Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что анализ себестоимости и затрат современной организации позволит оценивать относительную прибыльность отдельных видов работ, что создает базу для выбора ассортимента продукции; устанавливать запас «прочности» организации; планировать объемы реализации продукции, которые обеспечивают желаемую прибыль.
Предметом данной работы является анализ себестоимости продукции в современных организациях.
Объект работы – анализ себестоимости продукции на примере конкретного предприятия.
Главной целью работы является анализ понятия себестоимости и затрат коммерческой организации с целью стабилизации ее финансового состояния и повышения будущей рентабельности.
В связи с этой целью ставятся задачи:
определить сущность себестоимости,
выделить основные методы определения себестоимости,
проанализировать структуру и динамику себестоимости на примере конкретной организации,
оценить влияние роста себестоимости на финансовый результат деятельности организации.
Работа состоит из двух основных частей.
Первая часть исследует теоретические основы и сущность себестоимости.
Вторая глава касается вопросов анализа затрат на производство и реализацию продукции на примере конкретной организации, посвящена разработке мер по уменьшению себестоимости.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области учета и анализа затрат в организациях (Кузьмина М.С., Асаул А.Н., Сухинина В.В.), управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
1.1. Сущность, содержание себестоимости продукции
Себестоимость - это общие затраты, понесенные предприятием либо на производство продукта, либо на предложение своих услуг . Производственные затраты обычно включают в себя расходные материалы и сырье, которые потребляются во время производства, наряду с затратами на рабочую силу.
Владельцу бизнеса важно знать стоимость производства. Процесс определения себестоимости продукции играет жизненно важную роль в построении прибыльного бизнеса и управлении им. Когда владелец бизнеса знает затраты, связанные с каждым этапом производства, он может оптимизировать процессы, связанные с производством, реалистично планировать поставки и планировать другие виды деятельности, чтобы управлять бизнесом гораздо эффективнее.
Общая цена, уплаченная за ресурсы, использованные для производства продукта или создания услуги, такие как сырье, рабочая сила и другие, называется себестоимостью производства. Созданный продукт/услуга должны быть проданы потребителям.
В случае горнодобывающих компаний причитающиеся роялти также учитываются как часть себестоимости продукции. Даже налоговые обязательства относятся к этой категории.
Бухгалтеры, занимающиеся управлением бизнесом, отслеживают производственные процессы и затраты, связанные с правильной оценкой товаров и услуг, чтобы они могли достичь соответствующей маржи.
Если расходы должны быть обозначены как производственные затраты, они должны быть непосредственно связаны с получением дохода для компании. В то время как продуктовые компании учитывают затраты на сырье и рабочую силу для расчета себестоимости продукции, сервисные компании учитывают затраты на рабочую силу и стоимость предоставления услуги для расчета себестоимости продукции.
Кроме того, производственные затраты включают прямые и косвенные затраты. Первая - это затраты, связанные с покупкой сырья и рабочей силы; вторая включает в себя другие накладные расходы, такие как аренда, коммунальные расходы и административные продажи. Себестоимость производства на единицу продукции может быть определена путем суммирования общих затрат на сырье, рабочую силу и производственные накладные расходы и деления результата на количество произведенных единиц.
Затраты на продукт - это затраты, которые понесены для создания продукта, предназначенного для продажи покупателям. Затраты на продукцию включают прямые материалы (DM), прямые затраты труда (DL) и производственные накладные расходы (MOH) .
Затраты на продукцию - это затраты, непосредственно связанные с производственным процессом. Ниже подробно описаны три основные категории затрат на продукцию:
1. Прямой материал
Прямые материальные затраты - это затраты на сырье или детали, которые непосредственно идут на производство продукции. Например, если компания А является производителем игрушек, примером прямых материальных затрат может быть пластик, используемый для изготовления игрушек.
