Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Математика в начальной школе представляет собой ключевой предмет обучения. Дети осваивают основные математические концепции и развивают навыки в таких областях, как счет, письмо и речь, что является необходимым для их успешного учебного процесса. Важное воспитательное значение математики проявляется в том, что она предлагает школьникам увлекательные дидактические игры. Как известно, знания, полученные без увлечения, не приносят пользы. Таким образом, одна из самых сложных и значимых задач дидактики заключается в создании интереса к обучению.
Вопрос формирования познавательного интереса остается значимой и актуальной темой как в теоретических подходах, так и в практике образовательного процесса. Этот аспект стал особенно важным на фоне изменений в науке и производственной сфере, а также в связи с новыми требованиями со стороны общества. В соответствии с концепцией базового начального образования происходит смещение акцента на личность ребенка в рамках образовательного процесса и системы обучения в учреждениях общего образования.
В современном образовании актуальной становится проблема выбора подходящей методики преподавания, однако не все методы оказывают положительное влияние на активизацию учебной деятельности студентов. В настоящее время у большинства учащихся наблюдается недостаточный уровень познавательного интереса к предмету, и всё чаще можно встретить детей с выраженным нежеланием к обучению. В связи с этим основной задачей педагога становится поиск наиболее действенных форм, методов, условий и приемов обучения, которые направлены на стимулирование познавательной активности учащихся в ходе учебного процесса.
В рамках ФГОС НОО подчеркивается, что основная задача учителя заключается в формировании учебной мотивации у младших школьников и развитии универсальных учебных действий. Для достижения этой цели необходимо разрабатывать новые образовательные программы, использовать эффективные образовательные технологии и улучшать условия, в которых проходят занятия
Поэтому развитие познавательных интересов у учащихся начальных классов является одним из ключевых вопросов современной педагогической практики.
Познавательный интерес представляет собой специфическую направленность человека на осваивание знаний, которая проявляется в отношении конкретных предметов. В процессе обучения он выражается в желании учащихся начальных классов заниматься образовательной деятельностью по одному или нескольким предметам. Актуальность проблемы формирования познавательных интересов в младших классах сегодня остаётся одной из ключевых задач современной образовательной системы. Исследования показывают, что стойкий познавательный интерес возникает в результате гармоничного сочетания эмоциональных и рациональных компонентов в учебном процессе.
Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса у учеников начальных классов, были проведены рядом авторов, среди которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.Д. Власова, Л. С. Выготский, Л.Ф. Захаревич, Е.В. Иванова, Т.А. Куликова, А.Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, И. Щукина и другие.
Эти исследователи рассматривают познавательный интерес как стимул для учебной деятельности. В.А. Петерс также анализировал особенности формирования этого интереса в младшем школьном возрасте и описывал разнообразные формы обучения, способствующие его развитию. Разнообразие методов и подходов к обучению способствует не только увеличению познавательного интереса, но и обогащению образовательного процесса в целом, позволяя детям более активно участвовать в учебной деятельности и развивать свои познавательные способности.
На протяжении многих лет педагоги и психологи подчеркивают, что игра является эффективным способом формирования положительного отношения к учебе. Для младших школьников игра остается одним из ключевых инструментов и условий для интеллектуального развития. Одной из актуальных задач является повышение интереса учащихся к предмету математики. Одним из подходов к решению этой проблемы может стать внедрение игровых элементов в образовательный процесс на уроках.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса в начальной школе
Предмет исследования: игровые методы как средство развития познавательного интереса на уроках математики в начальной школе
Цель исследования: изучить роль использование игровых методов как средство развития познавательного интереса на уроках математики в начальной школе
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие познавательного интереса младших школьников
3. Проанализировать возможности игровых методов в формировании познавательного интереса младших школьников
3. Провести диагностику уровня развития познавательного интереса младших школьников
4. Рассмотреть игровые методы как средство развития познавательного интереса на уроках математики в начальной школе
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого – педагогической литературы;
практические: диагностика, количественный и качественный анализ.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Младший школьник находится в новых для него условиях— он участвует в важной учебной деятельности, результаты которой оценивают взрослые. В этом возрасте развитие личности ребенка тесно связано с его учебными успехами и статусом в коллективе, который может быть, как положительным, так и отрицательным.
