Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы обуславливается тем, что стремительный ритм жизни и высокая информационная нагрузка, возникающие в условиях глобализации и урбанизации, создают значительные психоэмоциональные нагрузки на современного человека. Эти факторы способствуют развитию стрессовых состояний, которые, в свою очередь, стали неотъемлемой частью жизни современного общества и поджидают человека в самых разнообразных ситуациях. Парадоксально, но именно стресс иногда выступает в роли стимула, побуждающего к активным действиям и поиску решений в экстренных обстоятельствах. Кроме того, стресс часто сопутствует захватывающим событиям и ярким эмоциям. Однако крайне важно вовремя распознать момент, когда стрессовая нагрузка становится чрезмерной и представляет собой угрозу для здоровья.
То, что одному человеку даётся легко, может стать серьёзным испытанием для другого. Поэтому стрессовые факторы индивидуальны, и среди наиболее распространённых причин стресса у современных людей можно выделить напряжённый рабочий график, проблемы в личной жизни и финансовые затруднения. Все ситуации, которые требуют значительных эмоциональных затрат, часто приводят к психическому перенапряжению.
Негативное воздействие стресса охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: эмоции, поведение, когнитивные способности и физическое здоровье. Стресс может стать причиной исчерпания резервных возможностей организма, что ведёт к формированию различных заболеваний. Он является одним из ключевых факторов риска для таких серьёзных заболеваний, как неврологические расстройства, гипертония, ишемическая болезнь сердца и пограничные психические расстройства. Кроме того, постоянные стрессовые ситуации могут ослаблять иммунную систему, что увеличивает вероятность развития онкологических заболеваний. Это связано с повышением уровня кортикостероидов, которые снижают клеточный иммунитет.
Стресс можно рассматривать как болезнь. Как и любое другое заболевание, его проще предотвратить, чем лечить. Поэтому необходимо осознать важность профилактики стресса, что требует от людей навыка своевременного избавления от негативных эмоций и устранения психологического и физического переутомления. Индивидуальные подходы к стрессу предполагают, что его симптомы и степень выраженности у разных людей могут различаться, а следовательно, методы профилактики должны быть разнообразными и основываться как на коллективных, так и на персонализированных подходах.
Объектом исследования являются стрессовые состояния у взрослых людей, а предметом – влияние стресса на здоровье этих людей.
Целью исследования является анализ воздействия стрессовых ситуаций на здоровье и распространение вредных привычек среди населения.
Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач:
- изучить понятия и классификации стресса;
- рассмотреть причины стрессовых состояний у молодёжи и взрослого населения;
- охарактеризовать влияние стрессов на здоровье;
- разобрать вопросы профилактики негативного влияния стресса на здоровье;
- разработать и провести эмпирическое исследование влияния стресса на здоровье взрослых;
- проанализировать результаты такого исследования;
- определить приоритетные направления профилактики стрессовых ситуаций.
Методы исследования включают анализ научных работ, синтез информации, использование индуктивного и дедуктивного подходов, социологические методы, такие как анкетирование и анализ статистических данных.
Теоретическая значимость проекта состоит в том, что с использованием новых источников доказано как негативное, так и позитивное влияние стресса на здоровье взрослых. Обоснована научная необходимость в осуществлении исследований по социально-психологической профилактике стресса.
Практическое значение работы добавляет:
- возможность использования теоретических и практических выводов в психотерапевтической, педагогической и социологической сферах;
- использование полученных данных в учебных курсах, докладах и практических занятиях.
Структура исследования включает введение, две главы, семь частей, заключение, список использованных источников и приложения к работе, включая графики и схемы для визуализации данных.
Глава 1 Теоретические основы исследования влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека
1.1. Теория стресса: понятие и классификации
Понятие «стресс» имеет многофакторное значение и выступает как концептуальная основа для понимания поведения человека в адаптации к меняющимся условиям жизни. Разные подходы к этому термину, изложенные в научной литературе, позволяют дома лучше понять его многогранность:
- как событие, нарушающее гомеостаз;
- как реакцию или состояние психофизиологического напряжения;
- как непрерывный трансактный процесс — взаимодействие индивида со средой.