2. Непосредственный труд
Прямые затраты на рабочую силу – это заработная плата, пособия и страховка, которые выплачиваются работникам, непосредственно участвующим в производстве товаров - например, рабочим на сборочной линии или тем, кто использует оборудование для изготовления продукции.
3. Производственные накладные расходы
Производственные накладные расходы включают прямые затраты, связанные с производством, которые возникают при производстве продукта, такие как стоимость оборудования и затраты на эксплуатацию оборудования. Производственные накладные расходы также включают некоторые косвенные затраты, такие как следующие:
Косвенные материалы: Косвенные материалы - это материалы, которые используются в производственном процессе, но которые непосредственно не связаны с продуктом. Например, клей, масло, скотч, чистящие средства и т.д. классифицируются как непрямые материалы.
Косвенный труд: Косвенный труд - это труд тех, кто непосредственно не участвует в производстве продукции. Примером могут служить охранники, контролеры и работники по обеспечению качества на заводе. Их заработная плата и льготы были бы классифицированы как косвенные затраты на рабочую силу.
Производственные накладные расходы (косвенный труд): затраты на заработную плату и льготы для охранников, не обращающих внимания на производственный объект.
Себестоимость относится к удельным затратам, понесенным предприятием при производстве продукта или предложении услуги. Производственные затраты могут включать в себя такие вещи, как рабочая сила, сырье или расходные материалы. В экономике себестоимость производства определяется как затраты, понесенные для получения факторов производства, таких как рабочая сила, земля и капитал, которые необходимы в процессе производства продукта.
Например, производственные затраты на автомобильную шину могут включать такие расходы, как резина, рабочая сила, необходимая для производства продукта, и различные производственные принадлежности. В сфере услуг издержки производства могут включать материальные затраты на предоставление услуги, а также затраты на оплату труда сотрудников, которым поручено предоставлять услугу.
Чтобы компания получала прибыль, цена продажи должна быть выше себестоимости единицы продукции. Установление цены, которая ниже себестоимости за единицу, приведет к убыткам. Поэтому критически важно, чтобы компания могла точно оценить все свои затраты.
1.2.Процессы анализа себестоимости и затрат
Сложность процесса формирования себестоимости предполагает наличие различных затрат (Рис.1.1).
Рисунок 1.1 - Классификация затрат организации
Существуют различные виды производственных затрат, которые предприятия могут понести в процессе производства продукта или предложения услуги. Они включают в себя следующее:
1. Постоянные затраты
Постоянные затраты - это расходы, которые не изменяются с увеличением объема произведенной продукции. Это означает, что затраты остаются неизменными даже при нулевом производстве или когда бизнес достиг своей максимальной производственной мощности. Например, ресторанный бизнес должен выплачивать ежемесячную, ежеквартальную или годовую арендную плату независимо от количества клиентов, которых он обслуживает. Другие примеры постоянных затрат включают заработную плату и аренду оборудования.
Постоянные затраты, как правило, ограничены по времени, и они фиксируются только по отношению к производству на определенный период. В долгосрочной перспективе затраты на производство продукта являются переменными и будут меняться от одного периода к другому.
2. Переменные затраты
Переменные издержки - это издержки, которые изменяются с изменением уровня производства. То есть они повышаются по мере увеличения объема производства и уменьшаются по мере уменьшения объема производства. Если объем производства равен нулю, то переменные затраты не возникают. Примерами переменных затрат являются комиссионные за продажу, коммунальные расходы, сырье и прямые затраты на рабочую силу.
3. Общая стоимость
Общая стоимость включает в себя как переменные, так и постоянные затраты. В нем учитываются все затраты, понесенные в процессе производства или при предоставлении услуги.
4. Средняя стоимость
Средняя себестоимость относится к общей себестоимости продукции, деленной на количество произведенных единиц. Он также может быть получен путем суммирования средних переменных затрат и средних постоянных затрат. Руководство использует средние затраты для принятия решений о ценообразовании на свою продукцию с целью получения максимального дохода.