Выразительные различия в области познавательных интересов заметны среди младших школьников. Яркое увлечение предметом наблюдается редко в начальных классах, и, как правило, оно связано с ранним развитием определенных умений. Одаренными считаются лишь немногие дети. Большинство учеников начальной школы проявляют слабые познавательные интересы. Тем не менее, дети с высокими способностями часто увлекаются широким диапазоном предметов, включая самые сложные. Они ощущают подъём интереса и интеллектуальной активности, когда сталкиваются с разнообразными ситуациями, обучающими программами и учебными ресурсами.
Множество специалистов, среди которых А.Г. Ковалев и Б.И. Додонов, посвятившие отдельный раздел понятиям "интереса" как психологическому явлению, выделяют множество современных подходов к этому понятию. В то время как некоторые психологи рассматривают интерес как осознанное стремление, другие связывают его с концентрацией внимания. Тем не менее, большинство экспертов склоняются к определению интереса как познавательного отношения человека к окружающей действительности [12, 5].
Б.И. Додонов указывает, что интересы проявляются в переживаниях и деятельности, которые систематически повторяются, либо как сиюминутное состояние, либо как характеристика личности. При этом он выдвинул гипотезу, что за "веерами" различных мнений об интересе стоит не иллюзия исследователя, а то, что каждый исследователь "освоил" те или иные самостоятельные аспекты и проявления, которые частично совпадают с другими явлениями психологического становления [5].
Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.
Познавательный интерес в младших классах формируется в форме любопытства, исследования плюс механизм внимания (при этом, как уже говорилось, внимание является лишь механизмом ситуативного интереса, хотя некоторые авторы считают внимание тоже интересом). Переход от одной стадии интереса к другой не означает, что предыдущие стадии исчезают. Они продолжают существовать и функционировать на том же уровне, что и формирующаяся форма.
Развитие интереса также включает ситуации, когда познавательный интерес становится интересом к обучению; А.Я. Миленький рассматривает специфическое содержание интереса к обучению, которое отличается от других видов познавательного интереса [16].
Формирование познавательного интереса у школьников начинается в самом начале обучения в школе. Он формируется в младших классах вслед за интересом к результатам учебной деятельности, интересом к содержанию учебной деятельности и потребностью в приобретении знаний.
Именно на этой основе развивается социальная мотивация к обучению и формируется по-настоящему ответственное отношение к учебе у детей младшего возраста. Учителя должны способствовать развитию этой мотивации к обучению и осознанию детьми социальной значимости учебных задач. И этот процесс не следует форсировать, пока не будут созданы соответствующие предпосылки.
Развитие познавательного интереса к содержанию учебной деятельности и приобретению знаний приводит к появлению у ученика чувства удовлетворения от собственных достижений.
В первые годы обучения в школе все интересы детей младшего возраста, особенно познавательный интерес, желание больше узнать и интеллектуальные запросы, развиваются очень значительно. Сначала их интересуют отдельные факты и изолированные явления (1-2 классы), а затем - выявление причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. В первом и втором классах их, как правило, интересует вопрос "что это такое", но в старших классах типичными становятся вопросы "почему" и "как". По мере развития навыков чтения появляется интерес к чтению специальной литературы, и вскоре мальчики начинают интересоваться техникой. Начиная с третьего года обучения учебные интересы расходятся.
Познавательный интерес, как и творческая деятельность, представляют собой сложные, многомерные явления, которые можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, они выступают как средство обучения и как внешний стимул, с которым связаны проблемы досуга. Во-вторых, эти понятия являются наиболее ценной мотивацией для учебной деятельности школьников. Однако одних внешних воздействий для формирования мотивации недостаточно, они должны основываться на индивидуальных потребностях. Поэтому можно выделить внутренние и внешние проявления познавательного интереса и, соответственно, условия, влияющие на их формирование, можно разделить на внутренние и внешние [9].
Проблема развития познавательных интересов учащихся младшей школы не имеет единого решения в силу своей многофакторности; по мнению М.Н. Скаткина, на развитие познавательных интересов учащихся младших классов влияют содержание учебного материала, методы обучения, организационные формы, воспитательная работа, физическая инфраструктура школы и, наконец, личность учителя [16].
