Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие различных форм устной и письменной речи у школьников представляет собой ключевое направление в методическом подходе к преподаванию русского языка и литературного чтения. В современном образовательном процессе наблюдается повышенный интерес к обучению речи на основе текстов. Актуальной задачей становится формирование у учеников навыков извлечения информации из прочитанного, её креативной переработки и передачи целевому адресату, а также умение оценивать события и поступки, создавать тексты определённого типа.
Эффективность практики работы над связной речью существенно возрастает, когда текст используется не только как материал для анализа лексико-грамматических явлений, но и как инструмент, позволяющий освоить механизмы цельного высказывания. Задачи обучения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся с использованием художественной литературы, развитие связной речи и её выразительности, составляют основу практической деятельности учителей и теоретических исследований методистов. Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли такие учениe, как Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.В. Голубков, а также современники — М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, М.В. Черкезова и другие.
В их работах подчёркивается, что для достижения мастерства в связной речи недостаточно лишь овладения механикой построения предложений; необходимо также умение объединять их и организовывать в логически последовательный текст, применяя средства межфразовой связи. Мысль в тексте не ограничивается одним предложением — она переходит от одного к другому, создавая логическую структуру. В рамках учебного процесса внимание должно уделяться именно этим логическим связям, чтобы учащиеся могли находить необходимые модели и успешно интегрировать их в свою речь. Многие обучающиеся, несмотря на уверенное владение репродуктивной речью, испытывают трудности с независимыми высказываниями, что ставит их в сложные условия в процессе общения. Важно создать в классе условия для активного продуцирования самостоятельных монологов, учитывая такие аспекты, как мотивация, коммуникативная направленность и работа над творческим пересказом.
Решение данной задачи заключается, с одной стороны, в более активном использовании художественных текстов в обучении русскому языку — разработка методик их применения для различных видов речевой деятельности, таких как говорение, слушание, чтение и письмо, одновременно решая вопросы литературного образования на уроках языка; с другой стороны, в курсе литературного чтения, направленном на совершенствование всех видов речевой активности учащихся. опасения о том, что тесная связь между преподаванием русского языка и литературным чтением может привести к потере познавательной, воспитательной и эстетической ценности литературы в многонациональной школе, на наш взгляд, не обоснованы. Оно является целесообразным для решения задач по улучшению речевых навыков учеников через усвоение эстетической значимости слова и знакомство с языком художественной литературы на примере произведений разных авторов.
Вышеизложенное подчёркивает потребность в дальнейшем совершенствовании методов обучения русской речи в национальных школах и выявляет актуальность исследования вопросов развития русского языка на основе текста во время чтения. Исходя из этого, мы сформулировали цель: на основании известных психолого-лингвистических и методических рекомендаций определить наилучшие системы работы для формирования у учащихся устойчивых навыков самостоятельного высказывания, основанных на тексте.
Объектом нашего исследования является процесс развития русской речи на уроках чтения в начальной школе в контексте билингвизма.
Предметом исследования стали методики формирования навыков различных типов устных высказываний.
Цель: определить наиболее эффективную систему работы, направленную на формирование у учащихся прочных навыков самостоятельного высказывания, сформированных на базе текста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Описать речевую деятельность как основу речевого развития;
- Определить научные аспекты использования литературного текста для развития речи;
- Установить особенности адаптации художественного текста в начальных классах с учётом билингвизма;
- Разработать план действий по развитию речи на уроках чтения;
- Создать типологию коммуникативных заданий, способствующих успешному освоению навыков самостоятельного устного высказывания на базе текста.
Для решения указанных задач были применены следующие методы:
- Теоретический (анализ литературы по лингвистике, методике и психологии);
- Экспериментальный (констатирующий эксперимент и опытное обучение);
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Лингводидактические основы методики развития речи с использованием текстов художественной литературы
1.1 Научные основы развития речи
В процессе развития речевых навыков у школьников в контексте изучения литературы на уроках чтения стоит выделить три ключевых аспекта:
1. Психолингвистический, основанный на теории речевой деятельности.
2. Лингводидактический, который подразумевает исследование закономерностей этапов обучения как родному, так и иностранному языкам.
3. Методико-литературный, акцентирующий внимание на потенциале художественной литературы, литературоведения, критики и основ ораторского мастерства.
Работа по совершенствованию речи учащихся, протекающая в условиях коммуникативной активности, обретает максимальную результативность. В этой связи в теории и практике речевого формирования активно используется термин «речевая деятельность», который описывает систему речевых действий, объединяющих общение и мышление, и базирующихся на модели генерации речевого высказывания, индивидуального для каждого человека. Если говорить о соотношении понятий "язык", "речь" и "речевая деятельность", то можно отметить, что язык начинает выполнять определённые функции в контексте речевой активности, превращаясь в инструмент общения только в рамках конкретных задач речевой деятельности.[7]
Философы и психологи выделяют различные виды человеческой активности, среди которых можно обозначить коммуникативную (или общение), речевую и художественную, анализируя их взаимосвязи и способствуя активизации личностных проявлений и разнообразных проявлений. М.С. Каган подчёркивает, что между коммуникативной и художественной деятельностью существуют многообразные конкретные действия, где устремления к общению человека переплетаются с игрой, соединяясь в различных комбинациях с искусством. Именно эти художественно-игровые формы наиболее ярко проявляются в жизни ребёнка, обычно именуемые психологами ролевыми играми, хотя более точным будет называть их художественными играми.[24]
При проведении уроков чтения с целью речевого развития младших школьников, педагогу необходимо учитывать специфику коммуникативной деятельности, поскольку овладение языком и речью происходит наиболее эффективно именно в условиях общения. Этот процесс требует равноправного взаимодействия между участниками, что подразумевает обмен информацией и обратную связь, а не одностороннее донесение мыслей. Общение, в свою очередь, воспринимается как деятельностный процесс, будь он физического или психического характера; речевое общение — это лишь один из видов коммуникативной деятельности.
