Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования в том, что главным ресурсом любого государства и социума в целом будет безопасность его граждан, что в свою очередь актуализирует важность, а также востребованность формирования культуры безопасности жизнедеятельности у каждого индивида.
Все вопросы в области формирования культуры безопасности в настоящее время входят в число самых приоритетных проблем образовательной политики, а также закреплены на законодательном уровне в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и иных нормативно-правовых актах.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют установленные требования к образовательным учреждениям нашей страны по вопросу воспитания у учащихся культуры безопасности.
Следует отметить, что вопросы культуры безопасности жизнедеятельности были и есть предметом многочисленных исследований. Ее различные аспекты нашли отражение в научных исследованиях В.В. Бахтиной, Т.В. Белых, A. В. Блохиной, И.А. Шамратовой, О.Б. Зыряновой, Н.Л. Головина, А.О. Лагаевой, ГВ. Коврикова, В.В. Леонова, М.В. Шабановой, А.Д. Манина, А.М. Суздалевой, B. Н. Мошкина, А.П. Савина и др.
Объект исследования – учебный процесс по ОБЖ.
Предмет – комплекс специальных средств и методов формирования культуры безопасности у обучающихся разных возрастных групп.
Цель работы – исследовать теоретические и практические аспекты повышения уровня культуры безопасности у обучающихся разных возрастных групп.
Задачи:
1. Раскрыть понятие культуры безопасности у обучающихся разных возрастных групп.
2. Проанализировать процесс формирования культуры безопасности учащихся и их диагностику.
3. Разработать внеклассное мероприятие по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- метод синтеза, то есть на основе анализа литературы построение отдельных выводов.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
1.1. Составляющие понятия «Культура безопасности жизнедеятельности»
В научном дискурсе первые исследования, которые были посвящены проблеме культуры безопасности жизнедеятельности появились в 90-х годах прошлого века, что преимущественно обуславливалось случившейся аварией на Чернобыльской АЭС, а также ее последствиями.
Определение «культура безопасности жизнедеятельности» находится в поле междисциплинарного изучения и разрабатывается социологами, педагогами, культурологами, философами, психологами. [1]
В современном глобализирующемся мире вышеуказанное определение рассматривается как многокомпонентный и многоуровневый, но целостный феномен, который характеризуется современной картиной мира и социальной позицией, характеризующий современную картину мира и социальную позицию личности в вопросах формирования опыта безопасного поведения индивида и в виде модели преодоления опасных ситуаций, а также устранения их последствий. [2]
Так, по мнению В. Н. Мошкина, феномен культуры безопасности личности будет включать в себя «компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего, мировоззренческую, нравственную, психологическую, физическую готовность к безопасной жизнедеятельности), основные функции которых: защита от факторов риска, создание безопасных условий жизнедеятельности, развитие безопасной жизнедеятельности».
Ключевое влияние на успешность формирования столь необходимой компетенции у обучающихся, на усвоение ведущих идей повышения качества жизни общества, сбережение здоровья, рост мотивации личности, активной жизненной позиции, на закладывание ценностно-ориентированного отношения к сохранению природных ресурсов, способность оценивать и принимать адекватные решения в чрезвычайной ситуации оказывает уровень подготовки педагога. [3]
В целом, к данному времени определены три подхода, которые касаются обоснованию рассматриваемой категории: социально-философский, психологический и педагогический.
Так, в рамках социально-философского подхода ученые понимают как «... процесс и результат преодоления опасностей для культурной жизни общества», к числу которых относят: деформацию традиционных норм и ценностей российской духовности; неконтролируемое расширение сектора зарубежных низкокачественных и низкопробных образцов массовой культуры; ухудшение состояния и постепенный упадок объектов культурного наследия и др.».
В свою очередь сторонники психологического подхода под определением «культуры безопасности жизнедеятельности» считают комплексную психологическую работу в направлении изменения у учащихся обозначенных представлений по формированию компетентности безопасности жизнедеятельности, включая готовность ее обеспечивать при возникновении рисков и угроз, основанная на учете знаний о психологических особенностях каждого возрастного этапа подрастающего поколения;
- социально-психологическую характеристику личности, отражающую отношение к вопросам обеспечения безопасной жизни и деятельности, преломленная через ее рефлексию, мотивационнно-ценностную сферу, реализованное в поведении. [4]
1.2. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности
В отечественной научной литературе культура безопасности жизнедеятельности рассматривается как сложное интегральное свойство личности, составными элементами которого выступает взаимосвязанная совокупность знаний, умений, навыков по вопросам правил безопасного поведения в окружающей среде, позволяющих распознать, а также предвидеть опасные ситуации, выработать возможные пути их ликвидации, нести ответственность за собственную жизнь и жизнь окружающих.
М.В. Трунов и А.И. Орехов предлагают использовать категорию «педагогическая культура безопасности». Данную категорию ученые считают важнейшей доминантой деятельности педагога, выраженной в характеристике его личности (социальной, психологической, квалификационной и т. д.), рассматривающей безопасность приоритетной целью и внутренней потребностью, способной обеспечить нейтрализацию угроз, рисков и опасностей для реализации жизненно важных интересов всех субъектов школьного образования. [5]
Вполне очевидно, что вопросы культуры безопасности жизнедеятельности и педагогические практики ее формирования у обучающихся в современных социокультурных условиях находятся в фокусе внимания образовательных организаций.