При формировании познавательного интереса младших школьников к различным типам заданий важно учитывать, как их внутренние, так и внешние факторы. Однако, поскольку учитель не может в полной мере влиять на мотивы и потребности личности, которой необходимо сосредоточиться на средствах познания, важно учитывать внешние условия.
Объектом познавательного интереса в младшем школьном возрасте являются новые знания о мире. Поэтому продуманный и тщательно отобранный материал, который является новым и неизвестным, который обращается к воображению учеников и удивляет их, который неизбежно содержит новые научные результаты, научные открытия и находки, будет самым важным аспектом в формировании их интереса к обучению.
Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: процесс обучения должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения - спокойным и доброжелательным. Чувство удовольствия и интерес ребенка должны сохраняться на протяжении долгого времени. Уроки математики с демонстрациями увлекательны и не надоедают детям. Они дают детям полезное умственное упражнение, развивают их наблюдательность и учат делать собственные выводы. Дети младшего школьного возраста - любопытные, вдумчивые, наблюдательные и экспериментальные люди.
Дети совершают множество открытий и изобретений, исследуя мир и проявляя интерес к различным областям окружающей действительности.
Особое значение как черта раннего познавательного интереса имеет характеристика "действенность", выражающаяся в активном знакомстве ребенка с предметами и явлениями социальной действительности, преодолении трудностей и проявлении спонтанных усилий для достижения целей.
Проблеме развития познавательного интереса у младших школьников посвящен целый ряд исследований (Е.С. Бабунова, И.Д. Власова, Л.Ф. Захаревич, Е.В. Иванова, Т.А. Куликова, и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.
Содержанием познавательных интересов могут быть разные области окружающей действительности, в том числе и мир неживой природы (М.Ю. Бурыкина, О.Р. Галимов, Л.А. Григорович, Л.М. Кларина, Н.Г. Комратова, Н.Н. Никандров, Г.И. Петку)
Познавательный интерес младших школьников обогащает процесс общения. Интенсивный поток деятельности, энтузиазм, с которым обсуждаются актуальные вопросы, широкий спектр информации, получаемой друг от друга, - все это способствует как эффективности обучения, так и социальной сплоченности учащихся младших классов, а также развитию и укреплению их коллективных устремлений. В психолого-педагогической литературе интерес учащихся средней школы - это интерес с сильным акцентом на эмоциональное отношение, который особенно ярок и зрелищен с точки зрения интеллектуального содержания. Впечатляющие факты, природные явления, связь с событиями общественной жизни (история), наблюдение за языком с помощью воспитателей и интерес к преобразованию языковых форм позволяют говорить о многогранности интересов детей дошкольного возраста [1].
В то же время практическая деятельность с растениями, животными, живущими вне класса, расширяют интерес детей к окружающему миру и постепенно позволяет им исследовать причины наблюдаемых явлений, чему, конечно, способствуют телевизионные программы: разумеется, дети старшего дошкольного возраста уже достаточно эффективно смотрят "Клуб путешественников", "Мир животных" и другие телепередачи [7].
У младших школьников развитие познавательного интереса можно рассматривать в несколько этапов. Первая стадия проявляется в виде любопытства. Это естественная реакция человека на что-то неожиданное или интригующее. Любопытство, вызванное неопытным результатом, интересным фактом, привлекает внимание к материалу на конкретном уроке, но не переходит на другие уроки. Это непостоянный, ситуативный интерес.
Более высокий уровень интереса - любопытство, когда учащиеся проявляют желание узнать больше об изучаемом явлении. В таких случаях учащиеся обычно активно задают вопросы на уроке, обсуждают результаты демонстраций, приводят примеры, читают дополнительную литературу, строят аппаратуру, проводят собственные эксперименты и т.д. Однако любопытство учащихся обычно не распространяется на весь предмет. Материал из другого предмета или раздела может наскучить ему, и он может потерять интерес к предмету. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любопытство и развивать устойчивый интерес к предмету. При этом учащимся интересно понимать структуру, логику и методы, используемые для изучения и обоснования новых знаний по предмету, увлекаться процессом постижения новых знаний в процессе обучения, самостоятельно решать проблемы и нестандартные задачи. Таким образом, познавательный интерес учащихся в младших классах является важным фактором их обучения, а также развития личности.