Термин «стресс» был введён американским физиологом У. Кэнноном и понимается как ответ организма на угрожающее воздействие. Г. Селье определяет стресс как неспецифическую реакцию организма на неблагоприятные условия, указывая, что стрессор, или раздражитель, вызывает определённую реакцию, включая состояния "бегства" или "борьбы". Таким образом, стресс — это особое состояние, в котором человек начинает испытывать трудности адаптации к воздействию внешней среды, иногда приводя к нарушению психического равновесия.[9]
В России и за рубежом учёные изучают стресс через несколько основных направлений:
- как обстоятельства, ухудшающие взаимосвязь со средой и нарушающие гомеостаз;
- как реакции организма как целостной структуры;
- как процесс совладения с проблемными и критическими ситуациями.
Когда стресс рассматривается как обстоятельство, ухудшающее связь с окружающей средой, следует признать важность понятия стрессора — внешнего или внутреннего раздражителя. В зависимости от характера стрессора и его воздействия на организм, это приводит к ухудшению состояния гомеостаза и выработке определённых психофизиологических реакций.[6]
Традиционно стресс воспринимается как общий синдром адаптации. Разные исследователи, такие как И. Павлов, П. Симонов и Э. Геллгорн, нашли своё место в развитии стрессовой теории, рассматривая её с точки зрения психофизиологии.
Три главных вида стрессовых ситуаций (рисунок 1).
Кратковременные и долгосрочные стрессы влияют на состояние человека и его самочувствие по-разному, вызывая различные физиологические и психоэмоциональные реакции. Острый стресс, являемый неожиданным событием, в своей крайней степени может приводить к шоковому состоянию. Если же острый стресс затягивается и становится хроническим, это может произойти, когда индивиду приходится вновь и вновь переживать травмирующие моменты, что усугубляет его состояние.
Особую опасность представляют хронические стрессы, так как они могут развиваться без периода острого состояния, особенно если причиной являются постоянные и незначительные факторы, такие как напряжённые отношения или длительное отсутствие удовлетворения.
Различают стрессы по их происхождению: соматического, средового и психоэмоционального характера. Физиологические стрессы подразделяются на механические (вызванные физическими повреждениями и травмами), физические (вызванные неблагоприятными температурными и климатическими условиями) и химические (вызванные воздействием ядовитых веществ).
Физиолог Селье, исследуя стрессы, разработал теорию стресса, основанную на едином адаптационном синдроме, возникающем как ответ на различные критические состояния. Изменения внешней среды, такие как влажность или температура, а также физическая нагрузка и травмы вызывают физиологические стрессы.
Механический стресс возникает из-за повреждений кожи и органов, среди таких последствий — ранения и травмы. Физический стресс вызывается перегревом или переохлаждением, а также другими негативными условиями, такими как голод, жажда и недостача кислорода.
Химический стресс возникает в результате воздействия ядовитых веществ и загрязняющих факторов, тогда как биологический — из-за воздействия микробов и вирусов на человека.
Травматический стресс возникает в ответ на физические повреждения, и психология выделяет две основные причины его проявления: осознание личности причин своего психического состояния и разрушение прежнего образа жизни. Этот стресс может привести к изменению поведения человека, так как он часто сталкивается с различными эмоциональными травмами.
Стрессы могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на личность, в зависимости от восприятия ситуации. Лазарус выделяет психологический и эмоциональный стрессы, которые отличаются от физиологических. Психологический стресс связан с управлением эмоциями и регулированием раздражителей, в то время как биологический стресс приводит к ухудшению гомеостаза.[40]
Под психоэмоциональным стрессом подразумеваются реакции, вызванные сильными эмоциональными потрясениями и перегрузкой информации, что особенно актуально для работников, ответственных за принятие решений. Информационный стресс возникает из-за избыточного объёма данных и ответственности, что обычно наблюдается у специалистов в области управления.
Возникновение стрессовых ситуаций, связанных с эмоциональными переживаниями, как правило, связано с авариями, болезнями и войнами. Стресс может проявляться в различных обстоятельствах, вызывающих опасность, например, при изменении социального статуса, значительных переменах в финансовом благополучии или в конфликтных ситуациях в семьях и рабочих коллективах.
