Фрагмент для ознакомления
2
федерации как составная часть региональной политики
Развитие регионов и балансирование проблем, которые решаются как на уровне всей страны, так и в отдельных ее регионах, является актуальной задачей для всех государств на любых этапах экономического развития. В контексте федеративного государства эта проблема становится еще более важной, поскольку включает в себя вопросы делегирования полномочий на уровень регионов и обеспечения строгого надзора за конституционной работой региональных властей.
В международной практике имеется множество взглядов и подходов к определению сущности и задач региональной политики. Все эти подходы имеют общую цель: обеспечить равномерное развитие страны и избежать сепаратизма, который может возникнуть в результате экономических и политических конфликтов. Региональная политика как средство государственного регулирования социально-экономических процессов начала формироваться в промышленно развитых странах в начале XX века. В это время государственные органы США, Канады и стран Западной Европы начали предоставлять поддержку отдельным регионам, испытывающим трудности в 20-х и 30-х годах. В 50-60-е годы региональная политика была оформлена на законодательном уровне во всех развитых капиталистических государствах. С конца 70-х годов в Европейском Союзе был создан механизм поддержки регионов, который успешно работает и регулярно адаптируется к новым тенденциям развития ЕС.
Этапы развития взаимодействия между Центром и субъектами Российской Федерации можно разделить на несколько периодов. Начиная с 1990 года, в условиях так называемого «парада суверенитетов», эти отношения стали крайне противоречивыми и конфликтными. Особенно остро данная проблема стала проявляться после 1992 года, когда страна начала переход от централизованной экономики к рыночным принципам и формированию новой системы внешнеэкономических связей. Даже принятая в 1993 году Конституция, призванная разрешить множество спорных вопросов, включая разграничение полномочий, не смогла устранить напряженность, существовавшую тогда.
Переход к новой системе ценностей и методам регулирования происходил на фоне все более явного разделения региональных экономических структур. Реформы, начавшиеся в начале 90-х годов, проявились в либерализации и децентрализации экономических процессов, что привело к смещению акцента реформ на уровень регионов. Либеральные преобразования, инициированные с верхних уровней власти, не получили достаточной материальной поддержки на местах и были восприняты по-разному, реализуясь с различной эффективностью. Более того, радикальные изменения в экономике России не нашли отражения в региональной политике, которая так и не была оформлена в едином документе государственного уровня. До 1992 года меры и аспекты региональной политики отражались в таких документах, как планы размещения производительных сил, целью которых было выравнивание уровня развития различных регионов страны. Особое внимание уделялось развитию дальневосточных территорий и районов Крайнего Севера с определением их специализации. Были разработаны программы для углубления экономических реформ, включающие разделы о региональной политике; однако эти документы не имели целостного характера и не содержали единой государственной концепции сбалансированного и согласованного развития регионов.
Первым официальным документом, который был непосредственно связан с региональной политикой, стал Указ Президента Российской Федерации № 803, изданный 3 июня 1996 года. В этом указе были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Впервые в данном документе было дано определение региональной политики, которая понимается как «…система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». В числе целей российской региональной политики, обозначенных в этом документе, можно выделить:
- укрепление экономической основы территориальной целостности и стабильности государства;
- поддержка развития и усиления экономических реформ, создание многоукладной экономики во всех регионах, формирование региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, а также развитие институциональной и рыночной инфраструктуры;
- уменьшение чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития между регионами, поэтапное создание условий для укрепления местной экономической базы с целью повышения благосостояния населения и оптимизации систем расселения;
- достижение экономически обоснованного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйственной деятельности регионов, повышение устойчивости региональной экономики.
В то же время по-прежнему наблюдаются значительные несоответствия между заявленными официально целями и фактической практикой.
Таким образом, развитие регионов и балансировка проблем, возникающих как на уровне всей страны, так и в отдельных регионах, является ключевой задачей для государства, особенно в условиях федеративного устройства. Региональная политика, начавшая формироваться в начале XX века, направлена на обеспечение равномерного развития и предотвращение сепаратизма. В России взаимодействие между центром и регионами прошло поэтапно, начиная с 1990 года, когда отношения стали конфликтными. Несмотря на принятие первых официальных документов, таких как Указ Президента 1996 года о региональной политике, существуют значительные несоответствия между заявленными целями и реальной практикой, что подчеркивает необходимость дальнейших реформ и единой концепции для сбалансированного развития регионов.
1.2. Участие регионов во внешнеэкономической деятельности: состояние, формы, проблемы
Одним из ключевых способов достижения открытости экономики страны и одновременно показателем её эффективности является развитие внешнеэкономических связей. В рамках российской экономики эта проблема имеет региональный аспект, поскольку экономический и внешнеэкономический потенциал сосредоточен в значительном количестве крупных территориальных комплексов.
В России участие регионов во внешнеэкономической деятельности тесно связано с различиями в уровне их экономического развития, что обусловлено рядом факторов. Проблема дифференциации регионов и их неравномерного развития, как в целом, так и в сфере внешнеэкономической деятельности также вызвана несколькими причинами.
Во-первых, каждый регион начинал с разного уровня развития на этапе рыночных преобразований и вхождения в рынок, что зависело как от состояния промышленности, так и от географических факторов. Ясно, что приграничные зоны, такие как Карелия, Ленинградская и Калининградская области, а также некоторые другие регионы в преимущественно европейской части страны всегда считались наиболее развитыми и выступали центрами внешнеэкономического взаимодействия и активного сотрудничества с соседними государствами. Это во многом объясняется интересом самих «соседей», готовых инвестировать в еще рискованную, но потенциально привлекательную российскую экономику.