Целью компании должно быть сведение к минимуму средних затрат на единицу продукции, чтобы она могла увеличить норму прибыли без увеличения затрат.
5. Предельные издержки
Предельные издержки - это затраты на производство одной дополнительной единицы продукции. Это показывает увеличение общих затрат, связанных с производством еще одной единицы продукта. Поскольку постоянные издержки остаются постоянными независимо от любого увеличения объема производства, на предельные издержки в основном влияют изменения переменных издержек. Руководство компании полагается на предельные издержки при принятии решений о распределении ресурсов, стремясь распределить производственные ресурсы оптимально прибыльным способом.
Например, если компания хочет увеличить производственные мощности, она сопоставит предельные издержки с предельным доходом, который будет получен при производстве еще одной единицы продукции. Предельные издержки варьируются в зависимости от объема производимой продукции. На них влияют различные факторы, такие как ценовая дискриминация, внешние факторы, информационная асимметрия и транзакционные издержки.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790)
2. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
Учебная литература
3. Асаул А.Н. Управление затратами в строительстве. – СПб.: СПбГАСУ, 2020. – 299 с.
4. Горячкин П.В. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года. - Новгород, 2019. – 402 с.
5. Достовалов А.В. Гранд-Смета. Методическое пособие по использованию. – М.: Дашков и К, 2021. – 154 с.
6. Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности/ Кишкель Е.Н. - М.: Инфра-М, 2019. – 504 с.
7. Кузьмина М.С. Управление затратами предприятия. – М.: Кнорус, 2018. – 320 с.
8. Летчфорд А.Н. Исполнительная документация в строительстве. - СПб.: Экономика, 2022. – 173 с.
9. Носенко И.Ю. Сметное дело в строительстве. – М.: Дашков и К, 2018. – 410 с.
10. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве: Учебное пособие / Бузырев В.В., Суворова А.П. - Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 349 с.
11. Рой А.Н. Сметное дело. – М.: Инфра-М, 2019. – 504 с.
12. Румянцева, З.П. Общее управление организацией/ Румянцева З.П. – М.: Юнити-Дана, 2021. – 302 с.
13. Симанович В.М. Особенности определения затрат в локальных сметах. – М.: Дашков и К, 2019. – 385 с.
14. Синявский И.А. Проектно-сметное дело. – М.: Инфра-М, 2019. – 392 с.
15. Сухинина В.В. Анализ затрат и принятие управленческих решений. – Самара, 2020. – 92 с.
16. Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: упр.качества.: Учебное пособие / Т.Ю. Шемякина. - М.: Альфа-М, 2021. - 160 c.
17. Шипулина Н.П. Пособие по составлению сметных расчетов– М.: Инфра-М, 2019. – 404 с.
Научная литература
18. Дмитриенко С.А. Аналитическое обеспечения планирования стратегического развития предприятия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/analiticheskoe-obespecheniya-planirovaniya-strategicheskogo-razvitiya-predpriyatiya
19. Ильина Е.А. Формирование стратегии устойчивого развития промышленных предприятий в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-strategii-ustoichivogo-razvitiya-promyshlennykh-predpriyatii-v-usloviyakh-tsifr
20. Селютина Т.С. Развитие организационно-методического обеспечения стратегического экономического анализа корпорации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-organizatsionno-metodicheskogo-obespecheniya-strategicheskogo-ekonomicheskogo-anali
21. Хдейб Т.С. Развитие стратегического управленческого учета в коммерческих организациях [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-strategicheskogo-upravlencheskogo-ucheta-v-kommercheskikh-organizatsiyakh
22. Чурашкина А.В. Разработка методики оценки стратегического развития промышленных предпринимательских структур как инструмента мониторинга [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/razrabotka-metodiki-otsenki-strategicheskogo-razvitiya-promyshlennykh-predprinimatelskikh