Каждое обстоятельство приобретает субъективное значение для конкретной личности. То, что может восприниматься как психическая травма для одного человека, для другого может быть обычным событием. Например, свадьба может вызвать у одного человека радостные эмоции, но у другого — негативные чувства, что также приведёт к стрессу, но совершенно иного характера.[24]
Исследователи, такие как Г. Селье и В. Рожков, подчёркивают, что стресс не всегда имеет только негативный характер. Он может быть и положительным. Согласно трудам Э. Киршбаума и А. Еремеевой, личностное развитие часто возможно только при наличии определённых внутренних и внешних барьеров, которые мотивируют человека и углубляют его связи с окружающим миром.
Г. Селье описывает «эустресс» как полезный стресс, который возникает обычно на фоне положительных душевных переживаний. Он активирует человека, помогая ему сосредоточиться, когда индивид осознает предстоящие задачи и способы их решения, испытывая позитивные эмоции. Полезный стресс необходим для повседневной жизнедеятельности, названный "реакцией пробуждения". Кроме того, небольшое количество адреналина необходимо для быстрого пробуждения и настройки на грядущий день, что помогает человеку с большей лёгкостью выполнять свои обязанности.[18]
Однако позитивный стресс может, как ни парадоксально, привести к негативным последствиям у людей с ослабленным здоровьем, способствуя возникновению сосудистых заболеваний даже при незначительных эмоциональных вестях, таких как уведомление о выигрыше, что может стать дистрессом при плохой индивидуальной устойчивости.
При негативном стрессе происходит разрушение организма. Его приступ может проявиться неожиданно, без внешнего воздействия, и у человека возникает сильное напряжение, которое может затаиться и постепенно привести к угасанию жизненной активности. Длительные дистрессовые состояния могут зависеть от накопленного стресса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абкович А. Я. Некоторые подходы к психологическому изучению внимания в России и за рубежом // Педагогика и психология образования. 2015. № 25. С. 99-104.
2. Алтунина И. Р., Немов Р. С. Социальная психология: учебник. М. : Издательство Юрайт, 2019. 409 с.
3. Аскалонова С. Б. К вопросу о методах коррекции состояний стресса
// Вестник Марийского государственного университета. 2015. №5. С. 8-12.
4. Баркалова Е. В. Использование антистрессового тренинга в развитии личностного роста специалиста // Государственный советник. 2017. №3. С. 45-47.
5. Барсукова Е. В. «Городской стресс» как психопатологический и патофизиологический феномен жизнедеятельности обитателей больших городских поселений и метод мезодиэнцефальной модуляции в лечении и коррекции состояний стрессовой и пострессовой декомпенсации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. №1(22). С. 247- 251.
6. Бег Пимонов Н. В. Влияние бега на состояние организма // Инновационная наука. 2020. №1. С. 88-89.
7. Бектаева А. Э. Цветотерапия: психология цвета // Проблемы современной науки и образования. 2020. №1. С. 84-92.
8. Варданян Ю. В., Парамонов А. А. Характеристика модели профилактики эмоционального выгорания современного педагога // Педагогика и психология образования. 2019. №4. С.160-171.
9. Ваткова О. А. «Визуализация-тренинг» как психологическое условие развития визуального мышления // Universum: психология и образование. 2014. №22. С. 20-31.
10. Водопьянова Н. Е. Стресс-менеджмент: учебник. М. : Издательство Юрайт, 2019. 283 с.
11. Вольвич Ю. К. Психологические ресурсы регуляции стресс- преодолевающего поведения личности как субъекта организационных процессов // Южно-российский журнал социальных наук. 2017. Т. 18. №4. С.162-179.
12. Газиева М. В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // Мир науки, культуры, образования. 2018.
№3(70). С.348-350.
13. Галкина Н. Ю. Психологические методы профилактики стресса в современных условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №20. С.403-407.
14. Головей Л. А., Муртазина И. Р. К вопросу о психофизиологических и личностных факторов восприятия повседневных стрессов // Известия Саратовского университета. 2018. Т.7. №2(26). С.136-142.
15. Головей Л. А., Муртазина И. Р. К вопросу о психофизиологических и личностных факторов восприятия повседневных стрессов // Известия Саратовского университета. 2018. Т.7. №2(26). С.136-142.
