С. 48-55.
Федеральный закон Российской федерации от 12 апреля 2010 г. № 61 «Об обращении лекарственных средств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
.Приказ Министерства здравоохранения Российской федерации от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru
Приложение № 4 к распоряжению Правительства Российской федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» [Электронный ресурс].–Режим доступа: https://base.garant.ru
Аляутдин, Р. Н. Фармакология: учеб. для фарм. училищ и колледжей / Р. Н. Аляутдин, Н. Г. Преферанский, Н. Г. Преферанская; под ред.
Р. Н. Аляутдина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 704 с.- ISBN 5-9231-0441-5.
Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: учебное пособие / М.:МГУ, 2004. 414 с.
Васнецова О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С.607.
Голубков Е. П. АВС и ХУZ-анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 12-24.
Государственный реестр лекарственных средств. Том I. Официальное издание (по состоянию на 1 сентября 2008 г.) / МЗ РФ, Фонд фармацевтической информации, 2008. 1300 с.
Грек П., Дунаев В. Двухфакторный АВС-анализ по методике П. В. Грека // Ремедиум. 2007. № 5. С. 48-52.
Гурова И. Н. Фармацевтический маркетинг: планирование, контроль, аудит процессов // Экономический вестник фармации. 2005. № 8. С. 8-15.
Гурылева М. Э., Уразманов А. Р. Оценка качества жизни фармацевтических работников // Новая аптека: эффективное управление. 2008. № 9. С. 25-29.
Дремова Н. Б. Изучаем окружающую среду аптечного предприятия / Новая аптека. 2007. № 3. С. 33-44.
Дремова Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение: учебное пособие / Курск: КГМУ, 2005. 520 с.
Дремова Н. Б. Осваиваем конкурентный анализ / Новая аптека. 2007. № 8. С. 37-43. Дремова Н. Б., Олейникова Т. А., Репринцева Е. В. Оценка конкурентоспособности лекарственных средств. Методические рекомендации. Курск: КГМУ, 2002. 16 с.
Елисеев Ю.Ю.. Полный справочник инфекциониста. М.: ЭКСМО. 2007.
Иванова В.В. Иммунопатогенез инфекционной болезни у детей /В.В.Иванова, Г.Ф. Железникова, И.В. Шилова // Педиатрия. 2005. - № 4. -С. 61-65.
Коновалов Е. В. О сущности и функциях маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 108-114.