Лингводидактический подход направляет педагогов и студентов на развитие навыков целенаправленной конструкции речевых материалов, обладающих особыми стилистическими чертами и высокой результативностью. Обучение таким умениям считается высшей задачей лингводидактики, подразумевающей использование разнообразных упражнений, которые соответствуют учебной специфике чтения (литературы) и способствуют повышению уровня языковой, речевой и литературной подготовки учащихся.[4]
Деятельностный подход к речевому развитию в процессе изучения литературы акцентирует внимание на следующих принципах усовершенствования речевой деятельности:
- Взаимодействие нравственного воспитания, интеллектуального и художественно-эстетического развития учащихся в ходе изучения художественного текста в контексте урока;
- Органическая связь между работой над речью и всеми компонентами работы с художественным текстом, обеспечивающая как улучшение речевой активности учащихся, так и углубление их восприятия литературных произведений;
- Разнообразие методических подходов и методов, стимулирующих творчество учащихся на уроках чтения;
- Преемственность содержания и видов речевой деятельности начальной школы и дошкольного образования;
- Прогнозирование дальнейшей работы по развитию речи в средних и старших классах на уроках литературы;
- Практическая ориентированность речевого развития, приближающая его к реальным жизненным обстоятельствам и некоторым формам искусства;
- Систематическая работа по улучшению речевых навыков учащихся;
- Учёт межпредметных связей чтения, литературы, русского языка и других дисциплин в организации речевой деятельности.
Актуальность указанных принципов объясняется тем, что различные виды деятельности людей взаимосвязаны и влияют друг на друга. Благодаря занятиям по развитию речи формируются интеллектуально-трудовые навыки, которые имеют высокую практическую значимость для будущей профессиональной деятельности. Уроки чтения и литературы формируют у учащихся основы культуры чтения и умения пользоваться литературой, включая справочные материалы и библиотеки, что стимулирует их поиск, нахождение и исследование необходимой информации.[35
Художественно-эстетическая и речевая активности находятся в глубокой взаимозависимости. Следовательно, одной из задач педагога становится максимальное использование возможностей, вытекающих из этого взаимодействия. Такой подход повышает эффективность нравственно-эстетического воспитания, обогащает словарный запас учащихся и способствует успешному улучшению навыков связной речи в различных жанрах устных высказываний; при этом высказывания становятся все более творческими и художественными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 1977.
2. Андриянова В.И. Развитие активной русской речи школьников при работе над учебными текстами. – М., 1970.
3. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи // РЯШ. – 1996. – № 2.
4. Бессонова Н.Н. Предтекстовые и послетекстовые упражнения как необходимое условие усвоения текста при обучении русскому языку // Повышение уровня преподавания русского языка и русской литературы в национальной школе. – М., 1986.
5. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ. – 1996. – № 2.
6. Величко Л.И. Работа над текстами на уроках русского языка. – М., 1983.
7. Величук А.П., Ассадулин А.Ш., Сулейманова С.Г. Методика развития речи в начальной школе. – Л., 1982.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.- Л., 1934.
9. Гаспарян А.С. Составляем диалоги на основе текста // РЯНШ. – 1990. – № 9.
10. Гацуцын В.В. Детская речь на уроке русского языка // Русский язык в школе и дома. – 2004. – № 5.
11. Голубков В.В. Мастерство устной речи. – М., 1965.
12. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М., 1981.
13. Зимняя И.А. Психология слушания. – М., 1973.
14. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. – М., 1974.
15. Капинос В.И. Активизация методов работы по развитию речи // Совершенствование методов обучения русскому языку / По ред. А.Ю. Купаловой. – М., 1981.
16. Караулов Ю.Н. Язык и личность. – М.: Наука, 1989.
17. Колокольцев Н.В. Развитие устной и письменной речи на уроках литературного чтения. – М., 1958.
18. Корепина Л.Ф. Использование литературно-художественного образца для развития речи младших школьников в диалектных условиях // Развитие речи младших школьников: Сборник научных трудов. – М., 1983.
19. Корсовецкая Р.И. Работа над словом на уроках литературного чтения // РЯНШ. – 1990. – №6.
20. Коток Е.В. Коммуникативная направленность урока // РЯНШ. – 1982. – №2.
21. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // РЯШ. – 1996. – № 3.
22. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь… – М., 1994.
23. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. – М., 1974.
24. Леонов. С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. – М., 1988.
25. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого выказывания. – М., 1969.
26. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969.
27. Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.
28. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.
29. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.
30. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1988.
31. Мальцева К.В. Развитие устной речи на уроках литературы. – Киев, 1987.
32. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике // Литературное и речевое развитие школьников. -СПб.: Образование, 1992.
33. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976.
34. Никитина Е.И. Русская речь: Пробное пособие по развитию связной речи. 4-6 классы. – М., 1987.
35. Ниорадзе В.Г. Проблема развития русской устной речи. – Тбилиси, 1980.
36. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М., 1985.
37. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя. – М., 1985.
38. Саяхова Л.Г. Связный текст как учебная единица на уроках русского языка: Учебное пособие. – Уфа, 1987.
39. Стативка В.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности // РЯШ. – 2004. - № 5.
40. Урок русского языка в национальной школе / Под ред. М.Б. Успенского, М.В. Головановой. – М., 1986.
41. Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Учпедгиз, 1954. – Т.2.
42. Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981.
43. Шамсутдинова С.С. Развитие речи // РЯНШ. – 1989. – № 4.