Познавательный интерес способствуют общей направленности деятельности младших школьников и может играть важную роль в формировании их личности. Влияние познавательного интерес на формирование личности зависит от нескольких условий [8]:
-степень интереса (интенсивность, глубина и устойчивость)
-личность (многогранные интересы, широкие интересы, частичные основные интересы, многогранные интересы с акцентом на основные)
-место познавательных интересов среди других мотивов и взаимодействие между ними
-специфичность интереса к познавательным процессам (теоретическая ориентация или желание использовать прикладные знания)
-взаимосвязь с жизненными планами и перспективами.
Эти условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность учащихся младших классов.
Развитие познавательного интереса напрямую зависит от организации учебной деятельности. Поэтому учителям следует ориентироваться на закономерность развития познавательного интереса в младших классах, помня, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Важно следовать принципу, что чем младше ученик, тем больше у него потребность в интуитивном обучении и что активное поведение должно играть большую роль в развитии познавательного интереса. Для младших школьников наиболее эффективным средством развития познавательного интереса является внеклассная работа.
1.2 Игровые методы как средство развития познавательного интереса младших школьников
Мотивация учебного процесса играет ключевую роль в его организации. Она способствует активизации умственной деятельности и формирует интерес к различным видам занятий, а также к выполнению определенных упражнений.
Одним из самых значимых факторов, способствующих мотивации, являются примеры обучения, которые удовлетворяют потребности, учащихся в новизне изучаемого материала и разнообразии заданий. Применение различных методов обучения помогает лучше запомнить изучаемый предмет, формирует более устойчивые зрительные и слуховые ассоциации и поддерживает интерес учащихся к активной деятельности.
Современный процесс обучения детей начальных классов требует от педагогов неустанного поиска новых подходов и методик, которые смогут не только эффективно передать учебный материал, но и удерживать интерес детей, способствовать развитию их мыслительных процессов и социальных навыков. Одним из таких методов является применение игровых методов в учебном процессе. Игры не просто развлекают, но и создают обстановку для активного усвоения знаний. Через игровую деятельность младшие школьники легче воспринимают информацию и имеют возможность применять её в реальных ситуациях, что способствует формированию критического мышления и креативности. Игровые элементы могут оживить занятия, сделать их более интерактивными и увлекательными, что, в свою очередь, обеспечивает более глубокое понимание предмета и способствует всестороннему развитию учащихся [14].
Игровые методики в обучении охватывают широкий спектр активностей, сосредоточенных на решении образовательных задач и на развитии личных качеств учащихся. Их можно применять как во время уроков, так и в дополнение к ним в рамках внеклассной деятельности. Эти методы способствуют пробуждению познавательного интереса у детей, улучшая их внимание, память, мышление и воображение, а также формируя навыки общения и взаимодействия. В начальной школе игровые подходы особенно актуальны, так как они способствуют адаптации детей к образовательному процессу и создают условия для их самостоятельности и инициативности. Игровые активности направлены на закрепление знаний, развитие умений и навыков, а также творческих способностей учеников.
Интеграция игр в учебный процесс для младших школьников создает условия, позволяющие детям обучаться через активное вовлечение и экспериментальную деятельность. В процессе игры дети приобретают навыки сотрудничества, решения задач, формулирования гипотез и их практической проверки. Это способствует формированию у них не только предметных знаний, но и основных компетенций, таких как критическое мышление, умение общаться и работать в команде [7].
Игровые методы способны разрушать привычные преграды между обучением и отдыхом, делая учебный процесс более интересным и менее стрессовым для младших школьников. Учебный материал, представленный в форме игры, легче воспринимается детьми, что содействует его лучшему усвоению. Например, игры можно применять для изучения математических понятий, работы с текстами, изучения природных явлений или правил безопасного поведения.
Одной из ключевых ролей игровых методов в образовательном процессе является мотивации интереса у детей. В начальной школе игра является основным видом деятельности, поэтому её интеграция в учебный процесс позволяет учитывать психологические характеристики детей на данном этапе их развития. Игровые формы обучения делают процесс изучения более захватывающим и полезным, что способствует формированию положительного отношения к учебной деятельности.