Во-вторых, процесс суверенизации районов и республик усилил существующие различия и обострил ряд проблем, связанных с социальным и экономическим развитием регионов. В новых условиях регионам были предоставлены обширные полномочия в области внешнеэкономических связей, включая право самостоятельно выходить на мировые рынки и выбирать партнеров, а также значительные возможности для стимулирования и поддержки внешнеэкономической деятельности. Это привело к возникновению проблемы сохранения единого экономического пространства и общих принципов функционирования рынка на всей территории Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант-Плюс
2. Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" // СПС Консультант-Плюс
3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О международных договорах Российской Федерации" // СПС Консультант-Плюс
4. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СПС Консультант-Плюс
5. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 17.06.2024) "О Государственной границе Российской Федерации" // СПС Консультант-Плюс
6. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант-Плюс
7. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 01.01.2024) "О таможенном тарифе"// СПС Консультант-Плюс
8. Вардомский Л.Б. Между Европой и Азией: о некоторых региональных особенностях участия России в формирующейся Большой Евразии // Вопросы географии. – 2019. – №148. – С. 144–166.
9. Влияние внешнеэкономической деятельности региона на реализацию приоритетов социально-экономического развития: [монография] / Е. Л. Андреева, А. М. Бельдягина, П. Л. Глухих [и др.]; под редакцией д. э. н., профессора РАН Е. Л. Андреевой; Российская академия наук, Уральское отделение, Институт экономики. - Екатеринбург: ФГБУН ИЭ УрО РАН, 2020. - 245 с.
10. Внешнеэкономическая деятельность регионов: учебное пособие / Минакова И. В., Добринова Т. В., Головин А. А. [и др.]. - Курск: Бескровный А. В., 2021. - 166 с.
11. Дрягина Л.А. Развитие региональной политики импортозамещения в Центральном федеральном округе в условиях новых санкционных ограничений // Экономика. Информатика. – 2023. – Т. 50. – № 4. – С. 743-755.
12. Исаченко Т.М. Разграничение полномочий в регулировании внешнеэкономической деятельности между федеральными и региональными органами исполнительной власти // Право и управление. XXI век. – 2008. – № 1 (6). – С. 45-51.
13. Линецкий А.Ф. Региональные аспекты во внешнеторговой деятельности России // В сборнике: Российские регионы в фокусе перемен. сборник докладов XII Международной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Высшая школа экономики и менеджмента. – 2018. – С. 96-114.
14. Механизмы и инструменты обеспечения экономической безопасности приграничных регионов: диссертация ... кандидата экономических наук: 5.2.3. / Толкунов Владислав Александрович; [Место защиты: Российский университет кооперации; Диссовет Д 513.002.XX (75.2.046.02)]. - Мытищи, 2023. - 209 с.
15. Организационно-экономические механизмы обеспечения экономической безопасности региона: монография / В. С. Курносов; Министерство сельского хозяйства РФ, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина", Экономический факультет, Кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности. - Краснодар: КубГАУ; Курск: Университетская книга, 2024. - 120 с.
16. Орцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Внешнеторговая деятельность России как важнейший фактор интеграции в мировое хозяйство // Economics. – 2019. – №3(27). – С. 10–12
17. Позднякова Т.М. Российская Федерация и Республика Беларусь: современная интеграция // Трансграничное сотрудничество в области экологической безопасности и охраны окружающей среды. Материалы V Международной научно-практической конференции (Гомель, 4–5 июня 2020 года). – 2020. – С. 384– 390
18. Развитие внешнеэкономической деятельности региона на примере Кировской области: монография / Э. В. Наговицына, Д. С. Тусин; Министерство науки и высшего образования РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет". - Киров: Аверс, 2020 (Киров). - 109 с.
19. Совершенствование внешнеэкономической деятельности как фактор экономической безопасности региона в условиях глобализации: монография / А. В. Захарян, А. А. Храмченко; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина". - Краснодар: КубГАУ, 2023. - 171 с.
20. Ходор Ш., Алозян М. Влияние регионализации на евразийскую интеграцию: экономические и политические факторы // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2020. – № 14(3). – С. 39–51.
21. Экономико-организационные факторы совершенствования внешнеэкономической деятельности региона: (на примере Ростовской области): монография / В. Х. Федоров, Ю. З. Насиров, Ж. Н. Моисеенко; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент образования, научно-технологической политики и рыбохозяйственного комплекса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Донской государственный аграрный университет". - Науч. изд. - Персиановский, поселок, Ростовская область: Донской ГАУ, 2022. - 163 с.
22. Анисимов, А.М. Приграничное сотрудничество регионов России, Беларуси и Украины: состояние и перспективы / А.М. Анисимов, С.Л. Баринов, Л.Б. Вардомский и др. // Практика интеграции. ЕЭИ. – 2013. – №4 (21). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prigranichnoesotrudnichestvoregionov-rossii-belarusi-i-ukrainy-sostoyanie-i-perspektivy/viewer. (дата обращения: 12.12.2024)
23. С основными оценками методологией исследования инвестиционного климата можно ознакомиться на сайте РА «Эксперт» в представленном материале «Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты» - URL: http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate/ (дата обращения 16.12.2024)