16. Гордиевская Н. А., Гордиевский А. Ю. Стабилизация когнитивных и психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой // Самарский научный вестник. 2014. №2(7). С.21-23.
17. Гусаров А. В., Ерешко Н. Е. Необходимость поясняющих методических рекомендаций при лечебно-оздоровительных занятиях с использованием упражнений йоги // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. №12(142). С.32-36.
18. Есипова Д. Е. Тренинговые технологии как средство профилактики стрессовых состояний // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012.
№.10. С.17-20.
19. Иванников В.А. Психология. М. : Издательство Юрайт, 2018. 480 с.
20. Иванов В. Д., Волосникова Е. С. Йога как нетрадиционная система оздоровления // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т.3. №3. С.37-42.
21. Иванов В. Д., Матина З. И. Система пилатес и формирование здорового образа жизни // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т.3. №1. С.74-78.
22. Клячкина Н. Л. Стрессовые факторы и техники их преодоления // Вестник Самарского государственного технического университета. 2014.
№19. С.10-19.
23. Колпакова Е. М. Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. №1(8). С.94-109.
24. Короленко А. В. Стресс как фактор риска для здоровья в контексте вредных привычек // здоровье человека: теория и методика физической культуры и спорта. 2019. №1(12). С.3-26.
25. Кривощеков С. Г. Стресс, функциональные резервы и здоровье // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. С.104-109.
26. Кубекова А. С. Особенности социально-психологической адаптивности личности в зависимости от ее отношения к алкоголю // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12. С.124-127.
27. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Михеева А. В. Индивидуальные особенности проявления стрессоустойчивости в контексте самоактуализации личности // Известия Саратовского университета. 2017. №4-6. С.341-348.
28. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Михеева А. В. Индивидуальные особенности проявления стрессоустойчивости в контексте самоактуализации личности // Известия Саратовского университета. 2017. №4-6. С.341-348.
29. Куликова Е. А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления // Концепт. 2019. №10. 10 п.л.
30. Кулужбаева Л. С., Шаихов Р. О. Психологические средства профилактики стресса в профессиональной деятельности // Наука и образование сегодня. 2018. №5. С.22-23.
31. Лебедева-Несевря Н. А. Социальные факторы риска здоровью как объект управления // Вестник Пермского университета. 2010. №3. С.36-41.
32. Лобанова Е. С., Федосеева И. А. Позитивное мышление и его связь с уровнем профессионального стресса сотрудников исправительных учреждений // Пенитенциарная наука. 2016. №25. С.83-87.
33. Медведева А. С., Кружков Д. А. Применение асан фитнес-йоги в системе физического воспитания студентов вузов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. №20. С.21-26.
34. Минникаева Н. В., Сапего А. В., Игишева Л. Н. Хатха-йога как средство пренатальной физической культуры в условиях здоровьесбережения
// Мать и дитя в Кузбассе. 2016. №1(64). С.4-9.
35. Мурашова А. В., Комиссаров С. А. О педагогике китайской гимнастики тайцзиюань // Science for Education Today. 2017. Т.7. №3. С.7-19.
36. Одинцова М. А., Захарова Н. Л. Психология стресса: учебник и практикум. М. : Издательство Юрайт, 2019. 299 с.
37. Одинцова М. А., Самаль Е. В. Психология экстремальных ситуаций: учебник и практикум. М. : Издательство Юрайт, 2019. 303 с.
38. Одинцова М. А., Самаль Е. В. Психология экстремальных ситуаций: учебник и практикум. М. : Издательство Юрайт, 2019. 303 с.
39. Олешкевич В. И. Психология, психотерапия и социальная педагогика А. Адлера: учебник. М. : Издательство Юрайт, 2018. 341 с.
40. Пашкина Е. А., Калинина Т. В. Библиотерапия как эффективный метод работы с депрессивным состоянием // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №10. С.67-72.
41. Пенионжек Е. В., Такиулина Э. Р., Воротникова Э. Р. Проблемы отсутствия самоактуализации личности: инициативы формирования стрессоустойчивого поведения // Манускрипт. 2017. №11(85). С.131-135.