Итак, можно утверждать, что в основе всех обозначенных подходов лежит понимание культуры безопасности жизнедеятельности сквозь призму ее элементов в соответствии с определёнными уровнями (Рисунок 1.1.).
Рисунок 1.1. Основные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности
Как мы видим, деятельностный компонент будет включать в себя основные элементы знаний, такие, как умения, навыки, и опыт их использования на практике в разных видах деятельности.
Содержание воспитания культуры безопасности, воплощенной в личности, включает мотивы, ценностные ориентации и личностные качества. Безопасность отдельного человека, общества и природы неразрывно взаимосвязаны. Исходная предпосылка безопасности – личностные качества человека: смелость, ответственность и пр.
Один из основных факторов безопасности – деятельность самого человека на основе знаний о безопасности и подготовки снаряжения, оборудования, подручных средств.
Именно образовательные организации должны заложить у обучающихся основы компетенций безопасной жизнедеятельности в социуме и сформировать мотивацию к безопасной деятельности.
1.3. Основные практические и теоретические подходы к формированию культуры безопасности
Начиная с 2000-х годов, разработка проблематики культуры безопасности стала характерна и для педагогической теории и практики вследствие существенных изменений в жизнедеятельности российского общества, изменений качества повседневной жизни россиянина и собственно качеств взрослеющей личности.
Одновременное включение ребенка в глобальный мир и мир повседневности обостряет состояние неопределенности периода детства, в котором за весь период человеку необходимо сформировать необходимый опыт жизни, который на следующих этапах взросления будет корректироваться и дополняться.
Как отмечает ряд исследователей, общество уже создало мир, в котором еще никто не жил, со всеми его положительными и негативными явлениями, поэтому дети, как и взрослые, имеют право на содержательное позиционирование и самоорганизацию, как минимум, в образовательной среде и в образовательных отношениях как в первых социальных форматах их общественного принятия.
«Детей изучают взрослые. И вопрос состоит в том, насколько взрослое сообщество может быть включено в смыслы и практики детства». У детей формируется ориентировочная основа деятельности по перечню конкретных ситуаций, которые могут складываться в быту, но ее воспроизведение затруднено, если не поддержано опытом ребенка.
Отсутствие ситуаций опыта в младшем школьном возрасте, обучение безопасному поведению проходит только в формате игровой деятельности в сконструированных ситуациях с применением любой наглядности, включая информационно-коммуникационных технологии (ролики, видео и др.).
В формате занятий с применением объяснительно-иллюстративного метода не позволяют делать заключения о сформированности основ культуры
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. — М. : Aкадемия, 2017. — 640 c.
2. Белых Т.В. Психологические детерминанты сформированности культуры безопасности жизнедеятельности у населения радиоактивно загрязненных территорий в отдаленном периоде: специальность 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - СПб., 2014. - 22 с.
3. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] / Отв. ред. С.Н. МайороваЩеглова. — М.: Изд-во РОС, 2018. — с. 176.
4. Есипова А. А. Основные структурные компоненты культуры безопасности жизнедеятельности / А. А. Есипова, Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13209/ (дата обращения: 14.12.2024).
5. Зонов А.А., Петров С.В. Оценка учащимися социальных опасностей в их регионе // Безопасность городской среды: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославля, 12–13 октября 2010 года. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2010. – С. 45–48.
6. Зырянова О.Б. Культура безопасности и безопасность культуры - операционализация понятий // Совершенствование гуманитарных технологий в образовательном пространстве вуза: факторы, проблемы, перспективы (Екатеринбург, 15 марта 2017 г.). - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. - С. 160-163.
7. Карпачев Т.В. Технологии мультимедиа в профессиональной подготовке будущих педагогов / Т.В. Карпачёва, А.И. Рубанов // Сб.: Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы ХI Всероссийской научно-практической Internet-конференции (с международным участием). – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. – С.154-157.
8. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике / М.П. Манаенкова // Сб.: Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы ХI Всероссийской научно-практической Internetконференции (с международным участием). – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. – С. 127-131.
9. Масленникова И. С., Еронько О. Н. Безопасность жизнедеятельности : учеб. — 4-е изд., перераб. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с
10. Мишин Б. И. Необходимые организационно-педагогические условия для формирования личности безопасного типа в общеобразовательных учреждениях // Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: материалы Всероссийской конференции/ под ред. В. В. Анисимова, О. Г. Грохольской. Москва: Изд-во УРАО, 2005. - С. 92-95.
11. Мишин Б. И. Необходимые организационно-педагогические условия для формирования личности безопасного типа в общеобразовательных учреждениях // Образование и безопасность: проблемы, концепции: материалы Всерос. конф. — М. : Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2005. — С. 92−96.
12. Мошкин В. Н., Калачев Г. А., Овчаров В. В. Гендерные особенности культуры воспитания безопасности студентов // Педагогический университетский вестник Алтая. Барнаул. 2007. № 1. С. 261–266.
13. Педагогика: учебник для студ. учреждений выс. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 460-461.
14. Петров С.В. Универсальный характер знаний и умений БЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2015, № 9. – С. 39–41.
15. Трунов М.В., Орехов А.И. Профессиональная педагогическая культура безопасности: пути развития и совершенствования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. - С. 121.
16. Хомутова И. В. Проектная деятельность как составляющая предметной подготовки студентов факультета безопасности жизнедеятельности // Наука на благо человечества – 2019: материалы международной научной конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов) / отв. ред. Е. А. Певцова. Москва: Информационно-издательское управление Московского государственного областного университета, 2019. С. 273–285.